Божье Слово – основание нашей веры.
Обращение президента
В этом году мы отмечаем 500-летний юбилей протестантской Реформации, благодаря которой многие впервые услышали весть о спасении во Христе. Свет истины распространялся не только с помощью учений великих реформаторов, но и посредством самого Божьего Слова, ведь Библия стала доступной на основных языках мира и люди могли самостоятельно читать ее.
Чтения Молитвенной недели в 2017 году сосредоточены на Христе - нашей Праведности, ибо «нет другого имени под небом ... которым надлежало бы нам спастись» (Деян.4:12).
Эллен Уайт замечательно выразила эту мысль на сессии Генеральной Конференции, когда сказала: «Единственный способ для человека устоять в борьбе - укорениться и утвердиться во Христе ... Голод души можно удовлетворить проповедью о Христе распятом, Христе - нашей Праведности. Когда мы укрепляем интерес людей к этой великой центральной истине, тогда сердце наполняют вера, надежда и мужество» (Бюллетень Генеральной Конференции, 28 января 1893 г.; см. также «События последних дней», с. 151).
Я призываю вас в течение Молитвенной недели не только размышлять над этими особыми чтениями, но также проводить время в изучении Божьего Слова и в молитве, когда мы вместе будем сосредоточивать внимание на Христе - нашей Праведности. Если в вашем доме есть дети, изучите с ними Детские чтения, которые вы найдете в данном пособии.
Пусть Господь благословит нас, когда мы все вместе, как всемирная церковная семья, будем изучать и молиться в это важное время истории Земли.
Тэд Н. К. Вильсон, президент Церкви Адвентистов Седьмого Дня
Познакомьтесь с автором
Ганс Гейнц родился в Вене, Австрия; теологию изучал в Адвентистском университете Франции (SeminaireAdventisteduSaleveinCollonges). После окончания семинарии четыре года служил пастором в Вене. Начиная с
1957 года преподавал в семинарии Богенхофен (SeminarSchlossBogenhofen) в течение 21 года (включая семь лет в должности ректора). После защиты докторской диссертации в университете Эндрюса (AndrewsUniversity) занимал должность декана в семинарии Мариенхее (SeminarМаriеnhӧhе) в Дармштадте, Германия (1982 - 1995 гг.). Доктор Гейнц написал несколько книг и множество статей на темы богословия и церковной истории. Его докторская диссертация «Оправдание и заслуга» освещает конфликт между учением ортодоксальных церквей о заслугах и библейским учением о праведности по вере. В данное время Ганс Гейнц и его жена Луизетта на пенсии, однако ведут активный образ жизни. Они живут вблизи семинарии Богенхофен, Австрия.
Божье Слово – основание нашей веры.
Тэд Н. К. Вильсон
Первая суббота.
На первый взгляд эта небольшая группа людей не отличалась от других похоронных процессий: священнослужители, любопытные наблюдатели, могильщики с кирками и лопатами. Не доставало только одного - гроба с покойником.
Странные похороны
Когда эта группа людей вошла на кладбище приходской церкви Сент-Мэри в Люттерворте, Англия, на их лицах отразились волнение и злорадство. Наконец, через 43 года после того, как «архиеретика» Джона Уиклифа положили в могилу, он получит по заслугам.
Достигнув места захоронения, могильщики поспешно приступили к делу, все больше углубляясь в землю, пока их кирки не наткнулись на деревянную крышку гроба. Вскрыв гроб, нечестивые руки вытащили покоившиеся там кости Джона Уиклифа и бросили в пылающий огонь.
Не получив возможности казнить реформатора при жизни, папство решило осуществить свой план послеего смерти. Когда кости Джона Уиклифа превратились в пепел, гордые прелаты собрали его и высыпали в ближайшую реку Свифт, надеясь не оставить и следа от этого человека и его деятельности.
Почему они испытывали такую ненависть и злобу? Потому что Уиклиф осмелился бросить вызов господствующей церкви, разоблачая живущих за чужой счет монахов. Но самым ужасным, по их мнению, было то, что Уиклиф осмелился перевести Библию с латыни на английский язык, сделав Божье святое Слово доступным людям. Священники, епископы и сам Папа Римский понимали, что свет Божьего Слова рассеет тьму, которая давала власть им и их коррупционной системе.
Спустя столетия теолог и историк Джордж Таунсенд писал: «Но сожжение костей такого человека не могло положить конец его влиянию. Как выразился Джон Фокс в своей книге о мучениках, «хотя они выкопали его тело, сожгли его кости и развеяли его прах, однако не могли сжечь Слово Божье и истину его учения, которые принесли плод и успех. Это Слово и эта истинапродолжают существовать даже до сегодняшнего дня» 1. Хотя Уиклиф избежал казни при жизни и был сожжен только после смерти, многие другие мученики были сожжены на костре, обезглавлены или утоплены за верность Богу и Его Слову.
