Дни памяти: 4 / 17 декабря, Собор Новомучеников и исповедников Российских.

Кира Ивановна Оболенская родилась в 1889 году в семье князя Ивана Дмитриевича Оболенского. Древний род Оболенских восходит еще к князю Рюрику. В 10-летнем возрасте Кира была отдана в Смольный институт благородных девиц в Санкт-Петербурге, который окончила в 1904 году с серебряной медалью. После окончания института Кира Ивановна стала давать частные уроки в качестве домашней учительницы. Впоследствии учительство стало главным занятием ее жизни. К этой работе ее побудило глубокое религиозной чувство и искреннее желание служить ближнему. Она никогда и нигде не подчеркивала своего княжеского происхождения и не требовала к себе особого отношения, оставаясь везде человеком простым и добрым. В 1910 году Кира Ивановна стала учительницей в бесплатной школе для бедных, а также преподавала в ряде других школ города. В этих трудах застала Киру Ивановну Первая Мировая война. На ее фронтах погибли два ее брата – Вадим и Борис Оболенские. Потеря горячо любимых братьев не только отозвалась глубоким страданием в душе Киры, но и заставила по-новому осмыслить свою жизнь.

Революция внесла в жизнь Оболенских новые личные беды. В 1918 году родной брат Киры Ивановны Юрий вступил в Добровольческую армию и в 1920 году погиб в бою. В том же году другой брат Павел был арестован. Прямо из-под расстрела, раненному, ему чудом удалось бежать из ЧК и эмигрировать за границу, – он спас свою жизнь, но был навеки разлучен с семьей. В 1920 году умер отец. Заботы о семье (престарелой матери и больной сестре) легли на плечи Киры Ивановны, которая работала школьным библиотекарем.

В 1930 году Киру Ивановну арестовали, в обвинении было написано: «потенциально является идеологической базой для недокорчевания пока нашей внешней и внутренней контрреволюции». В следственном деле она называется «бывшая княжна», ей были приписаны следующие намерения: «проникать на работу в наши культурные и учебные заведения, и там взращивать в миропонимании подрастающего поколения вредную идеалистическую философию». Других обвинений предъявлено не было. На допросе Кира Ивановна заявила: «Я не отношу себя к разряду людей, разделяющих платформу советской власти. Мои расхождения с конституцией начинаются с вопроса об отделении Церкви от государства. От единомыслия с направлением советской государственности отказываюсь. Никаких контрреволюционных группировок, организаций или отдельных лиц, активно враждебно настроенных к советской власти, я не знаю, но одновременно заявляю, что называть какие бы то ни было фамилии считаю недостойной себя, ибо знаю, что это в условиях советской действительности навлекло бы на них неприятности». Тройка при ОГПУ по Ленинградскому военному округу приговорила княжну Киру Оболенскую к 5 годам лагерей.

После вынесения приговора Кира Ивановна была выслана этапом из Ленинградской тюрьмы в Белбалтлаг в городе Кемь в Архангельской области, а затем переведена в Свирьлаг в городе Лодейное Поле в Ленинградской области. В лагере она работала педагогом и медсестрой, работала много и усердно, за что была освобождена досрочно. Въезд в город ей был запрещен, и она поселилась за 101-м километром от Ленинграда.

В 1936 году Кира Ивановна переехала в город Боровичи, где стала преподавать иностранные языки в неполной средней школе. Боровичи в то время были местом ссылки духовенства и мирян из Ленинграда и окрестностей. Кира Ивановна общалась со всеми верующими людьми, гонимыми советской властью. Здесь встретились две Петроградские мученицы, сестры Александро-Невского братства, прихожанки Феодоровского собора: княжна Кира Оболенская и Екатерина Арская. Они были поистине духовно близки друг другу, и обстоятельства их мученического подвига невероятно, удивительно схожи.

