Рано или поздно, пройдет десять лет, двадцать, но все равно Ангел -- победит природу. Ангельское в монахе возьмет вверх, оно неистребимо уже, как образ Божий в человеке.

«Невидимая брань монаха состоит в том, - по словам старца Ефрема Катунакского, - чтобы победить внутренние страсти, самого себя. Вначале встретишь ветхого человека, подобно Голиафу, но дерзай! Придет благодать, и поднимешься над страстями, над самим собой и увидишь другого человека, подобного новому Адаму, с другим духовным горизонтом, другим духовным одеянием, другой духовной пищей».

На первый взгляд любой верующий человек мало чем от монахов отличается, но вы заметьте, как они молчат. Они уже умеют молчать, в отличие от нас. Монахи получают дар молитвы. У них лик обращен к Богу, а не к миру. Они стремятся к уединению, им хочется закрыться, у них уже идет молитва. Вы всмотритесь в монахов: их сразу можно узнать, они от нас отличаются.

Есть еще одна тайна: человек -- не может сам выбрать монашество. Кто благословляет на монашество? Опять монахи. Ангелы сами выбирают -- себе восполнение. Только они могут говорить: «Идем, вот ты! Идем к нам -- ты готов».

Ни один человек из мира, даже особо духовный, не в состоянии благословить на монашество, он может согласиться, понять, но благословить... Благословение родителей имеет большую духовную силу, но даже православные родители теряются перед -- Тайной монашества. При постриге не требуется согласие и благословение родителей, точнее, этот вопрос даже и не возникает.

Жития святых и жизнеописания подвижников Православия свидетельствуют о том, что большинство из них шли на монашеский постриг -- без благословения родителей. Родители удивляются: «Как такое может быть?» Воюют из-за этого со своими детьми часто. Но ведь, чадо -- к Богу идет! Радоваться надо!

Когда человек готов к монашеству? Когда он не откажется. Не потому, что он осознает, что готов, не оттого, что он собрался, а готов тогда, когда пришли к нему и сказали: «Идем!», и он ответил: «Иду!» Именно в этот момент и происходит выбор. Это удивительно! А потому, что неделей раньше человек сказал бы: «Нет!», - он побоялся бы. Через неделю он решит: «Я и без этого проживу». А нужно человеку в такой момент предложить, когда он твердо скажет: «Да!», -- а потом, получив этот ангельский образ, он никогда от него не откажется.

В монашестве есть дар, который человек, как драгоценную жемчужину, уже никогда ни на что -- не променяет. Если бы все это узнали, мы бы все туда побежали. Но Господь -- не всем это даёт понимать.

Почему, Православной Церковью руководит монашество? Потому что Церковь можно доверить -- только Ангелам, а не людям. Вот, Ангелы и руководят. В Православии архиереев так и называют -- Ангелы Церкви.

У каждого человека есть два пути, и оба спасительные: путь Марфы и путь Марии. Путь Марфы - это деятельное служение ближним, таково призвание «белого» духовенства. Путь Марии -- это выбор «единого на потребу», жизнь монашеская. Монах внимает Господу, сидя у Его ног.

Оба пути спасительны, второй - выше, но не нам выбирать. И в монастыре -- погибнуть можно, и в миру -- спастись. Монашество -- это лицо Церкви, которое обращено к Богу, а священство -- лицо Церкви, обращенное в мир, к людям. Вот такие у Церкви два лица.

ВАЖНАЯ НАУКА УМЕНИЕ -- ПРОЩАТЬ.

Обиды бывают мелкими, пустячными -- а бывают глубокими и серьёзными. В любом случае, мы должны трудиться над прощением. Как узнать, простил ли ты обидчика по настоящему, или только тешишь -- себя иллюзией и ЗАТАИЛ -- в себе зло? Что такое истинное прощение?

Непременное условие прощения от всего сердца -- чувство, что в прощении НУЖДАЕМСЯ мы сами. Добродетель прощения НЕ БЫЛИ -- способны вместить в себя даже ветхозаветные праведники. Пророк Иона, например, «БЫЛ -- раздражён», что Господь ОСТАВЛЯЕТ -- без наказания грехи ниневийцев, хотя недавно САМ -- согрешил, убегая «от лица Господня». Он побоялся исполнить -- волю Божию, которая призывала его проповедовать язычникам. Перед Богом он оказался -- таким же немощным грешником, как и ниневийцы.

