Делая Библию доступной для людей
Верные Божьи мужи продолжали прилагать усилия, чтобы обеспечить людей Библией на их родном языке. Через 200 лет после рождения Уиклифа самый известный реформатор Мартин Лютер опубликовал в 1522 году Новый Завет, переведенный на немецкий язык. Полный перевод Библии доктора Лютера вышел в свет в 1534 году, новое издание с радостью приветствовали простые немцы. Однако властям это не понравилось: «Напрасны были все попытки духовной и светской власти уничтожить "ересь". Напрасно они прибегали к помощи тюрем, пыток, костров и мечей. Тысячи верных Божьих детей запечатлевали свою веру кровью, свидетельствуя о неуклонно распространявшейся истине. А гонения только способствовали этому» 2.
В то время как Мартин Лютер распространял Божье Слово среди простых людей в Германии, Уильям Тиндаль, следуя по стопам Уиклифа,решил осуществить новый перевод Библии на английский язык. Уиклиф переводил Библию с латинского текста, а Тиндаль - с языков оригинала, то есть с греческого и еврейского. Его труд не приняли в Англии, поэтому Тиндаль бежал в Германию, где в 1525 году вышел в свет его перевод Нового Завета – первыйотпечатанный перевод с оригинального греческого языка на английский.
Перевод Тиндаля сразу же проник в Англию, и с воодушевлением был принят народом, однако власти возненавидели реформатора. Когда он переводил Ветхий Завет, его предали. После 500 дней заключения Уильяма Тиндаля казнили - задушили цепями и сожгли на костре. Но верные друзья завершили его труд. Полный перевод Библии, осуществленный Тиндалем, был издан через несколько лет после его смерти.
Энтузиазм реформаторов
Почему эти мужи были готовы претерпевать боль, страдания и даже смерть, лишь бы сделать Божье Слово доступным для людей? Они жаждали донести Божью истину каждому человеку. Как только взоры людей обратились к библейской истине, они увидели противоречия между догмамисвященников и учением Божьего Слова. Истина освободила их от власти страха, в котором их держала господствующая церковь3.
Об энтузиазме реформаторов, стремившихся открыть каждому человеку доступ к Священному Писанию, Эллен Уайт писала: «Библия была дана не только для служителей и ученых. Каждому мужчине, женщине и ребенку следует читать Священное Писание для себя. Не полагайтесь на служителя, читающего его за вас. Библия - это Божье Слово к вам. Бедный и богатый, необразованный и ученый - все в равной степени нуждаются в нем. Христос сделал это Слово настолько простым, что никто из читателей не усомнится в нем»4.
Протестантский принцип исследования Библии заключается в простом буквальном прочтении текста и в том, чтобы позволить Библии толковать саму себя. Благодаря этим принципам большинство наших фундаментальных истин, таких как истины о субботе, состоянии умерших, святилище и следственном суде, были учреждены ко времени официальной организации Церкви адвентистов седьмого дня в 1863 году.
Относительно основательного изучения Библии Эллен Уайт писала: «Пастор [Хирам] Эдсон и другие, столь же ревностные, благородные и истинные служители Церкви, были среди тех, кто, пройдя через 1844 год, взыскали истину, как сокрытое сокровище.
Я встречалась с ними, и мы вместе настойчиво, горячо молились и исследовали Писание. Часто наши встречи продолжались до глубокой ночи; а иногда мы всю ночь молились об обретении света свыше и вникали в Слово Божье. Вновь и вновь эти братья, собираясь вместе, изучали Библию, чтобы глубже познать ее значение и приготовиться к проповеди ее истин» 5.
Критический взгляд
Сегодня некоторые недооценивают метод исследования текста посредством простого буквального прочтения. Они считают, что к изучению Библии необходимо подходить критически, дабы понять, что определенные места Божьего Слова означают для нас, жителей ХХI столетия. Вместо того чтобы сравнивать текст с текстом, они позволяют человеческой мудрости определять, что уместно, а что нет.
Одна из самых великих битв, с которыми мы сталкиваемся как адвентисты седьмого дня, - это битва за авторитет Библии.
Будем же помнить, что Священное Писание - наша единственная гарантия безопасности, если мы правильно понимаем и применяем историко-библейский метод толкования Писания, позволяя Библии толковать саму себя, заповедь на заповедь, правило на правило.
Обратите внимание на следующие слова относительно принятия библейских наставлений: «Бог требует от Своих последователей больше, чем многие полагают. Если мы не хотим строить наши надежды на вечность на ложном основании, то должны принимать абсолютно всё, написанное в Библии, и верить, что Господь действительно имеет в виду то, о чем говорит» 6.
Методы изучения Библии
Церковь адвентистов седьмого дня имеет официальный документ о том, как изучать Библию. Утвержденный Исполнительным комитетом Генеральной Конференции на ежегодном совещании в Рио-де-Жанейро, Бразилия, документ «адресован всем членам Церкви адвентистов седьмого дня и имеет целью изложить руководящие указания по исследованию Библии». Далее в документе приведены два различных подхода к исследованию Священного Писания:
Историко-критический метод сводит к минимуму необходимость веры в Бога и послушания Его Заповедям. Кроме того, данный метод приуменьшает роль богодухновенности Библии как священной книги (включая проистекающее из богодухновенности единство ее текста), а также умаляет или неправильно интерпретирует апокалиптические пророчества и эсхатологические разделы Библии. Поэтому мы убеждаем изучающих Библию адвентистов не полагаться на использование исходных предпосылок и вытекающих из них выводов, связанных с историко-критическим методом.
В отличие от историко-критического метода и его исходных предпосылок, мы считаем необходимым сформулировать принципы исследования Библии, которые будут соответствовать доктринам самого Священного Писания, сохранять единство всех его книг и основываться на том, что Библия - это Слово Божье. Такой подход приведет нас к радостному и вознаграждающему опыту познания Бога» 7.
Бог дал нам небесное поручение быть защитниками Его Слова, ибо оно истинно и изменяет жизнь людей. В мире преобладает мнение, что все относительно, но это не так! Существуют абсолютные истины, они записаны в Божьем Слове, и нам следует верно исполнять это Слово.