Энтузиазм реформаторов
Почему эти мужи были готовы претерпевать боль, страдания и даже смерть, лишь бы сделать Божье Слово доступным для людей? Они жаждали донести Божью истину каждому человеку. Как только взоры людей обратились к библейской истине, они увидели противоречия между догмамисвященников и учением Божьего Слова. Истина освободила их от власти страха, в котором их держала господствующая церковь3.
Об энтузиазме реформаторов, стремившихся открыть каждому человеку доступ к Священному Писанию, Эллен Уайт писала: «Библия была дана не только для служителей и ученых. Каждому мужчине, женщине и ребенку следует читать Священное Писание для себя. Не полагайтесь на служителя, читающего его за вас. Библия - это Божье Слово к вам. Бедный и богатый, необразованный и ученый - все в равной степени нуждаются в нем. Христос сделал это Слово настолько простым, что никто из читателей не усомнится в нем»4.
Протестантский принцип исследования Библии заключается в простом буквальном прочтении текста и в том, чтобы позволить Библии толковать саму себя. Благодаря этим принципам большинство наших фундаментальных истин, таких как истины о субботе, состоянии умерших, святилище и следственном суде, были учреждены ко времени официальной организации Церкви адвентистов седьмого дня в 1863 году.
Относительно основательного изучения Библии Эллен Уайт писала: «Пастор [Хирам] Эдсон и другие, столь же ревностные, благородные и истинные служители Церкви, были среди тех, кто, пройдя через 1844 год, взыскали истину, как сокрытое сокровище.
Я встречалась с ними, и мы вместе настойчиво, горячо молились и исследовали Писание. Часто наши встречи продолжались до глубокой ночи; а иногда мы всю ночь молились об обретении света свыше и вникали в Слово Божье. Вновь и вновь эти братья, собираясь вместе, изучали Библию, чтобы глубже познать ее значение и приготовиться к проповеди ее истин» 5.
Критический взгляд
Сегодня некоторые недооценивают метод исследования текста посредством простого буквального прочтения. Они считают, что к изучению Библии необходимо подходить критически, дабы понять, что определенные места Божьего Слова означают для нас, жителей ХХI столетия. Вместо того чтобы сравнивать текст с текстом, они позволяют человеческой мудрости определять, что уместно, а что нет.
Одна из самых великих битв, с которыми мы сталкиваемся как адвентисты седьмого дня, - это битва за авторитет Библии.
Будем же помнить, что Священное Писание - наша единственная гарантия безопасности, если мы правильно понимаем и применяем историко-библейский метод толкования Писания, позволяя Библии толковать саму себя, заповедь на заповедь, правило на правило.
Обратите внимание на следующие слова относительно принятия библейских наставлений: «Бог требует от Своих последователей больше, чем многие полагают. Если мы не хотим строить наши надежды на вечность на ложном основании, то должны принимать абсолютно всё, написанное в Библии, и верить, что Господь действительно имеет в виду то, о чем говорит» 6.
Методы изучения Библии
Церковь адвентистов седьмого дня имеет официальный документ о том, как изучать Библию. Утвержденный Исполнительным комитетом Генеральной Конференции на ежегодном совещании в Рио-де-Жанейро, Бразилия, документ «адресован всем членам Церкви адвентистов седьмого дня и имеет целью изложить руководящие указания по исследованию Библии». Далее в документе приведены два различных подхода к исследованию Священного Писания:
Историко-критический метод сводит к минимуму необходимость веры в Бога и послушания Его Заповедям. Кроме того, данный метод приуменьшает роль богодухновенности Библии как священной книги (включая проистекающее из богодухновенности единство ее текста), а также умаляет или неправильно интерпретирует апокалиптические пророчества и эсхатологические разделы Библии. Поэтому мы убеждаем изучающих Библию адвентистов не полагаться на использование исходных предпосылок и вытекающих из них выводов, связанных с историко-критическим методом.
В отличие от историко-критического метода и его исходных предпосылок, мы считаем необходимым сформулировать принципы исследования Библии, которые будут соответствовать доктринам самого Священного Писания, сохранять единство всех его книг и основываться на том, что Библия - это Слово Божье. Такой подход приведет нас к радостному и вознаграждающему опыту познания Бога» 7.
Бог дал нам небесное поручение быть защитниками Его Слова, ибо оно истинно и изменяет жизнь людей. В мире преобладает мнение, что все относительно, но это не так! Существуют абсолютные истины, они записаны в Божьем Слове, и нам следует верно исполнять это Слово.
