Чужие недостатки видим – а о своих – ЗАБЫЛИ.

Ну нельзя нам -- СУДИТЬ священников – они САМИ за все отвечают – перед Богом!

В «Отечнике» приводится история, как к некоторому отшельнику приходил пресвитер из ближайшей церкви и преподавал ему Святые Таины. Кто-то, навестив пустынника, поведал ему о грехах пресвитера, и, когда пресвитер пришел в очередной раз, отшельник, даже не отворил -- ему дверь. Пресвитер ушел, а старец услышал голос от Бога: «Восхитили себе люди суд Мой». После этого отшельнику было дано видение. Он увидел золотой колодец с необыкновенно хорошей водой. Этим колодцем владел какой-то прокаженный, который черпал воду и наливал ее в золотой сосуд. Отшельник вдруг почувствовал нестерпимую жажду, но, гнушаясь прокаженным, не хотел брать у него воду. И опять был ему голос: «Почему ты не пьешь этой воды? Что за дело до того, кто черпает ее? Он только -- черпает и наливает в сосуд».

Отшельник, придя в себя, понял смысл видения и РАСКАЯЛСЯ -- в своем поступке. Затем он призвал пресвитера, попросил у него прощение и просил его преподавать -- Святое Причащение по-прежнему. Так и нам перед Причащением НАДО -- думать не о том, насколько благочестив -- совершающий Таинство священник, а о том, ДОСТОЙНЫ ли мы сами -- быть причастниками Святых Даров.

Святые Таины не являются личным достоянием священника. Он только служитель, а распорядитель Святых Даров – Сам Господь. Посредством священнослужителей в Церкви -- действует Бог. Поэтому святитель Иоанн Златоуст говорил: «Когда видишь, что священник преподает тебе Дары, знай, что… это Христос простирает к тебе руку». Неужели мы -- отвергнем эту руку?

Бывает, что христиане, регулярно причащающиеся Святых Таин, стараясь вести внимательную духовную жизнь, неожиданно ИСПЫТЫВАЮТ -- искушение нечистыми и хульными помыслами. Невидимый враг пытается осквернить своими наваждениями -- ум христианина, а через это РАССТРОИТЬ -- его приготовление ко Причащению. Но помыслы подобны ветру, который веет независимо от нашего желания. Святые отцы заповедуют НЕ ОБРАЩАТЬ внимания -- на приходящих помыслах, чтобы не увязнуть в постоянном внутреннем противоборстве. Чем больше мы пережевываем помысел, тем он реальней -- становится в нашей душе и противостоять ему всё труднее. Лучше игнорировать -- все мысленные прилоги, а ум заключать в слова молитвы, ведая, что подступающие помыслы не наши, а вражьи.

Лучше прочитайте трижды молитву: «Христос Воскресе! Христос Воскресе! Христос Воскресе! – Воистину Воскресе! И каждый раз креститесь. Все вражьи помыслы уйдут. Внимательная, теплая молитва рассеивает сумерки лукавых приражений, душа освобождается -- от мысленного угнетения и обретает благодатный мир.

В нашей духовной жизни возможно и такое искушение. Христианин усердно готовится к принятию Святых Таин, постится, воздерживается -- от мирских увеселений и дел, тщательно готовится -- к Исповеди. Но едва он причастился, как с радостью – СБРАСЫВАЕТ с себя всякий духовный труд, словно лишнее, ненужное бремя. Он НАИВНО -- надеется, что принятая благодать теперь САМА -- защитит и покроет его без какого-либо усилия с его стороны. В итоге наступает -- расслабление, человек легко -- оступается и вновь погружается в круговорот мирской суеты. Безпечно полагаясь -- на помощь Божию, такой человек СКОРО -- утрачивает дары причастия.

Важно помнить, что благодать Божия – НЕ СПАСЕТ нас -- без наших личных усилий. И потому, когда мы причастились – мы ДОЛЖНЫ быть очень внимательны -- к самим себе и ТЩАТЕЛЬНО – беречь полученную Благодать. Находиться в молитве, ЧИТАТЬ -- Евангелие, УКЛОНЯТЬСЯ -- от ненужного общения и пустых разговоров, не смотреть -- телевизор.А в аскетическом учении Церкви есть понятие «синергии», то есть «соработничества». Господь созидает и преображает душу при постоянном -- нашем личном усилии, участии, содействии.

Есть искушение противоположного характера. Видя, что через некоторое время после Таинства на нашу душу вновь оседает греховная пыль, малодушный человек -- отчаивается и решает, что в Таинствах Исповеди и Причащения не было большого смысла. Какой смысл идти к Таинствам, когда в нас всё равно проявляется грех? Однако если бы мы не исповедовались и не причащались, то мы бы и НЕ ЗАМЕЧАЛИ -- в себе ничего греховного, ПОТЕРЯЛИ -- бы чуткость ко греху и стали бы относиться к себе и к своему спасению совсем безразлично. Луч солнца, проникая в комнату, показывает, сколько пыли находится в воздухе, так в свете благодати Таинств СТАНОВЯТСЯ -- видны все НАШИ недостатки и немощи.

Духовная жизнь есть непрерывная борьба -- со злом, осуществление воли Божией при любых условиях. И нужно радоваться, что при наших преткновениях Господь -- ДАЕТ возможность очищаться -- от грехов в Таинстве Причащения. Это искушение – ждать, что благодать Таинства произведет в душе -- неотмирное чувство.

Часто можно встретить и такое искушение. Причащающийся СПЕЦИАЛЬНО -- ждет, что благодать Таинства непременно произведет -- в нем какое-то особое, неотмирное чувство, начинает прислушиваться к себе в поисках возвышенных ощущений. Подобное отношение к Таинству скрывает -- за собой едва распознаваемый эгоизм, поскольку человек измеряет действенность Таинства личным внутренним ощущением, удовлетворением или неудовлетворением. А это, в свою очередь, таит в себе две угрозы.

Наши рекомендации