В 1937 году в Боровичах были произведены массовые аресты ссыльного духовенства и мирян, были арестованы и Кира и Екатерина. Измученные голодной жизнью 20-х годов, заключением в лагере, ссыльной жизнью, новым арестом и допросами, две эти женщины своей праведной жизнью заслужили от Господа силы претерпеть до конца. Они не дали под пытками никаких показаний, не назвали ни одного человека, и даже не признали ни одного обвинения против себя. Особая тройка при НКВД по Ленинградской области приговорила Киру Оболенскую и Екатерину Арскую к расстрелу. Приговор был приведен в исполнение в Боровичах 17 декабря 1937 года.

В 2003 году Священным Синодом РПЦ причислена к лику святых новомучеников и исповедников Российских.

События дня.

Всенощное бдение.

Накануне я был на службе в Свято-Успенском соборе, где службу совершал уже несколько раз бывавший в нашем соборе незнакомый священник. Чин полиелея возглавлял о.Антоний Новицкий в сослужении уже упомянутого священника. а также…. о.Сергия Видяева, ранее служившего в Свято-Троицком храме, а затем в Свято-Георгиевском храме и храме Новомучеников. Пели на службе верхний хор собора, да хор воспитанников регентско-псаломщических курсов. Последние также читали и все читаемые части службы. Как и обычно, стихиры на службе, а также избранные строки из 1 кафизмы на вечерне (2 антифон на бдении), а также Песнь Богородице, хоры пели попеременно, то есть, антифонно. Антифон на полиелее «Ангельский Собор» также пелся антифонно.

Молитву «Сподоби, Господи, вечер сей без греха сохранитися нам….»[104] пело духовенство в алтаре.

На полиелее было пропето величание святой Великомученице Варваре.

Евангелие (от Луки): 1В первый же день недели, очень рано, неся приготовленные ароматы, пришли они ко гробу, и вместе с ними некоторые другие; 2но нашли камень отваленным от гроба.

3И, войдя, не нашли тела Господа Иисуса.

4Когда же недоумевали они о сем, вдруг предстали перед ними два мужа в одеждах блистающих.

5И когда они были в страхе и наклонили лица свои к земле, сказали им: что вы ищете живого между мертвыми?

6Его нет здесь: Он воскрес; вспомните, как Он говорил вам, когда был еще в Галилее, 7сказывая, что Сыну Человеческому надлежит быть предану в руки человеков грешников, и быть распяту, и в третий день воскреснуть.

8И вспомнили они слова Его; 9и, возвратившись от гроба, возвестили всё это одиннадцати и всем прочим.

10То были Магдалина Мария, и Иоанна, и Мария, мать Иакова, и другие с ними, которые сказали о сем Апостолам.

11И показались им слова их пустыми, и не поверили им.

12Но Петр, встав, побежал ко гробу и, наклонившись, увидел только пелены лежащие, и пошел назад, дивясь сам в себе происшедшему.

13В тот же день двое из них шли в селение, отстоящее стадий на шестьдесят[105] от Иерусалима, называемое Эммаус; 14и разговаривали между собою о всех сих событиях.

15И когда они разговаривали и рассуждали между собою, и Сам Иисус, приблизившись, пошел с ними.

16Но глаза их были удержаны, так что они не узнали Его.

17Он же сказал им: о чем это вы, идя, рассуждаете между собою, и отчего вы печальны?

18Один из них, именем Клеопа, сказал Ему в ответ: неужели Ты один из пришедших в Иерусалим не знаешь о происшедшем в нем в эти дни?

19И сказал им: о чем? Они сказали Ему: что было с Иисусом Назарянином, Который был пророк, сильный в деле и слове пред Богом и всем народом; 20как предали Его первосвященники и начальники наши для осуждения на смерть и распяли Его.

21А мы надеялись было, что Он есть Тот, Который должен избавить Израиля; но со всем тем, уже третий день ныне, как это произошло.

22Но и некоторые женщины из наших изумили нас: они были рано у гроба 23и не нашли тела Его и, придя, сказывали, что они видели и явление Ангелов, которые говорят, что Он жив.