Настало время
Приближается буря. Настало время строить на твердом основании Божьего Слова. Сам Иисус объяснил, как нам приготовиться: «Итак, всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, которыйпостроил дом свой на камне; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне» (Матф.7:24-25).
Наша вера и наши убеждения должны зиждиться на вечном Божьем Слове. Библия, которая дошла до нас неизмененной и была запечатана кровью мучеников, стоит выше времени и культуры. Это Божье живое Слово, и под водительством Святого Духа мы можем найти в этом Слове ответы, в которых так отчаянно нуждаемся сегодня.
1 Джордж Таунсенд, цит. Джон Фокс. «Деяния и памятники: жизнь и труд мартиролога»,т.3,с.96.
2 Эллен Уайт. Великая борьба, с. 196.
3 "Wi1liamTyndale," athttp://greatsite. соmjtimеlinе-еnglishbiblе-historуjwi1liam-tyndale.html.
4 Рукописи Эллен Уайт, 12,7 февраля 1901 г.
5 Эллен Уайт. Избранные вести, кн. 1, с. 206.
6 Эллен Уайт. Свидетельства для Церкви, т. 5, с. 171.
7 "Methods of Вible Study," https://www. adventist.org/enjinformation/official-statements/documents/articlejgo/ - j methods-оf-Wblе-studу/.
8Эллен Уайт. Великая борьба, с. 624.
Вопросы для размышления и свидетельства:
1. Какое историческое значение имеет факт сожжения костей Уиклифа?
2. Как мы можем извлекать для себя больше пользы из исследования Библии?
3. Как следует понимать слова: «Буря приближается»? Каким образом мы можем приготовиться к ней?
УзнаваяЕвангелие.
Воскресенье.
Филипп Меланхтон, друг реформатора Мартина Лютера, похарактеру был миролюбивым и благожелательным. Однажды его спросили, почему он так предан Лютеру, хотя этот великий человек часто бывал упорным, властным и резким. Меланхтон, один из известных ученых периода Реформации, ответил просто и лаконично: «Я узнал от него Евангелие».
Посредством влияния Лютера и Реформации в начале современной эпохи Евангелие вновь оказалось в центре христианской веры. По словам апостола Павла, через Благую весть действует Божья сила, даруя спасение всякому верующему. «Ибо я не стыжусь благовествования Христова, потому что оно есть сила Божия ко спасению всякому верующему» (Рим.1:16).
Приведенный текст содержит пять важных понятий:
Благовествование
Слово «благовествование» означает «благая весть», «радостная весть». Это «благовестие Божие» (Рим.1:1), ибо оно исходит от Бога и возвещает о Боге. Но это также «благовествование Христово» (Рим.15:19), представляющее собой весть омиссии, жертве и искупительной смерти Иисуса из Назарета, Божественного Мессии. Более того,благовествование повествует о Его победе над смертью, о ходатайственном служении перед Богом за Свой народ, живущий в мире и сражающийся с трудностями, а также о Его будущем возвращении для завершения Своего служения. Таким образом, Евангелие заверяет нас, что после нынешнего «спасения в неспасенном мире» Христос вернется «изменить весь мир».
Благая весть предоставляет решение основной проблемы человечества: «Евангелие – единственноепротивоядие против наводнивших Землю греха и скорби» 1.
Сила Божия
Евангелие обладает творческой силой, ибо это Божье Слово. Человеческие слова не обладают творческой силой. Они часто представляют собой, по словам Шекспира, лишь «шум и ярость». Но когда Бог провозглашает Благую весть, Его слова исполняются: каждый верующий получает спасение.
Спасение
Спасение не обретают в результате философского размышления, домыслов или книжной мудрости.Человеческие теории не могут даровать спасение от страдания из-за чувства вины и скоротечности жизни; спасение совершается только благодаря Божественным действиям, Божественному оправданию. Лютер назвал оправдание «выгодной сделкой»2, чудесным обменом или заменой.
Накресте «Бог во Христе» поменялся местами с миром (см. 2Кор.5:19). Он взял на Себя осуждение, которое должны были претерпеть грешники: «Судья осужден вместо нас» 3. Иисус взял на Себя наше наказание и даровал нам Свою праведность (стих 21); Он отказался использовать Свою силу для Себя и даровал ее нам (2Кор.12:9); обнищал ради нас и даровал нам Свое богатство (2Кор.8:9); предложил нам вместо горя славу и вместо страданий радость. Господь «уничижил Себя Самого» (Филип.2:7), чтобы мы «всем обладали», хотя «ничего не имеем» (2Кор.6:10)4.
Для всякого человека
Чудеса Евангелия предназначены не для представителей отдельного народа, пола или социального статуса, а для каждого человека.