И укором для него БЫЛО -- милосердие Господне, ещё так недавно извлёкшее его из пучины морской: Мне ли не пожалеть Ниневии, города великого, в котором более ста двадцати тысяч человек, НЕ УМЕЮЩИХ -- отличить правой руки от левой (Ион. 4, 11). Возможно опытное переживание -- своей немощи в глубине морской стихии пошатнуло уверенность Ионы -- в собственной правоте и смягчило его сердце.

«Чувствовать свои грехи НАДО, -- говорил Иоанн Златоуст, -- чтобы удобнее прощать другим».

Апостол Пётр, который был -- первый в предстоянии перед Христом, СТАЛ -- первым и в падении. По мысли святителя Василия Великого, он, трижды отрёкшись от Христа, пал, «НАУЧАЕМЫЙ -- щадить немощных сознанием своей собственной немощи».

Не зная себя, НЕ ПОНИМАЯ -- своей немощи, он НЕ СМОГ бы -- простить, сердцем принять и поддержать -- разбежавшихся от опасности учеников. Именно в этом благодатном переживании своей немощи возможно опытно ощутить помощь Божию.

В нашей жизни получается точно так же: мы НЕ ПРОЩАЕМ -- ближних, так как -- НЕ ВИДИМ своих грехов. Мы ожесточаемся потому, что не принимаем факта -- своей безпомощности, своей греховности -- перед Богом.

«А если, НЕ БОРЮТ нас страсти -- говорит Ефрем Сирин, -- то СТАНЕМ, может быть, осуждать боримых ими, потому что САМИ -- не испытали борения и потому, ВПАДАЕМ -- в высокоумие».

Прощение -- это дар Божий. Это горькая пилюля, которая исцеляет прежде всего тех, кто обижен. Ведь совсем не обстоятельства и не люди унижают человека -- человек унижен своим самолюбием. В евангельской притче царь, который был богат и самодостаточен, милостиво ПРОСТИЛ -- своего должника. Но тот, кому было ПРОЩЕНО очень многое, НЕ СМОГ -- простить своему должнику меньшего. Так как он был зависим от царя и боялся его, то вынужден БЫЛ -- лицемерно покаяться в том, что задержал долг. Но внутренняя нераскаянная озлобленность на царя всё же должна БЫЛА -- найти свой выход. И немилосердный заимодавец обрекает -- на страдания слабого, того, кто был должен ему. Он делает это, чтобы своё оскорблённое достоинство, вознаградить -- нападками на других, хоть бы то и неправыми», -- пишет святитель Феофан Затворник.

Когда мы просим прощения или прощаем только внешне, следуя предписаниям этикета, внутренне при этом не меняясь, ГРЕХ -- остаётся в своих пределах. Возрастая в сердце человека, он доставляет страдания тем, кто зависим от нас. Любая мелкая ошибка ближнего СТАНОВИТСЯ -- просто «законным» поводом ИЗЛИТЬ -- это дурное настроение души.

И вот, наши ближние становятся -- безответными жертвами тех внутренних грехов, в которых мы не хотим дать ответ перед Богом. По слову святителя Николая Сербского, «все внешние раздоры, ссоры и войны происходят изнутри, из разделившихся человеческих душ -- из внутренней вражды человека с самим собой и с Богом». Лишь всем сердцем ПРОЩАЯ -- недостатки ближнего, мы МОЖЕМ -- покаяться перед Богом в своих грехах.

Простить -- не значит забыть, не значит просто изменить своё мнение о ситуации или пытаться загладить негативную эмоцию более позитивной. Прощая, человек -- МЕНЯЕТСЯ сам – становится ДОБРЕЕ к людям.

Настояв на своём в тот момент, когда НАДО -- было бы простить, человек ожесточается и сердце его становится каменным – уходит доброта. И такой человек оставляется Богом, пока -- не простит свои обиды и не раскается в этом перед Богом.

Когда хочешь помочь человеку, который ПРИВЫК -- оправдываться, будь -- внимательным. Потому что, если он оправдывается, это значит, что у него МНОГО -- эгоизма, и поэтому бывает так: ты говоришь ему, что он поступил -- неправильно, а он, оберегая свою «безупречность» и доказывая, что неправ именно ты, НАЧИНАЕТ -- прибавлять враньё - ко вранью и самооправдание к самооправданию. В этом случае уже ты, указавший ему на его неправоту, СТАНОВИШЬСЯ -- причиной того, что этот человек оказывается ещё большим эгоистом и лжецом, чем был раньше. Увидев, что он продолжает оправдываться, ПРЕКРАЩАЙ -- что-либо ему втолковывать, но МОЛИСЬ, чтобы Бог его -- просветил. Преподобный Паисий Святогорец

Наши рекомендации