24И пошли некоторые из наших ко гробу и нашли так, как и женщины говорили, но Его не видели.

25Тогда Он сказал им: о, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки!

26Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою?

27И, начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании.

28И приблизились они к тому селению, в которое шли; и Он показывал им вид, что хочет идти далее.

29Но они удерживали Его, говоря: останься с нами, потому что день уже склонился к вечеру. И Он вошел и остался с ними.

30И когда Он возлежал с ними, то, взяв хлеб, благословил, преломил и подал им.

31Тогда открылись у них глаза, и они узнали Его. Но Он стал невидим для них.

32И они сказали друг другу: не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге и когда изъяснял нам Писание?

33И, встав в тот же час, возвратились в Иерусалим и нашли вместе одиннадцать Апостолов и бывших с ними, 34которые говорили, что Господь истинно воскрес и явился Симону.

35И они рассказывали о происшедшем на пути, и как Он был узнан ими в преломлении хлеба.

36Когда они говорили о сем, Сам Иисус стал посреди них и сказал им: мир вам.

37Они, смутившись и испугавшись, подумали, что видят духа.

38Но Он сказал им: что смущаетесь, и для чего такие мысли входят в сердца ваши?

39Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это Я Сам; осяжите Меня и рассмотри́те; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня.

40И, сказав это, показал им руки и ноги.

41Когда же они от радости еще не верили и дивились, Он сказал им: есть ли у вас здесь какая пища?

42Они подали Ему часть печеной рыбы и сотового меда.

43И, взяв, ел пред ними.

44И сказал им: вот то, о чем Я вам говорил, еще быв с вами, что надлежит исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом и в пророках и псалмах.

45Тогда отверз им ум к уразумению Писаний.

46И сказал им: так написано, и так надлежало пострадать Христу, и воскреснуть из мертвых в третий день, 47и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима.

48Вы же свидетели сему.

49И Я пошлю обетование Отца Моего на вас; вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше.

50И вывел их вон из города до Вифании и, подняв руки Свои, благословил их.

51И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо.

52Они поклонились Ему и возвратились в Иерусалим с великою радостью.

53И пребывали всегда в храме, прославляя и благословляя Бога. Аминь.

Воскресная служба была совмещена со службой великомученице Варваре, а также преподобному Иоанну Дамаскину, потому и каноны читались по одному тропарю: воскресный, Божией Матери, великомученице Варваре и преподобному Иоанну. Ирмосы канона пел хор будущих регентов….

По окончании службы ничего о возможном архиерейском служении в сам день не было сказано (торжество, вероятнее всего, будет в храме поселка Варваровка-Павловка в Анапском районе).

Литургия.

В сам день я также был на службе в соборе, на поздней литургии, которую совершал о.Антоний Новицкий (облачившийся для участия в служении о.Сергий Видяев большую ее часть проводил исповедь, а потому участие в службе принимал только в самом ее конце). Пели верхний хор собора, а также хор воспитанников регентско-псмаломщических курсов. Антифоны литургии, тропари и кондаки после малого входа, Трисвятое, а также «Буди имя Господне благословенно от ныне и до века» хоры пели попеременно.

Чтения литургии. Сначала – рядовые, и отрывок из послания апостола Павла к Колоссянам: 1Павел, волею Божиею Апостол Иисуса Христа, и Тимофей брат, 2находящимся в Колоссах[106] святым и верным братиям во Христе Иисусе: 3благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа. Благодарим Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа, всегда молясь о вас, 4услышав о вере вашей во Христа Иисуса и о любви ко всем святым, 5в надежде на уготованное вам на небесах, о чем вы прежде слышали в истинном слове благовествования, 6которое пребывает у вас, как и во всем мире, и приносит плод, и возрастает, как и между вами, с того дня, как вы услышали и познали благодать Божию в истине, 7как и научились от Епафраса, возлюбленного сотрудника нашего, верного для вас служителя Христова, 8который и известил нас о вашей любви в духе.