По дороге в Дамаск гонитель Савл, с гордостью хвалившийся своим еврейским происхождением и фарисейской самоправедностью (Филип.3:4-6), пережил чудесную встречу с Иисусом и стал апостолом Павлом. Благодаря этому необыкновенномуопыту он становится другом языческим народам, к которым принадлежали многие из его знакомых христиан.
Они были его «радостью и венцом» (Филип.4:1). Для апостола страдания и смерть Христа ради искупления
всех (1Тим.2:6) удалили все национальные,социальныеикастовые предрассудки (Гал.3:26-28). Евангелие разрушает все барьеры и создает наднациональное общество.
Во Христе разные люди разного происхождения, образования и опыта становятся «familiaDei» (лат.) - Божьей семьей. «Христос разрушает все преграды, все национальные предрассудки и учит любить всю человеческую семью» 5.
Все люди становятся детьми Бога. Христос объединяет нас не только на горизонтальном уровне, но прежде всего на вертикальном: Своей искупительной смертью Он воссоединяет человечество с Богом. Каким образом?
Через веру во Христа
Говоря о вере, Павел не имеет в виду предположение, представление или даже согласие с определенным утверждением. Верить в Священное Писание (в то время это был Ветхий Завет) означает «крепко ухватиться, держаться», быть верным»6. В Новом Завете вера означает «доверие, верность, преданность».
Мы получаем спасение – прощениегрехов, принятие Богом, обновление жизни и окончательноеискупление,-доверяяобетованию Христа о спасении, твердо полагаясь на Него и оставаясь верными Ему до конца. Бывших грешников, «нечестивых», спасают не их религиозные достижения (дела), а их доверие Богу, называющему их праведными во Христе (Рим.4:5). Оправдание грешников, то есть провозглашениеих – праведнымиперед Божьим престолом благодати, даровано только по вере, независимо от дел Закона (Рим.3:28; Гал.2:16).
Церковь считала, что в течение столетий она сохранила Евангелие и правильно толковала его. Многие, полагая, что понимали Павла, забыли суть его вести. Так называемая «непорочная праведность по делам» 7 завладела христианством, превратив апостольское учение о благодати по вере в коварную религию дел. Под влиянием законничества - греческого учения о добродетели и римской правовой теории оправдание грешников по благодати было заменено обязательным «тяжелым трудом»8. Совершая этот труд, бедный грешник, ищущий спасения, никогда не сможет узнать, достаточно ли он сделал, чтобы заслужить спасение. Хотя время от времени и раздавались некоторые голоса, несогласные с этим учением, однако либо они звучали неотчетливо, либо оставались неуслышанными.
Реформация XVI столетия вновь открыла чудесную апостольскую весть о спасении. Вновь зазвучали слова Павла:«Праведный верою жив будет» (Рим.1:17), и христианство осознало: «Единственная слава христиан - только в Иисусе Христе»9.
1 Эллен Уайт. Служение исцеления, С.141.
2 Труды Мартина Лютера, Веймарское издание.-т, 7, (..25 (MartinLuther, LuthersSchriften:WeimarEdition (Stuttgart: Metzler, 2003), yol. 7, р. 25).
3 Карл Барт. Церковная догматика, т. 4.1, с. 211.
4HorstРбh1mапп, AbrissderDogmatik (Gutersloh: GиtersloherVerlag, 1975), р.185.
5Эллен Уайт. Желание веков, с. 823.
6 Rolf Luther, Neu testament lichesWбгtегЬuсh (Hamburg: FurcheVerlag, 1963), р. 95.
7 Barth, р. 523.
8 Tertullian De poenitentia 6.
9ТрудыМартинаЛютера, Веймарскоеиздание, т. 13, с. 570 (Martin Luther, LuthersSchriften: Weimar Edition (Stuttgart: Metzler, 2004), yol. 13, р. 570).
Вопросы для размышления и свидетельства:
1. Как Евангелие изменило вашу жизнь? Что вы приобрели благодаря Евангелию?
2. Каким образом мы можем общаться с учеными, чтобы они почувствовали нужду в Евангелии?
3. Какое исцеляющее воздействие оказывает на нашу душу весть об оправдании только по вере во Христа?
4. Как Благая весть может убедить людей всех возрастов в необходимости христианской веры?
Основание нашего спасения.
Понедельник.
Учение об оправдании по вере – это «святилище Реформации»l.
Осознав чудесное обетование об оправдании грешника посредством веры в распятого Христа, Мартин Лютер чувствовал себя так, словно уже оказался в раю.
