Наставления -- отца алексея зосимовой пустыни.

О Святом Причащении батюшка говорил так: "Плоды Святого Причащения -- здоровье души и тела, мир душевный, какая-то радость духовная, легкое отношение к внешним скорбям и болезням. Бывает, например, так. Больной, причастившись Святых Тайн, говорит: "Если бы я еще дольше не причащался, давно бы умер". Эти плоды действуют, если мы -- не оскорбляем святыню. Если же оскорбляем ее, то в тот же день причащения она перестает действовать.

А оскорбляем мы святыню чем? Зрением, слухом и другими чувствами; многословием и осуждением. Потому в день причащения НАДО -- ХРАНИТЬ зрение и больше МОЛЧАТЬ, держать язык за зубами. Если мы не получили плодов после Святого Причащения, надо -- раскаиваться, смирять себя, считать себя недостойным этих плодов. Быть может, и недостойно причастился? Рассеялся во время службы: можно ведь рассеяться не только блудными, а и другими посторонними мыслями.

Отчаиваться же и скорбеть, что НЕ ПОЛУЧИЛ -- плодов Святого Причащения, НЕ НУЖНО. Иначе оно будет для нас как некий талисман. Такое отношение к Таинству – своекорыстно и ГРЕХОВНО. Богу виднее, что нам и когда -- давать.

Если кто-либо спрашивал батюшку о чтении молитв, НУЖНО ли -- вычитывать все или можно что-либо пропустить, то он иногда отвечал так: "Лучше перевиться, чем недомолиться".

Об осуждении отец Алексий как-то сказал: "Осуждаем, детынька, оттого, что ЗА СОБОЙ -- не смотрим и себя наперед не осуждаем. Не осуждай никого, не клевещи и не давай неправильных советов ближним, ну а если тебе придется сделать это, ТО СПЕШИ -- исправить зло. Скажи, что ты неправильно сделала, предупреди, извинись письмом, наконец, если не можешь увидеться, а то, знаешь, много неприятностей от этого бывает".

О гордости и помыслах тщеславия старец говорил следующее: "Гордиться нам -- НЕЧЕМ, ведь если и есть что хорошее в нас, то не наше, а Божие. Нашего -- ничего нет. Когда тебе в голову придет гордый и тщеславный помысел о себе, так ты ГОНИ -- его сию же минуту и говори прямо вслух: "Знаю я, какая я хорошая. А это кто сделал, а это, кто сделал?" И начни ПЕРЕЧИСЛЯТЬ свои грехи -- помысел и отойдет".

Жалующиеся на свою тяжелую жизнь и на множество недостатков и грехов слышали от него следующие слова: "Не ропщи, детынька, НЕ НАДО, если бы Господь забыл тебя или не был к тебе милостив, то Жива-то не была бы. Только ты не видишь Его милостей, потому что ХОЧЕШЬ -- своего и молишься о своем, а Господь знает, что тебе лучше и полезнее. Молись всегда -- об избавлении от скорбей и от грехов, но под конец молитвы всегда добавляй, говори Господу; "Обаче, Господи, да будет воля Твоя".

Спрашивала я как-то старца, можно ли играть на рояле и танцевать. Батюшка сказал так: "Играть на рояле БЛАГОСЛОВЛЯЮ -- только классические вещи, например Бетховена, Шопена. Есть и некоторые вещички хорошие, но вообще легкая музыка СЛУЖИТ -- только страстям человеческим, там, знаешь, и аккорды-то все страстные. Ну а танцы - это совсем дело бесовское, унижающее достоинство человека. Знаешь, я как-то, когда был еще в миру, смотрел раз из своего окна и увидел в окне напротив бал. Так мне со стороны смешно даже смотреть было -- кривляются люди, прыгают, ну точь-в-точь как блохи".

"Батюшка, - сказала я как-то старцу на исповеди, -- я очень жестокая, не умею жалеть несчастных и больных людей". На это старец ответил мне: "Надо быть милостивой, детынька: блажени милостивии, яко тии помиловани будут (Мф. 5, 7). Главное же, МИЛУЙ -- души согрешающих ближних, потому что больных и страждущих душой надо жалеть больше, чем больных и страждущих телом. Милуй и НЕ ПРИЧИНЯЙ -- страданий даже животным, потому что и о них в Писании сказано: блажен, кто и скоты милует..."

О духовных подвигах и работе над собой батюшка говорил так: "Не вдавайся очень в подвиги и желания через -- меру, выше твоих сил, МОЖЕШЬ -- легко погибнуть. Иди средним -- путем. Средний путь - царский. Нет цены умеренному деланию.

Когда на молитве ты вдруг -- заплачешь, если вспомнишь, что кто-то тебя обидел или на тебя гневался, эти слезы не на пользу душе. Вообще, НУЖНО -- подавлять слезы, чтобы НЕ ПРЕВОЗНОСИТЬСЯ, что "вот я какая - уже молюсь со слезами!"

Если будешь думать о своих грехах и читать покаянные молитвы - -- это спасительно. Вообще же, знай, что враг всегда настороже, ВСЕГДА -- за тобой следит, смотрит на выражение твоего лица, твоих глаз и старается уловить твою слабую сторону, слабую струнку: гордость ли, тщеславие ли, уныние".

О помыслах нечистых и хульных и о борьбе с ними старец постоянно говорил так: "Все такие помыслы ОТГОНЯЙ -- молитвой Иисусовой, а когда, они очень уж будут -- докучать тебе, то ты, незаметно для других, плюнь -- на них и на диавола, тебя смущающего.

Ведь, когда при крещении христианин сочетается со Христом, он и на диавола, и на дела его и дует, и плюет - так и ты делай! Святые отцы учат, что на хульные помыслы совсем НЕ НУЖНО -- обращать внимания -- САМИ тогда отскочат. Нужно только сказать врагу: "Это не моя мысль, а твоя, навеянная". Если он возразит -- нет, твоя, то ответь ему: "Мой духовник мне приказал, так говорить" -- и тотчас враг отбежит от тебя".

Против скуки, уныния есть несколько средств: молитва, чтение евангелия, дело, поделье и, наконец, завернуть себя в мантию и уснуть. Когда на монаха надевают мантию, тогда начинается -- борьба сатаны с ним.

Когда во время Херувимской, или в другие важные минуты ПРИХОДЯТ -- в голову разные житейские мысли, НУЖНО тотчас прибегать -- к Иисусовой молитве. Твори крестное знамение и произноси молитву Иисусову тихонько вслух, это поможет -- не блуждать мыслями. Нужно собрать мысли и молиться с умилением, с сердечным сокрушением и детским доверием. Господь за такое доверие ПОШЛЕТ -- умиление, тогда и ощутишь великий плод от такой молитвы.

Наши рекомендации