9Посему и мы с того дня, как о сем услышали, не перестаем молиться о вас и просить, чтобы вы исполнялись познанием воли Его, во всякой премудрости и разумении духовном, 10чтобы поступали достойно Бога, во всем угождая Ему, принося плод во всяком деле благом и возрастая в познании Бога, 11укрепляясь всякою силою по могуществу славы Его, во всяком терпении и великодушии с радостью, 12благодаря Бога и Отца, призвавшего нас к участию в наследии святых во свете, 13избавившего нас от власти тьмы и введшего в Царство возлюбленного Сына Своего, 14в Котором мы имеем искупление Кровию Его и прощение грехов, 15Который есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари; 16ибо Им создано всё, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли,- все Им и для Него создано; 17и Он есть прежде всего, и все Им стои́т.

18И Он есть глава тела Церкви; Он - начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство, 19ибо благоугодно было Отцу, чтобы в Нем обитала всякая полнота, 20и чтобы посредством Его примирить с Собою все, умиротворив через Него, Кровию креста Его, и земное и небесное.

21И вас, бывших некогда отчужденными и врагами, по расположению к злым делам, 22ныне примирил в теле Плоти Его, смертью Его, чтобы представить вас святыми и непорочными и неповинными пред Собою, 23если только пребываете тверды и непоколебимы в вере и не отпадаете от надежды благовествования, которое вы слышали, которое возвещено всей твари поднебесной, которого я, Павел, сделался служителем.

Апостол, приветствуя паству свою, призывает пасомых к жизни, достойной звания христиан, всегда возрастая в познании Бога, а также всегда благодаря Его за все Его благодеяния. Главное же благодеяние, о котором рассуждает апостол – это дело спасения, совершенное во Христе.… Впрочем, эти слова не значит, что все уже сделано, и человеку, как толкуют протестанты, надо лишь уверовать. Человек склонен ко греху, а потому неспособен сам последовать этому пути. Дело спасения, совершенное Христом на Кресте, теперь совершается в душе каждого человека, и сам он должен еще принять дар, который предлагает ему Бог. Господи, на Тя уповах, спаси мя!

Евангелие (от Луки): 1Сказал также Иисус ученикам: невозможно не прийти соблазнам, но горе тому, через кого они приходят; 2лучше было бы ему, если бы мельничный жернов повесили ему на шею и бросили его в море, нежели чтобы он соблазнил одного из малых сих.

3Наблюдайте за собою. Если же согрешит против тебя брат твой, выговори ему; и если покается, прости ему; 4и если семь раз в день согрешит против тебя и семь раз в день обратится, и скажет: каюсь,- прости ему.

5И сказали Апостолы Господу: умножь в нас веру.

6Господь сказал: если бы вы имели веру с зерно горчичное и сказали смоковнице сей: исторгнись и пересадись в море, то она послушалась бы вас.

7Кто из вас, имея раба па́шущего или пасущего, по возвращении его с поля, скажет ему: пойди скорее, садись за стол?

8Напротив, не скажет ли ему: приготовь мне поужинать и, подпоясавшись, служи мне, пока буду есть и пить, и потом ешь и пей сам?

9Станет ли он благодарить раба сего за то, что он исполнил приказание? Не думаю.

10Так и вы, когда исполните всё повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что́ должны были сделать.

11Идя в Иерусалим, Он проходил между Самариею и Галилеею.

12И когда входил Он в одно селение, встретили Его десять человек прокаженных, которые остановились вдали 13и громким голосом говорили: Иисус Наставник! помилуй нас.

14Увидев их, Он сказал им: пойдите, покажитесь священникам. И когда они шли, очистились.

15Один же из них, видя, что исцелен, возвратился, громким голосом прославляя Бога, 16и пал ниц к ногам Его, благодаря Его; и это был Самарянин.