Будучи монахом, священником и профессором теологии, Лютер многие годы пытался понять слова Павла: «B нем [Евангелии] открывается правда Божия» (Рим.1:17). День и ночь он размышлял над этой фразой. По его словам, он ненавидел выражение «правда Божия», ибо понимал его философски, согласно учению отцов церкви и схоластиков. Мартин считал, что «правда Божия» - это требуемая Богом справедливость, которую грешники никак не способны явить, а поэтому попадают под Божий суд.
Встречи с Богом в башне
В 1545 году, за год до своей смерти, бывший монах-августинец, а теперь реформатор Мартин Лютер вновь размышлял о поворотном моменте своей жизни, веры и деятельности. Таким моментом стало осознание, что «правда Божия» - это не требование,а дар, праведность, вменяемая Богом каждому верующемуво Христа. Согласно словам Лютера, он понял это в комнате, расположенной в башне Черного монастыря в Виттенберге: «B этой башне Святой Дух открыл мне Священные Писания»2.
Библейская праведность
«По праведности Твоей спаси меня» (Пс.30:2 – согласнооригиналу). Еще в Ветхом Завете записано, что Божья праведность - это праведность, спасающая грешников. Когда Авраам получил обетование о будущих потомках (Быт.15:5), он был не «суперчеловеком», а таким же грешником, как все мы. Однако патриарх поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность (стих 6).
То есть Бог считал Авраама «праведным» благодаря его вере. Как «нечестивые» в Библии представляют собой не атеистов в современном понимании, а в общем смысле «грешников» (Пс.1:1; Притч.11:31), так и «праведные» – это не «безгрешные», а «верующие» (см. Авв.2:4). Такое понимание позволило апостолу Павлу убедиться, что даже в ветхозаветные времена люди оправдывались не делами, а верой (Рим.4:6-8).
Итак, только Бог имеет право «оправдывать», «называть праведными» или «считать кого-либо праведным», поскольку «Господь – оправданиенаше!» (Иер.23:6).
Таким образом, справедливость в Библии – это религиозное, а не моральное или политическое понятие. Люди, соблюдающие государственные законы и придерживающиеся общественных правил, не являются кем-то незаурядным в этом мире. Но человек, провозглашающий себя праведным перед Богом, становится жертвой роковой ошибки, ибо даже псалмопевец Давид в Ветхом Завете говорит: «Не оправдается пред Тобой ни один из живущих» (Пс.142:2).
Поэтому если люди хотят предстать праведными перед Богом, они нуждаются в Божьей праведности. Вот почему псалмопевец молился: «По правде Твоей избавь меня» (Пс.30:2; 70:2). Эта праведность - прежде всего искупительная праведность, спасение, а не наказывающая справедливость.
Во свете Нового Завета это означает, что Бог взял на Себя вину и осуждение нечестивого мира и платит за эту вину на суде. Такая плата - смерть на кресте Его праведного, безгрешного Сына (Иоан.1:29). Благодаря этой Жертве Он может простить неправедных, принять их, преобразовать их мышление и жизнь, а также дать им надежду на новый справедливый мир (2Петр.3:13). Только отвергнувшиедар спасения попадут под осуждение за свое беззаконие (Евр.10:29-30).
Они не разумели
«Не разумея праведности Божией... » (Рим.10:3). Ветхозаветные пророки ясно учили, что человек не может обрести спасение посредством собственной нравственности (Ис.64:5). Для спасения грешника необходима Божья праведность,обретаемая благодаря Его прощению и милостивому принятию.
Эту истину многие не понимали в течение столетий после завершения Ветхого Завета. В это время устные учения, используемые для толкования библейских текстов,приравнивались к открытому Слову Бога. Поэтому основанием веры стало Священное Писание, смешанное с устной традицией. Закон, Тора, был дополнен многими инструкциями относительно его исполнения. Некоторые из них даже заменили (Матф.15:1-6) и изменили (Рим.9:31-32) Закон. То, что было предусмотрено как наставление для жизни, превратилось в способ спасения. Неправильноепонимание привело к религиозному формализму (Матф.23:23) и даже к религиозному высокомерию (Лук.18:9-14) среди фарисеев времен Иисуса.
Как свидетельствуют ветхозаветные апокрифы, знание о важности Божьей благодати не было полностью утеряно3. Однако все более и более делался акцент на ценности дел человека, воспринимаемых какискупление грехов4, а также на требовании заслуг перед Богом5.
Жизнь была закована в «рабские узы», фарисеи стремились «продемонстрировать свое благочестие», целью их жизни было «прославление самих себя»; они верили, что их праведность станет для них «пропуском на Небеса» 6.
Вторник.
Мы оправдываемся только верой, но что следует за оправданием?
После смелого свидетельства Мартина Лютера перед императором, князьями и теологами 18 апреля 1521 года, во время которого он не отрекся от своих убеждений, свита испанского императора закричала: «В огонь его труды вместе с ним!»
