Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас.
Крепкий” -- сильный; “Безсмертный” -- неумирающий, вечный. Молитву эту надо читать три раза в честь трёх Лиц Святой Троицы.
Эта молитва называется Ангельской песнью. Её воспевают святые ангелы, окружая на Небе престол Божий. Люди, верующие во Христа, стали употреблять её спустя 400 лет после Рождества Христова.
В Константинополе было сильное землетрясение, от которого разрушались дома и селения. Устрашенные, царь Феодосий и народ обратились к Богу с молитвой.
Во время этого общего моления, один юноша на виду у всех невидимой силой был -- ПОДНЯТ на Небо, а потом невредимым -- СПУЩЕН опять на землю.
Он рассказал окружающим, что слышал на Небе, как Ангелы -- пели: Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный.
Умилённый народ, повторив эту молитву, прибавил: “Помилуй нас,” -- и землетрясение прекратилось.
В этой молитве Богом Святым мы называем первое Лицо Святой Троицы -- Бога Отца; Крепким -- Бога Сына, потому что Он такой же всемогущий, как и Бог Отец, хотя по-человечески Он страдал и умер; Безсмертным -- Духа Святого, потому что Он не только Сам вечен, как Отец и Сын, но дает -- жизнь людям и всем тварям.
Так как в этой молитве слово “Святый” повторяется три раза, то она называется также -- Трисвятое.
ЧЕТЫРЕ ИСКУШЕНИЯ В ЧАС СМЕРТИ ЧЕЛОВЕКА.
В книге блаженной памяти Никодима Святогорца «Невидимая брань» есть несколько глав, повествующих о том, как душа человека подвергается последним искушениям в этой жизни. Это -- последняя брань с духами злобы поднебесной (ср.: Еф. 6, 12), которую должен выдержать христианин.
Четыре главных и опаснейших искушения, каковым в час смерти обыкновенно подвергают нас враги: 1) колебания веры; 2) отчаяние; 3) тщеславие; 4) разные образы, в какие облекаются падшие духи и какие представляют отходящим.
Первое искушение — против веры.
Что касается веры, то, когда злокозненный враг начнет всевать в тебя помыслы неверия или, явясь видимо, заговорит против веры, ты, не входя с ним в спор, сам в себе восставь веру в то, на что он нападает, и скажи ему со святым негодованием: «Отойди прочь с глаз моих, сатана, отец лжи. Я и слушать тебя не хочу; от всей души всегда веровал и верую во все, во что верует мать моя, Святая Церковь. И этого для меня довлеет». Не допускай -- помыслов неверия и стой твердо.
Если змий сей злокозненный спросит тебя: «А чему учит Церковь?» -- не отвечай и внимания не обращай на слова его, презирая его; но ведая, что он есть -- одна ложь и лукавство и что начал говорить с тобой, чтоб поймать тебя на словах. Если чувствуешь себя крепким в вере и сильным в помысле и желаешь посрамить врага, ответь ему, что Святая Церковь верует тому, что единая есть истина. Если он опять спросит: «Какая же это истина?» -- скажи ему: «Та, в которую она верует, именно: что Христос Господь Крестом поразил тебя во главу и сокрушил власть твою». И затем прилепись взором ума своего к созерцанию распеншегося за нас Господа и помолись Ему: «Боже мой, Творче и Избавителю! Ускори на помощь мне и не дай мне поколебаться, даже малейше, в истине святой веры Твоей, но благоволи, чтоб я, как родился по благости Твоей в истине сей, так, в ней же пребывая, кончил и жизнь мою смертную во славу имени Твоего».
Второе искушение в час смерти — отчаянием.
Второе искушение в час смерти, которым враг покушается поразить нас, есть -- страх при воспоминании множества грехов наших. Страх умеряется верою в искупление грехов наших крестною смертию Христа Спасителя. Враг же, помрачая сию веру, СТРАХ -- за грехи раздувает до того, что он ПОДАВЛЕНИЕ -- надежду спасения и поражает безнадежием. Почему, наперед готовься к отражению сего нападения и отселе еще замышляй, приближаясь к вратам смерти, крепче держать победное наше знамение -- Крест Христов -- то есть водруженною в сердце иметь крепкую веру в искупительную силу крестной смерти Господа. Когда же, самим делом вступая в сии врата, ощутишь нападки нечаяния, прежде всего поспеши сознать, что они суть действия вражеские, а не естественные воспоминания своих грехов. Такому воспоминанию свойственно порождать смирение, сокрушение и скорбь сердечную об оскорблении Бога Праведного, но и Всемилостивого; почему оно, хотя поражает страхом, но таким, который не погашает надежды -- на милость Божию и, дает место дерзновенному упованию спасения, отражая всякое чувство отверженности.