17Тогда Иисус сказал: не десять ли очистились? где же девять?

18как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника?

19И сказал ему: встань, иди; вера твоя спасла тебя.

Очень важный по своему значению текст предлагается нам. Христу встречается десять человек прокаженных. Проказа – это страшная болезнь, когда тело человека гниет заживо. Есть заразные формы проказы, а есть незаразные, но все они неизлечимы и по сей день. В те же годы она и вовсе была бедой. Потому Закон Моисеев предписывал удалять прокаженных из человеческого общества. Несчастный особым образом одевался и должен был при встрече с другим человеком кричать «нечист, нечист». Родственники часто приносили этим несчастным еду, но делали на расстоянии, оставляя ее в условленных местах, дабы не сообщаться с ними. Потому можно представить себе, в каком ужасном положении оказывался человек. Потому, вероятно, больные эти пролили много слез пред Богом, и много времени провели в молитвах пред Богом. И вот, они встречаются со Христом, и издали кричат (чтобы не создавать угрозу заражения), прося о помощи. Господь отвечает им, намекая на то, что они исцелены. Девять из них, увидев, что исцелены, на радостях бегут в Иерусалим, чтобы исполнить требуемый в Законе Моисеевом ритуал, полагающийся при исцелении от проказы. Лишь один из них остается. Он самарянин – член группы внутри иудеев, которая исповедовала форму иудаизму, несколько отличную, чем весь остальной еврейский народ. Поэтому иудеи презирали «еретиков» (также из-за предания, приписывающее самарянам нееврейское происхождение – от переселенцев из Вавилона), распространяя на них норму Закона Моисеева, запрещающую сообщаться с язычниками. Потому самарянину в Иерусалиме делать было нечего. Но именно он единственный из десяти благодарит Христа. И снова Евангелист, описывая чудо исцеления, подчеркивает этим Божество Христа. В Ветхом Завете также много совершалось исцелений. Были и исцеления от проказы. Однако там всячески подчеркивается, что пророки совершали все это не своей силой, но Божией. Они молились, и Бог исцелял больных – часто книги заботливо сохранили для нас и тексты молитв. Здесь же подчеркивается, что Господь совершает это СВОЕЙ СИЛОЙ. Да, и сам Он, как бы недоумевая по поводу того, что благодарит Его лишь один из десяти, при этом говорит: «… как они не возвратились (чтобы) воздать славу Бог…». Господь четко говорит о СВОЕМ Божестве, и эти слова могут стать неопровержимым аргументом против всевозможных еретиков, отрицающих Божество Христа (вроде современных иеговистов). Итак, чему этот текст может научить нас? Мы очень много просим в наших молитвах у Бога, но получая, мы не всегда вспоминаем о том, благодарю КОМУ наши желания осуществились. Всегда ли мы благодарим Бога за Его заботу о нас, а также за то, что Он исполняет наши просьбы, хоть мы подчас этого и не достойны? Не также часто происходит и у нас – получая помощь в какой-нибудь беде, мы забываем благодарить Бога, хоть ранее сами слезно просили Его? Увы, часто бывает именно так. Именно поэтому этот отрывок и читается, дабы мы не забывали об этом, ибо это говорит об отношении к Богу, ибо мы находим неприличным не поблагодарить человека, который в чем-то нам помогает, а благодарить Бога, который дает нам все – забываем. На поверку это значит, что все слова наши о любви к Богу – пустое сотрясание воздуха. Но да не будет этого на нас. Да не будем неблагодарными, но да помним не только о том, что Бог дает нам в ответ на наши прошения, но и о том, что дает Он на всякий час, даже когда мы об этом не просим, ибо память о непрестанных благодеяниях Бога к нам – первые шаги к стяжанию любви к Нему. Господи, научи нас благодарити и славити Тя всегда, во вся дни живота нашего!