Лютер поднял руки и воскликнул: «Я прошел через Него, я прошел через Него!
Жизнь, прославляющая Бога
« ... так и нам ходить в обновленной жизни» (Рим.6:4).
Хотя обновленная жизнь – этоследствие спасения, обретенного нами по вере, однако необходимо также, чтобы христианин своей жизнью заслужил доверие.
В Своем деле спасения Бог стремится не только простить, но и преобразовать человека.
Праведными перед Богом мы становимся в момент, когда поверили в Иисуса, однако освящение - это процесс длиною в жизнь. Благодаря ему начинается правление Христа в жизни верных. По словам Лютера, этот процесс представляет собой «начало нового творения» 5. После того как верующие законно оправданы, Христос через Святого Духа побуждает их к благочестивой жизни.
Бог трудится над грешниками, как «добрый самарянин», спасший жизнь человека которогоограбили и изранили разбойники. Подобно тому как самарянин не сомневался, оказывать ли ему помощь иудею, так и Бог не уклоняется от любви к тем, кто находится далеко от Него (Рим.5:8). Его окончательное намерение – спастиэтих людей (стих 10). Как самарянин сделал все возможное и внес необходимую плату за лечение избитого, так «Бог во Христе» все сделал и заплатил, чтобы мы могли примириться с Ним и стать новым творением в Нем (см. 2Кор.5:17,19,21).
Подобно тому, как пострадавшему необходимо было время для исцеления, так и грешникам необходимо время для возрастания (2Петр.3:18). Даже если они получили проще ни е и уже начали жить новой жизнью, грех еще остается внутри (Рим.7:17) и вокруг (1Иоан.5:19) грешников.
Но благодаря действию Святого Духа грех больше не господствует в жизни христианина. Фактически грех укрощен (Гал.5:16). Однако верующие не освобождены от битвы с грехом (стих 13), а призваны победить в этой битве (1Иоан.2:1). Насутешает понимание того, что Божье прощение - не одноразовое действие, Господь постоянно предлагает его раскаивающимся (Евр.7:25).
Лютер ярко описал это напряжение между состоянием праведности перед Богом и борьбой с грехом в мире. Возрастание в освящении – прогрессирующийпроцесс, он будет завершен только тогда, когда наступит «долгожданный день суда». «Эта жизнь означает: не быть благочестивым, а становиться благочестивым, не быть здоровым, а становиться здоровым, не быть, а становиться, не отдыхать, а упражняться. Мы еще не там, но стремимся туда. Еще не все сказано и сделано, но уже происходит и действует. Еще не конец, ибо путь продолжается»6. По Божьей воле «мы день за днем будем все более освящаться» 7.
Подобные мысли мы находим и в трудах Эллен Уайт. Освящение - «дело всей жизни», «ежедневный» опыт. Борьба с грехом – ежедневныйопыт, но вера приносит победу, даже если эта борьба не закончится во время нашей жизни на Земле8.
Любовь в действии
«Вера, действующая любовью» (Гал.5:6).Мы утверждаем: как праведность, которой наделяет нас Бог, так и обновленная жизнь зависят от веры в Христа. Для апостола Павла эта вера проявляется в любви, а любовь - в действии.
Чтобы понять значение оправдания и освящения, приведем такую иллюстрацию. Оправдание можно сравнить со стодолларовой купюрой, которую отец дал своему сыну. Сын должен был не спрятать купюру, а разменять на более мелкие и использовать для добра ближних. Именно так, по словам Лютера, действуют оправдание и освящение: «С таким Отцом, дарующим мне Свои бесценные сокровища, почему бы мне добровольно, радостно, от всего сердца и с энтузиазмом не делать все, что будет Ему приятно и приемлемо в Его глазах? Поэтому я отдам себя за своего ближнего, как Христос отдал Себя за меня; и ничего не буду делать в этой жизни, кроме того, что полезно, благоприятно и благотворно для моего ближнего, поскольку верой я в изобилии имею все самое лучшее во Христе» 9.
1РаulAlthaus, Die Theologie Martin Luthers (Giitersloh: GiitersloherVerlag, 1975), р. 205.
2Эллен Уайт. Великая борьба, с. 477.
3 Martin Luther, LuthersSchriften: Weimar Edition (Stuttgart: Metzler, 2006), vоl. 39/1, р. 98.
4 Quoted from Heinrich Borнkamm, LuthersVorredenzurBibel (Frankfurt аm Main: InselVerlag, 1983), р. 182.
5 Luther, р. 83.
6Martin Luther, LuthersSchriften: Weimar Edition (Stuttgart: Metzler, 2003), vоl. 7, р. 337.
