Пост и супружеские отношения.

Помимо воздержания от пищи, Пост требует также, ВОЗДЕРЖАНИЕ -- от супружеских отношений. Воздержание от сладострастия для многих сопряжено с гораздо большими трудностями, чем воздержание от пищи. Смысл Поста не в том, чтобы на время подавить страсть, а в том, чтобы решительно отметая её помыслы, уйти от нее, СТАТЬ к ней -- безразличным, а значит, внутренне стать более свободным.

Именно это, имел в виду апостол Павел, когда говорил: «Имеющие жен должны быть, как не имеющие» (1Кор.7:29), а чтобы добиться этого он советовал УКЛОНЯТЬСЯ -- «друг от друга, … ПО СОГЛАСИЮ, на время, для упражнения -- в Посте и молитве» (1Кор.7:5).

Начинать надо с ОТКАЗА -- от инициативы со своей стороны, то есть, начать в интимных отношениях следовать завету апостола Павла – «Жена не властна -- над своим телом, но муж; ровно и муж -- не властен над своим телом, но жена» (1Кор.7:4). Особенно важным этот принцип становится в отношениях с неверующим или маловерующим супругом, он ПОЗВОЛЯЕТ -- верующему утверждаться в безстрастии и в то же время уходить от неизбежных в этой ситуации -- ссор и размолвок. Какие могут быть ссоры во время – Поста?

Воздерживаться друг от друга НУЖНО только ПО ВЗАИМНОМУ -- СОГЛАСИЮ, то есть так, чтобы ВОЗДЕРЖАНИЕ -- в супружеских отношениях НЕ ПРИВОДИЛО – к ссорам, и разделению в семье. Тут НЕЛЬЗЯ -- настаивать, тем более, выдвигать -- какие-то ультиматумы.

Верующий член семьи ДОЛЖЕН -- постепенно подводить своего спутника или спутницу жизни к тому, чтобы они когда-нибудь вместе сознательно и добровольно -- ПРИШЛИ к воздержанию. Все это невозможно без серьезного и ответственного -- воцерковления всей семьи. А когда это произойдет, тогда и эта сторона семейного бытия сама собой -- станет на свое естественное место».

****************************

"Часто человек Рождественским или Великим Постом -- начинает ощущать себя по-другому. И бояться этого не надо. Люди начинают переживать, что во время Поста вдруг, из них НАЧИНАЕТ -- гадость разная лезть.

Это очень ПРАВИЛЬНОЕ -- состояние человека, когда он ОЩУЩАЕТ -- свою гадость, испытывает чувство, что он весь такой -- липкий, грязный, весь какой-то неприятный от того, что непонятно почему это все вдруг ПОЛЕЗЛО -- из него именно сейчас. Это как в бане, как в парилке из человека НАЧИНАЕТ -- через поры вылезать вся грязь". Это проявленная -- милость Божия к вам, Господь дает вам -- возможность покаяться.

И вот, для нас Пост -- тем и хорош: всё, что ТАИЛОСЬ -- в нас, всё, что мы ЗАГОНЯЛИ -- в уголки нашего подсознания, всё то, что мы тщательно СКРЫВАЛИ -- под лицемерными улыбочками, под ХОРОШИМ – воспитанием и образованием, под умением -- вести себя в обществе, пыль в глаза пускать, умением говорить -- какие-то правильные вещи.

Вдруг, всё это НАЧИНАЕТ -- вылезать из нас, ПОКАЗЫВАЯ нам -- всю нашу ГРЕХОВНУЮ грязь, что годами скрытно ЖИЛА -- в нас, потому что, мы входим -- в область правды.

А то, что мы ПРЯТАЛИ -- от чего сами отворачивались и на что смотреть в себе – НЕ ХОТЕЛИ, вдруг, НАЧИНАЕТ -- покрывать нас этой липкой -- гадостью.

Тем самым, у нас ПОЯВЛЯЕТСЯ – возможность, наконец-то от неё ОСВОБОДИТЬСЯ -- в процессе Исповеди.Если мы осознаем, что это ВАЖНО: понять, какие мы ЕСТЬ -- на самом деле и НАЧАТЬ -- себя вот так, со смирением и с горечью – очищать Покаянием. Это самое прекрасное, что может быть с нами во время Поста – внезапное ощущение этой – липкой, противной ГАДОСТИ, которая есть в тебе. И начать, немедленное – Покаяние во всех этих грехах.

