Божьи заповеди отражают Его характер.

Среда.

Христианский мир накануне Реформации был миром активной и решительной религиозности. Большинство людей в то время были благочестивыми и верными церкви. Однако их благочестие было в основном ошибочным. Этот факт признает даже католическая историография: «Молитвы, жизнь и учения были очень далеки от Священного Писания и апостольского идеала» l.

Религиозную жизнь характеризовали формализм и обыденность. Только в Кельне, Германия, ежедневно совершались сотни месс, но ни одного молитвенного служения не проходило на родном языке и никакого наставления не давали молодежи. Люди стекались в монастыри, чтобы найти мирскую и духовную безопасность. В Германии в то время было около 20 млн. жителей, 1,5 млн. из которых были священники и монахи. Верующих не побуждали читать Священное Писание, но призывали совершать тяжелые паломничества (такие как путешествие к «Святому облачению Христа» в Трир, Германия) или же восхищаться многочисленными коллекциями реликвий, Фридрих III Мудрый, курфюрст Саксонский, правивший в области, где жил Лютер, обладал коллекцией, насчитывающей более 19 тыс. реликвий2, которые включали: горстка монет «казначея Иисуса», «веткагорящего куста» и «капли молока от Матери Марии». Достоверность этих артефактов никогда не подвергалась сомнению.

Борьба с индульгенциями

Повеление Иисуса творить «добрые дела» (Матф.5:16) настолько было искажено, что противоречило учению Евангелия. Прощая людям грехи (Марк.2:5; Иоан.8:11), Иисус не обременял их дальнейшим наказанием, но отпускал с миром. А средневековые богословы превратили милость Иисуса в сложную судебную систему, ориентированную на дела.

Они утверждали, что человек может получить освобождение от вины у священника во время исповедания, но после этого должен совершать епитимью, то есть так называемыми делами благочестия заслужить прощение, чтобы загладить грех. Однако можно было получить освобождение от этих дел благочестия.

Как следствие, появилось учение об индульгенциях, избавлявших от наказания за грех. Начиная со Средних веков, такие индульгенции можно было покупать и за мертвых, находящихся (как предполагалось) в чистилище. Хотя продажаиндульгенций прекратилась после Реформации, однако учение некоторых церквей об отпущении грехов священником продолжает существовать и сегодня3.

Реформация возникла в результате борьбы против индульгенций. Папы в то время нуждались в средствах для строительства Собора Святого Петра в Риме, поэтому они поощряли продажу индульгенций. Как пишет историк Католической церкви Иосиф Лорц, возмутительный бизнес4 начал процветать. Одним из самых известных торговцев индульгенциями был доминиканский священник Иоанн Тецель.

Он обещал верующим: «Как только в моем ящике зазвенит золото, спасенные души направятся к Небесам» 5.

Это вызвало гнев у Мартина Лютера, молодого преподавателя теологии в Виттенберге, Германия.

В письме к архиепископу Альбрехту Майнскому он выразил протест против этого искажения христианского учения: «Христос нигде не давал повеление проповедовать об индульгенциях, но везде делал акцент на проповеди Евангелия»6.

Согласно словам Филиппа Меланхтона, друга Лютера,Мартин написал эти строки 31 октября 1517 года и прибил 95 тезисов об индульгенциях и делах благочестия к дверям Замковой церкви в Виттенберге. Первый тезис ударил как гром среди ясного неба: дела благочестия не совершаются как наказание за грех а покаяние –это постоянный образ жизни христианина. «Господь и Учитель наш Иисус Христос, говоря: «Покайтесь», заповедовал, чтобы вся жизнь верующих была покаянием»7.

«Соблюдайте Заповеди!»

В «Трактате о добрых делах» (1520 г.) реформатор объяснил, какими должны быть дела христиан. Добрыми делами считаются только те, которых ожидает от нас Бог, а не те, которых требуют люди. Если человек желает знать, какие это дела, ему следует прислушаться к словам Христа, сказанным богатому молодому начальнику: «Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди» (Матф.19:17).

Господь имел в виду Десять Заповедей, а не церковный канон или традиции. Для соблюдения этих Заповедей нужна данная Богом вера, которая наделяет необходимой силой. Без Христа дела мертвы8. Без дел как следствия веры будет присутствовать лишь внешнее проявление веры: «Объединяйте веру с добрыми делами, чтобы итог всей христианской жизни заключался в обоих» 9. Добрые дела – это«знак и печать», свидетельствующие об истинности веры10. Вера проявляется в любви (Гал.5:6), а любовь – всоблюдении Заповедей (1Иоан.5:3) 11.

Таким образом, христиане живут «под Законом, но вне осуждения Законом» 12. «Под Законом», ибо он остается в силе даже для рожденных свыше христиан. Закон необходим,чтобыраспознать грех (Рим.3.20.) и вновь (с помощью побуждения Святого Духа) обратиться к Божьей воле (Рим.8:4; Евр.8:10).