7Martin Luther, LuthersSchriften: Weimar Edition (Stuttgart: Metzler, 2006), vоl.40/11, р. 355.
8Эллен Уайт. Деяния апостолов, с. 560; также см. Великаяборьба, с.471.
9First Principles of the Reformation or The 95 Theses and the Three Primary Works of Dr. Martin Luther, ed. Неnrу Wace and С. А. Buchheim (London: John Murray, 1883), р. 127.
Вопросы для размышления и свидетельства:
1. Какой дар Бог предлагает нам посредством оправдания и освящения?
2. Какое отношение освящение имеет к безгрешности?
3. Что освящение означает в ежедневной жизни христиан?
4. Освящение не дарует спасения, но оно является необходимым свидетельством того, что мы получили спасение. Обсудите эту истину.
Среда.
Христианский мир накануне Реформации был миром активной и решительной религиозности. Большинство людей в то время были благочестивыми и верными церкви. Однако их благочестие было в основном ошибочным. Этот факт признает даже католическая историография: «Молитвы, жизнь и учения были очень далеки от Священного Писания и апостольского идеала» l.
Религиозную жизнь характеризовали формализм и обыденность. Только в Кельне, Германия, ежедневно совершались сотни месс, но ни одного молитвенного служения не проходило на родном языке и никакого наставления не давали молодежи. Люди стекались в монастыри, чтобы найти мирскую и духовную безопасность. В Германии в то время было около 20 млн. жителей, 1,5 млн. из которых были священники и монахи. Верующих не побуждали читать Священное Писание, но призывали совершать тяжелые паломничества (такие как путешествие к «Святому облачению Христа» в Трир, Германия) или же восхищаться многочисленными коллекциями реликвий, Фридрих III Мудрый, курфюрст Саксонский, правивший в области, где жил Лютер, обладал коллекцией, насчитывающей более 19 тыс. реликвий2, которые включали: горстка монет «казначея Иисуса», «веткагорящего куста» и «капли молока от Матери Марии». Достоверность этих артефактов никогда не подвергалась сомнению.
Борьба с индульгенциями
Повеление Иисуса творить «добрые дела» (Матф.5:16) настолько было искажено, что противоречило учению Евангелия. Прощая людям грехи (Марк.2:5; Иоан.8:11), Иисус не обременял их дальнейшим наказанием, но отпускал с миром. А средневековые богословы превратили милость Иисуса в сложную судебную систему, ориентированную на дела.
Они утверждали, что человек может получить освобождение от вины у священника во время исповедания, но после этого должен совершать епитимью, то есть так называемыми делами благочестия заслужить прощение, чтобы загладить грех. Однако можно было получить освобождение от этих дел благочестия.
Как следствие, появилось учение об индульгенциях, избавлявших от наказания за грех. Начиная со Средних веков, такие индульгенции можно было покупать и за мертвых, находящихся (как предполагалось) в чистилище. Хотя продажаиндульгенций прекратилась после Реформации, однако учение некоторых церквей об отпущении грехов священником продолжает существовать и сегодня3.
Реформация возникла в результате борьбы против индульгенций. Папы в то время нуждались в средствах для строительства Собора Святого Петра в Риме, поэтому они поощряли продажу индульгенций. Как пишет историк Католической церкви Иосиф Лорц, возмутительный бизнес4 начал процветать. Одним из самых известных торговцев индульгенциями был доминиканский священник Иоанн Тецель.
Он обещал верующим: «Как только в моем ящике зазвенит золото, спасенные души направятся к Небесам» 5.
Это вызвало гнев у Мартина Лютера, молодого преподавателя теологии в Виттенберге, Германия.
В письме к архиепископу Альбрехту Майнскому он выразил протест против этого искажения христианского учения: «Христос нигде не давал повеление проповедовать об индульгенциях, но везде делал акцент на проповеди Евангелия»6.
Согласно словам Филиппа Меланхтона, друга Лютера,Мартин написал эти строки 31 октября 1517 года и прибил 95 тезисов об индульгенциях и делах благочестия к дверям Замковой церкви в Виттенберге. Первый тезис ударил как гром среди ясного неба: дела благочестия не совершаются как наказание за грех а покаяние –это постоянный образ жизни христианина. «Господь и Учитель наш Иисус Христос, говоря: «Покайтесь», заповедовал, чтобы вся жизнь верующих была покаянием»7.
«Соблюдайте Заповеди!»
В «Трактате о добрых делах» (1520 г.) реформатор объяснил, какими должны быть дела христиан. Добрыми делами считаются только те, которых ожидает от нас Бог, а не те, которых требуют люди. Если человек желает знать, какие это дела, ему следует прислушаться к словам Христа, сказанным богатому молодому начальнику: «Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди» (Матф.19:17).