И чтения праздника святой Великомученицы Варвары. Отрывок из послания апостола Павла к Галатам: 1О,

несмысленные Галаты! кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый?

2Сие только хочу знать от вас: через дела ли закона вы получили Духа, или через наставление в вере?

3Так ли вы несмысленны, что, начав духом, теперь оканчиваете плотью?

4Столь многое потерпели вы неужели без пользы? О, если бы только без пользы!

5Подающий вам Духа и совершающий между вами чудеса через дела ли закона сие производит, или через наставление в вере?

6Так Авраам поверил Богу, и это вменилось ему в праведность.

7Познайте же, что верующие суть сыны Авраама.

8И Писание, провидя, что Бог верою оправдает язычников, предвозвестило Аврааму: в тебе благословятся все народы.

9Итак верующие благословляются с верным Авраамом, 10а все, утверждающиеся на делах закона, находятся под клятвою. Ибо написано: проклят всяк, кто не исполняет постоянно всего, что написано в книге закона.

11А что законом никто не оправдывается пред Богом, это ясно, потому что праведный верою жив будет.

12А закон не по вере; но кто исполняет его, тот жив будет им.

13Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою (ибо написано: проклят всяк, висящий на древе), 14дабы благословение Авраамово через Христа Иисуса распространилось на язычников, чтобы нам получить обещанного Духа верою.

15Братия! говорю по рассуждению человеческому: даже человеком утвержденного завещания никто не отменяет и не прибавляет к нему. 16Но Аврааму даны были обетования и семени его. Не сказано: и потомкам, как бы о многих, но как об одном: и семени твоему, которое есть Христос.

17Я говорю то, что завета о Христе, прежде Богом утвержденного, закон, явившийся спустя четыреста тридцать лет, не отменяет та́к, чтобы обетование потеряло силу.

18Ибо если по закону наследство, то уже не по обетованию; но Аврааму Бог даровал оное по обетованию.

19Для чего же закон? Он дан после по причине преступлений, до времени пришествия семени, к которому относится обетование, и преподан через Ангелов, рукою посредника.

20Но посредник при одном не бывает, а Бог один.

21Итак закон противен обетованиям Божиим? Никак! Ибо если бы дан был закон, могущий животворить, то подлинно праведность была бы от закона; 22но Писание всех заключило под грехом, дабы обетование верующим дано было по вере в Иисуса Христа.

23А до пришествия веры мы заключены были под стражею закона, до того времени, как надлежало открыться вере.

24Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою; 25по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя.

26Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса; 27все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись.

28Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе.

29Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники.

Все послание к Галатам посвящено обличению уклонившихся в иудейство. Обряды Закона Моисеева никого не спасли, иначе бы не было нужды и Христу приходить. Но спасение даровано Христом, а значит, необходимость в большинстве из них отпала вовсе. Этому посвящена и данная глава, но в конце ее апостол пишет о сути христианства. Христианин – последователь Христа, а значит, он самим званием декларирует то, что исполняет написанное в Евангелие. А главное из предписанного в Евангелии – любовь. Христианин призван не делать разницы между людьми по национальному и социальному признаку, не делить людей на «своих» и «чужих», но любить всех одинаково. Апостол много раз пишет об этом, рассуждая о братолюбии, подчеркивая важность любви (ибо любовь – это сам Бог). «Не может глаз сказать руке: ты мне не надобна; или также голова ногам: вы мне не нужны. Напротив, члены, которые кажутся нам слабейшими, гораздо нужнее, и которые нам кажутся менее благородными в теле, о тех более полагаем попечения, и наименее благообразные наши наиболее благовидно покрываются, а благообразные наши не имеют к тому нужды.» - Так рассуждает апостол, уподобляя христианскую общину человеческому телу. К такому единству и такой заботе друг о друге и призываемся все мы. Это очень далеко от нашего нынешнего состояния, но именно потому эти слова нам и пишутся…

Евангелие (от Марка): 21Когда Иисус опять переправился в лодке на другой берег, собралось к Нему множество народа. Он был у моря.