«Вне осуждения Законом», потому что Закон не осуждает верующих во Христа, ведь они силой Божьей соблюдают его.

Эллен Уайт также говорила о том, что Закон не может спасти нас. Но когда Бог записывает его в сердцах христиан, они могут и должны исполнять его13.

Сражаясь с «аморалистами», то есть «противниками Закона», Лютер сожалел, что его последователи довольствовались только «привлекательным евангелием», где оправдание греха было важнее оправдания грешника. Он предполагал, что придет время, когда люди будут поступать по собственному усмотрению и говорить, что Бога не существует14.

Бог призвал людей, ожидающих Второго пришествия, предупредить жителей Земли об этом событии и побуждать их быть верными Божьим Заповедям. Он дал нам «особую весть», реформационную весть, чтобы возродить и сохранить истину, а также соблюдать «Божий Закон». Эллен Уайт назвала эту весть «последней предостерегающей вестью для мира»15.

1Joseph Lortz and ЕмпIserloh, КleineReformationsgeschichte (Freiburg imBreisgau: Herder, 1969), р. 25.

2 Roland Bainton, Martin Luther. 4th ed. (Gottingen: Vandenhoeck&Ruprecht, 1962), рр. 54,55.

3Каtесhisщus der katholischenKirche (Munich: 1993), § 1494-1498.

4Lortz and Iserloh, р. 41.

5 Martin Luther, 27th thesis, quoted fromIngetrautLudolphy Die 95 Thesen Martin Luthers (Berlin: EvangelischeVerlagsanstalt, 1976). р. 23.

6 Martin Luther.LuthersSchriften: Weimar Edition, Briefe (Stuttgart: Metzler, 2002). vоl. 1. р. 111.

7Ludolphy.р. 20.

8Martin Luther.LuthersSchriften: Weimar Edition (Stuttgart: Metzler. 2003). vоl. 6. рр. 204. 205.

9 Martin Luther.LuthersSchriften: Weimar Edition (Stuttgart: Metzler, 2003), vоl. 12, р. 289.

10 Там же, vоl. 10/III, рр. 225, 226.

11 Heinrich Bomkamm, LuthersVorredenzurBibel (Frankfurt/ Main: InselVerlag. 1983), р. 179.

12 Martin Luther.LuthersSchriften: Weimar Edition (Stuttgart: Metzler. 2006). vоl. 39/I. р. 433.

13Эллен Уайт. Патриархи и пророки, с.373.

14 Martin Luther, LuthersSchriften: Weimar Edition. Deutsche Вibel (Stuttgart: Metzler, 2003). vоl. 11/II, р.117.

15 Эллен Уайт. Евангелизм, с. 225.

Вопросы для размышления и свидетельства:

1. Почему для христиан важно знать библейские нормы поведения?

2. Какое значение в нашей жизни имеют Божьи Заповеди? Как мы понимаем истину о «свободе от осуждения Законом»?

3. Что предполагал Лютер уже в его время? Сбылись ли его опасения? В чем сегодня заключается миссия людей, ожидающих Второго пришествия Христа?

Оправдание по вере.

Четверг.

Осознав библейскую истину об оправдании по вере, люди переживают пробуждение, возрождение и реформацию. Это произошло и в жизни Мартина Лютера, когда он обратился к учению об оправдании верой, изложенному апостолом Павлом. (Реформатор называлпомощью этого «величайшего тезиса»1 и вопреки церковной традиции, существовавшей более тысячи лет, Лютер начал движение Реформации в XVI столетии. 24 мая 1738 года Джон Уэсли услышал на Олдерсгейт-стрит в Лондоне проповедь на тему «Вступление к Посланию к римлянам Лютера». Воспринятые истины произвели на Джона такое впечатление, что он начал движение возрождения в Англии, ставшего «доминирующей эпохой в английской истории» 2.

Подобное возрождение произошло и в 1888 году на сессии Генеральной Конференции в Миннеаполисе, когда с размышлений о праведности по вере во Христа началась новая христоцентричная глава истории Адвентистской церкви. В результате этого возрождения появилась серия христоцентричных книг Эллен Уайт: «Путь ко Христу», «Нагорная проповедь Христа», «Наглядные уроки Христа» и «Желание Веков».

С другой стороны, когда верующие сосредоточивали внимание на собственных достижениях и заслугах, это всегда были периоды падения. К сожалению, уже во второмстолетии нашей эры христиане неправильно понимали слова апостола Павла о праведности по вере. В Средние века его последователи были в меньшинстве, а накануне Реформации преобладало такое мнение: «Если человек делает всё, что может, то Бог приложит к этому Свою благодать». Такое утверждение потрясло Лютера и побудило его провозгласить в своей лекции: «О вы, глупцы!» 3.

Наши рекомендации