Господь имел в виду Десять Заповедей, а не церковный канон или традиции. Для соблюдения этих Заповедей нужна данная Богом вера, которая наделяет необходимой силой. Без Христа дела мертвы8. Без дел как следствия веры будет присутствовать лишь внешнее проявление веры: «Объединяйте веру с добрыми делами, чтобы итог всей христианской жизни заключался в обоих» 9. Добрые дела – это«знак и печать», свидетельствующие об истинности веры10. Вера проявляется в любви (Гал.5:6), а любовь – всоблюдении Заповедей (1Иоан.5:3) 11.
Таким образом, христиане живут «под Законом, но вне осуждения Законом» 12. «Под Законом», ибо он остается в силе даже для рожденных свыше христиан. Закон необходим,чтобыраспознать грех (Рим.3.20.) и вновь (с помощью побуждения Святого Духа) обратиться к Божьей воле (Рим.8:4; Евр.8:10).
«Вне осуждения Законом», потому что Закон не осуждает верующих во Христа, ведь они силой Божьей соблюдают его.
Эллен Уайт также говорила о том, что Закон не может спасти нас. Но когда Бог записывает его в сердцах христиан, они могут и должны исполнять его13.
Сражаясь с «аморалистами», то есть «противниками Закона», Лютер сожалел, что его последователи довольствовались только «привлекательным евангелием», где оправдание греха было важнее оправдания грешника. Он предполагал, что придет время, когда люди будут поступать по собственному усмотрению и говорить, что Бога не существует14.
Бог призвал людей, ожидающих Второго пришествия, предупредить жителей Земли об этом событии и побуждать их быть верными Божьим Заповедям. Он дал нам «особую весть», реформационную весть, чтобы возродить и сохранить истину, а также соблюдать «Божий Закон». Эллен Уайт назвала эту весть «последней предостерегающей вестью для мира»15.
1Joseph Lortz and ЕмпIserloh, КleineReformationsgeschichte (Freiburg imBreisgau: Herder, 1969), р. 25.
2 Roland Bainton, Martin Luther. 4th ed. (Gottingen: Vandenhoeck&Ruprecht, 1962), рр. 54,55.
3Каtесhisщus der katholischenKirche (Munich: 1993), § 1494-1498.
4Lortz and Iserloh, р. 41.
5 Martin Luther, 27th thesis, quoted fromIngetrautLudolphy Die 95 Thesen Martin Luthers (Berlin: EvangelischeVerlagsanstalt, 1976). р. 23.
6 Martin Luther.LuthersSchriften: Weimar Edition, Briefe (Stuttgart: Metzler, 2002). vоl. 1. р. 111.
7Ludolphy.р. 20.
8Martin Luther.LuthersSchriften: Weimar Edition (Stuttgart: Metzler. 2003). vоl. 6. рр. 204. 205.
9 Martin Luther.LuthersSchriften: Weimar Edition (Stuttgart: Metzler, 2003), vоl. 12, р. 289.
10 Там же, vоl. 10/III, рр. 225, 226.
11 Heinrich Bomkamm, LuthersVorredenzurBibel (Frankfurt/ Main: InselVerlag. 1983), р. 179.
12 Martin Luther.LuthersSchriften: Weimar Edition (Stuttgart: Metzler. 2006). vоl. 39/I. р. 433.
13Эллен Уайт. Патриархи и пророки, с.373.
14 Martin Luther, LuthersSchriften: Weimar Edition. Deutsche Вibel (Stuttgart: Metzler, 2003). vоl. 11/II, р.117.
15 Эллен Уайт. Евангелизм, с. 225.
Вопросы для размышления и свидетельства:
1. Почему для христиан важно знать библейские нормы поведения?
2. Какое значение в нашей жизни имеют Божьи Заповеди? Как мы понимаем истину о «свободе от осуждения Законом»?
3. Что предполагал Лютер уже в его время? Сбылись ли его опасения? В чем сегодня заключается миссия людей, ожидающих Второго пришествия Христа?
Оправдание по вере.
Четверг.
Осознав библейскую истину об оправдании по вере, люди переживают пробуждение, возрождение и реформацию. Это произошло и в жизни Мартина Лютера, когда он обратился к учению об оправдании верой, изложенному апостолом Павлом. (Реформатор называлпомощью этого «величайшего тезиса»1 и вопреки церковной традиции, существовавшей более тысячи лет, Лютер начал движение Реформации в XVI столетии. 24 мая 1738 года Джон Уэсли услышал на Олдерсгейт-стрит в Лондоне проповедь на тему «Вступление к Посланию к римлянам Лютера». Воспринятые истины произвели на Джона тако