И даже, если человек таким придет к Пасхе, ничего страшного. Господь, по словам Иоанна Златоуста, готов одарить Пасхальной Радостью всех – и постящихся, и не постящихся, воздержанников и ленивых, и первых, и последних, работающих от первого часа и пришедших в 11-ый час. Так что, не страшно прийти таким. И такого примет Господь на Пасху, если по-настоящему человек ОЩУТИТ -- как боль, как свое НЕДОСТОИНСТВО, как свою болезнь, от которой он ИЩЕТ -- исцеление только у Господа. Так что нужно думать -- о пути Поста, а не о точке его окончания. Протоиерей Александр Уминский.

Однажды одна дама в разговоре со святителем Феофаном Затворником сообщила ему, что она не то в среду, не то в пятницу в пути ВЫПИЛА -- стакан молока. «Это, конечно, вещь неважная», -- сказала дама.

Святитель ей ответил: «Матушка, ты не стакан молока выпила, а пощечину -- Матери-Церкви дала!» Вот в чем грех-то, и грех большой -- Матерь-то свою не признавать, пощечинами-то ее награждать. А кому Церковь -- не Мать, тому Бог не Отец. Вот оно куда пошло дело-то, а ты ГОВОРИШЬ -- пустяки!»

КАК ПОСТИТЬСЯ -- ДЕТЯМ?

Отвечает на вопросы, и дает прекрасные советы – священник Александр Дубинин.

“Пост для детей надо проводить -- РАЗУМНО, то есть так, чтобы он не был сплошной и безсмысленной мукой, а имел бы ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ -- качество.

Мне кажется, для ребенка ВАЖНЕЕ -- начать Пост с какого-то -- Нравственного подвига. Надо дать ему возможность -- себя ограничить в том, где больше проявляется лакомство, жадность, эгоизм, а не в качестве той -- или иной пищи.

Надо, чтобы он это -- делал, сколько МОЖЕТ, в сознании, что этим он утверждает -- свою ВЕРНОСТЬ -- Богу, ПОБЕЖДАЕТ -- в себе те или другие отрицательные, ЭГОИСТИЧНЫЕ наклонности, добивается -- власти над собой, самообладания, УЧИТСЯ -- управлять собой, ВОСПИТЫВАЕТ в себе – СИЛУ воли, мужские -- качества! А это -- так и есть!

И надо ПОСТЕПЕННО -- увеличивать Пост, по мере того, как ребенок -- может это сделать. Ясно, что нет необходимости -- есть мясо: вегетарианцы никогда его -- не едят и при этом живут и процветают. Так, что неверно говорить, что ребенок – НЕ МОЖЕТ поститься без мяса. Но, с другой стороны, надо учитывать, что ребенок может сделать -- по состоянию здоровья и по своей крепости

Христианский Пост – это не просто “НЕВКУШЕНИЕ” -- чего-то и не просто количество “несъеденной” нами пищи, но сознательное и добровольное -- ВОЗДЕРЖАНИЕ с благочестивой целью, или самоотвержение ради Христа. Христиане постятся -- в память о своем Спасителе, при чем не произвольно, кто когда захочет, а в те дни и времена, которые -- установлены Святой Апостольской Церковью. Прежде всего, есть постные дни всего года – это среда и пятница каждой недели, установленные Церковью в память предания Спасителя на страдания и смерть (среда) и в память Его крестной смерти (пятница).

Теперь ответим на вопрос “Зачем поститься -- детям?” Да затем же, зачем и взрослым. Детям НАДО учиться плоть -- подчинять духу. Через воздержание в пище НАДО -- учиться воздержанию от всякого зла. Так же, надо возрастать -- в ПОСЛУШАНИИ Церкви и родителям. Конечно, по сравнению со взрослыми, дети ближе к миру ангельскому – хотя бы тем, что страсти в них еще -- не укоренились и не стали второй натурой.

Но не один ребенок – НЕ СВОБОДЕН от греха, причем с первых дней своей жизни, более того, детям -- ПЕРЕДАЕТСЯ по НАСЛЕДСТВУ – на Генетическом уровне – склонность к тем или иным грехам и страстям:

Наши рекомендации