Старческое слово к юным Подвижникам

"Аще узриши юнаго, своею волею восходяща на Небо, то ими его

за нозе его, и верзи долу: будет ему полезно сие"

(От старчества).

Святии Отцы, как видим в их Богодухновенных писаниях, всего более опасались и потому предостерегали от преждевременнаго стремления на безмолвную жизнь - в пустыне ли то будет или в Монастыре. К чему всего более бывают расположены, не по разуму ревнующие о духовном преуспеянии, молодые монахи и послушники.

Но как мы в сей книге своей похвалили - вопреки похвальному обычаю св. Отец - пустыню, показавши ея духовную красоту, то находим нужным - в противовес сему - сказать для предостережения несколько слов.

Как не созревший плод, будучи преждевременно сорван с дерева, бывает негоден для употребления и пропадает вся его добротностт, сладостт и приятностт, необходимо ему принадлежащия, по качеству его природы, если б он, созревши, получил свою полноту; так погубляет инок или послушник доброту души своей, преждевременно выходящий в пустыню на высокое, безмолвное житие, в котором сокрыто, по Лествичнику, целое море, недоведомых таин.

Святии Отцы учат: прежде нежели человек не возобладает собою, никак нельзя ему пойти в пустыню на безмолвное житие.

Что же значит возобладать собою?... Это, по их святому разуму, состоит в том, чтобы достигнуть глубокаго смирения, которое приобретается искренним послушанием своему духовному отцу (руководителю), которому необходимо и должен подчинить себя всякий, приходящий в монашескую жизнь - в монастыре ли он будет жить или в пустынном безмолвии. Ибо, как для школьника совершенно необходим наставник, так равно и для новоначальнаго в монашестве.

И находясь в полном повиновении у старца, новопоступивший в монашество должен слушать его во всём, всецело отсекая пред ним свою волю, свое разумение; не верить, как говорится в монашеском мире, своему разуму; а всё делать по совету своего старца, отнюдь не преступая его приказаний.

Должен иметь к своему старцу чистое откровение, не утаивая от него ни одного помысла, а тем более - всего своего душевнаго состояния. Без благословения своего старца не должен делать или предпринимать положительно ничего. Без ропота терпеть всё скорбное.

Вообще же смирение приобретается глубоким самопознанием своей всецело растленной грехом природы.

Отсюда естественно должна происходить глубокая скорбь о грехах своих, выражающая себя во всегдаш-нем покаянном настроении души, изливаемая в сердечных слезах умиления, кои, по учению святых Отец, имеют свойство пожинать грехи, как огонь солому. Простираясь далее, нужно, по чувству недоверия к себе, утверждать в себе постоянное самоосуждение, самоукорение, стараясь о том, чтоб увидеть себя худшим всей твари; всех людей почитая лучшими себя, а себя худшим всех.

Это познание дороже и выше всякаго другого; - потому что оно поставляет нас на правильный путь в отношении к Богу и делает невозбранным к нам шествие силы Божией.

Но и при всём этом, смирение даётся нам только Божиею силою и милосердием, сами собою мы не можем приобрести его никаками способами и средствами. Вся причина нашего непреуспеяния в добродетели, застоя и неподвижности в духовном делании состоит именно в том, что нет в нас благотворнаго сознания своей нищеты, и нет призывания Божией помощи. "Не имате,- говорит Апостол,- зане не просите" (Иак. 4:2). А не просем потому, что по своей гордости не хотим чувствовать нужды в Божией помощи. Ибо возможно ли подумать, чтобы всещедрый Господь Бог, хотящий нам спасения более, нежели мы сами себе, отказал нам в помощи, когда мы просим ея, искренно сознавши свою духовную нищету, безсилие и неможение. Вот в этом-то и состоит наше правильное внутреннее устроение: познать своё нравственное безсилие и неизбежную нужду в Божией помощи. Но если бы, при несознании сего, была нам оказываема Небесная помощь, то явно сие бы не послужило нам на пользу, потому что не сознавая нужды в Божией помощи, мы бы себе приписывали успехи в добре. А тут была бы явная неправда, в которой Бог быть не может, как Бог правды и истины.

Для того, чтобы с пользою жить в пустыне, нужно обучатся мысленной брани, которая превосходно объясняется в книг св. Пресвитера Исихия. За разъяснением ея туда и отсылаем желающих узнать - в чём она состоит.

Наши рекомендации