22И вот, приходит один из начальников синагоги, по имени Иаир, и, увидев Его, падает к ногам Его 23и усильно просит Его, говоря: дочь моя при смерти; приди и возложи на нее руки, чтобы она выздоровела и осталась жива.

24Иисус пошел с ним. || За Ним следовало множество народа, и теснили Его.

25Одна женщина, которая страдала кровотечением двенадцать лет, 26много потерпела от многих врачей, истощила всё, что было у ней, и не получила никакой пользы, но пришла еще в худшее состояние,- 27услышав об Иисусе, подошла сзади в народе и прикоснулась к одежде Его, 28ибо говорила: если хотя к одежде Его прикоснусь, то выздоровею.

29И тотчас иссяк у ней источник крови, и она ощутила в теле, что исцелена от болезни.

30В то же время Иисус, почувствовав Сам в Себе, что вышла из Него сила, обратился в народе и сказал: кто прикоснулся к Моей одежде?

31Ученики сказали Ему: Ты видишь, что народ теснит Тебя, и говоришь: кто прикоснулся ко Мне?

32Но Он смотрел вокруг, чтобы видеть ту, которая сделала это.

33Женщина в страхе и трепете, зная, что с нею произошло, подошла, пала пред Ним и сказала Ему всю истину.

34Он же сказал ей: дщерь! вера твоя спасла тебя; иди в мире и будь здорова от болезни твоей.

35Когда Он еще говорил сие, приходят от начальника синагоги и говорят: дочь твоя умерла; что еще утруждаешь Учителя?

36Но Иисус, услышав сии слова, тотчас говорит начальнику синагоги: не бойся, только веруй.

37И не позволил никому следовать за Собою, кроме Петра, Иакова и Иоанна, брата Иакова.

38Приходит в дом начальника синагоги и видит смятение и плачущих и вопиющих громко.

39И, войдя, говорит им: что смущаетесь и плачете? девица не умерла, но спит.

40И смеялись над Ним. Но Он, выслав всех, берет с Собою отца и мать девицы и бывших с Ним и входит туда, где девица лежала.

41И, взяв девицу за руку, говорит ей: "талифа́ куми́", что значит: девица, тебе говорю, встань.

42И девица тотчас встала и начала ходить, ибо была лет двенадцати. Видевшие пришли в великое изумление.

43И Он строго приказал им, чтобы никто об этом не знал, и сказал, чтобы дали ей есть.

Исцеление кровоточивой женщины. Эта женщина много лет страдала от болезни, которая, с точки зрения иудеев, делала ее нечистой, так что с ней грешно было прикасаться. Трудно себе представить мучения такого, отверженного обществом, человека. Разумеется, она желала исцелиться от болезни, но ни одно средство, к которому она прибегала, не помогала. Мы не знаем ничего о ее тайных молитвах, как и о многих слезах, которые она проливала, моля Бога о помощи. И вот, Господь помогает ей, рассудив, что это принесет пользу и душе ее. О причинах болезней сказано много. Мы знаем, что согрешающий отдаляется от Бога, попадая во власть духа тьмы и чем больше он скатывается во грех, тем больше эта власть. Часто Бог попускает мучить человека, дабы он осознал то, в чью власть он впадает, совершая грех. Поэтому часто мы не получаем исцеления и потому нам полезней болеть, чем излечиваться. Господь в этом случае смотрит не на наши желания и даже не на молитву, но на то, принесет ли это пользу душе. И если исцеление от болезни даст положительный эффект и душе¸ то Господь и посылает исцеление….

По окончании службы о.Антоний поздравил всех с воскресным днем, а также праздником святой Великомученицы Варвары, особо поздравив всех именинниц, пожелав им всего наилучшего: мира, здравия, долгоденствия и прочего, а также призвал их всегда молиться своей небесной покровительнице, дабы ее молитвами Господь наставил их на всякую правду. После этого поздравления он произнес проповедь на тему нынешнего рядового Евангельского чтения. Господь, ходя где-то между Галилеей и Самарией, входит в некое селение, где Его встречают десять прокаженных. Проказа – страшнейшее заболевание, когда человек гниет заживо, тело покрывается гноящимися ранами, от него исходит зловоние. Этих людей подчас называли живыми мертвецами. Даже и сегодня еще нет лекарств от этой болезни, а что уж говорить о тех временах?! И Закон Моисеев устанавливал правило, согласно которому такие больные должны были уходить из населенных пунктов, селясь часто в гробах, погребальных пещерах, во всяком случае, подальше от людей. Иногда сострадательные люди приносили им еду, бросая им издали, либо, оставляя в условленных местах, поскольку правило запрещало приближаться к больным более, чем на 100 метров. Так иудеи защищались от этой страшной болезни. Можно представить себе страдания этих несчастных, которые вынуждены были годами страдать от своего недуга (так что многие почитали благодеянием смерть), а также и от отверженности от человеческого общества. И эти несчастные, вероятно, слезно молили Бога о помощи. Услышав же о Христе, как и многие, воспринимая Его, как пророка, они вышли навстречу Ему, и в полном соответствии с Законом, не приближаясь, издалека закричали: «Иисусе, Наставниче! Помилуй нас!» В других случаях Господь подходит к просящим и что-то говорит, ублажая их веру или возвещает о том, что они услышаны. А Господь здесь лишь велит им пойти и показаться священникам. поскольку священники у иудеев подчас исполняли обязанности врачей. Они регистрировали у человека проказу и они же подтверждали исцеление человека. Потому, эти слова и были свидетельством об исцелении. И они сразу последовали призыву Христа. Лишь один из них оставшись, пал ниц перед Христом, благодаря Бога и прославляя Христа за исцеление. И этот человек был самарянином, то есть, исповедовал иудаизм в несколько иной редакции. Оттого иудеи считали их язычниками, даже не совсем евреями, и не общались с ними. Те платили им тем же… Короче говоря, между ними была настоящая вражда. И вот, этот человек, которому делать в Иерусалиме было нечего, остается, прославляя Христа. И почему Господь здесь укоряет девятерых, не оставшихся воздать хвалу Богу?! Разве они не воздали хвалу? Воздали, но они не увидели Бога во Христе, потому сделали это уже в Иерусалиме. И лишь этот иноплеменник прозрел в ИСЦЕЛИВШЕМ его Христа и Бога. Чему нас может научить данный текст? Конечно же, благодарности, ведь Бог всегда подает нам все необходимое для жизни. Бог питает и опекает нас, как бы мы ни падали, как бы мы ни согрешали. Но всегда ли мы благодарим Его за то, что Он дает нам? Увы, часто мы, получим просимое, забываем об этом. Этот текст потому важен, ведь это Евангелие всегда читается при служении благодарственного молебна. Итак, в тексте этом содержатся две мысли – о необходимости видеть Христа, видеть все благодеяния Божии, а также о необходимости быть благодарными Богу. Итак, да научимся благодарности Богу за все Его благодеяния нам…. Также он в двух словах напомнил жизнеописание святой великомученицы Варвары, заметив, что об исключительности ее подвига говорит наименование «великомученица», и еще раз призвав всех именинниц молиться своей небесной покровительнице, дабы и она не оставляла их в своих молитвах к Богу….

В заключение он напомнил расписание служб, особенное внимание сосредоточив на грядущем во вторник празднике святителя Николая чудотворца – любимого в нашем народе святого, чья молитва к Богу особенно дерзновенна. В этот день будет совершено бдение полным чином, литургия, правда, будет совершена всего одна. А в 12.00 в тот день на Малой Земле, у строящегося кафедрального собора будет совершен молебен с молитвой о скорейшем завершении строительства.

Наши рекомендации