Тема 1. Музейные собрания древности и средневековья. Особенности собирания, хранения и экспонирования предметов религиозного культа.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

______________Музейное дело и религиозное искусство_________________

(наименование учебной дисциплины)

Направление(я) подготовки (специальность) _031801.65__Религиоведение_______

________________________________________________________________________

Форма обучения ___________очная, очно-заочная (вечерняя), заочная_____________

(очная, очно-заочная (вечерняя), заочная)

Барнаул

При разработке рабочей программы учебной дисциплины в основу положены:

1) ГОС ВПО по направлению подготовки (специальности) 022200 Религиоведение

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

утвержденный Министерством образования РФ «_05_» _апреля__2000 г.

2) Учебный план ________________031800.65 Религиоведение__________________

утвержденный от «___» ________20__г., протокол № ___

Рабочая программа учебной дисциплины одобрена на заседании кафедры

________________________________________________________________________

от «___» ________20__г., протокол № ___

Заведующий кафедрой ____________________________________ ____П.К. Дашковский___

Рабочая программа учебной дисциплины одобрена на заседании методической комиссии факультета политических наук

от «___» ________20__г., протокол № ___

Председатель методической комиссии_________________________ __О.С. Опекун_

I. Введение

Учебная дисциплина «Музейное дело и религиоведение» предназначена для студентов очной, заочной и вечереней форм обучения специальности «Религиоведение». Изучение курса направлено на формирование знаний об основных музееведческих категориях и терминологии, принципах организации музейной экспозиции, методах хранения, консервации и реставрации предметов религиозного назначения. Рассматривается история комплектования коллекций религиозного назначения в российских и зарубежных музеях. Анализируется история музейного дела в связи с религиоведением. Значительное внимание направлено на выявление особенностей организации и деятельности в России церковных и церковно-археологических музеев, ризниц. Изучаются протомузейные формы.

Дисциплина имеет практическую направленность, т.к. освещаются приемы оформления религиоведческих экспозиций и выставок в музеях-храмах, музеях-монастырях, епархиальных музея, церковных и музеях при высших духовных учебных заведениях.

Актуальность курса определяется современными тенденциями взаимодействия музеев и религиозных объединений на территории РФ. Федеральный закон от 2010 г. предполагает безвозмездную передачу имущества религиозного значения религиозным организациям. Возникающие в связи с данным обстоятельством правовые вопросы требуют знаний по истории формирования коллекций религиозного значения в российских музеях на отдельных исторических этапах, судеб религиозных предметов в советский период. Также немаловажным аспектом этой проблемы является знание и соблюдение правил хранения предметов религиозного назначения, реставрации и консервации.

Целью освоения учебной дисциплины «Музейное дело и религиоведение» является представление теоретических и практических сфер взаимодействия музейного дела и религиоведения; теоретическая подготовка религиоведов для работы в музейных учреждениях.

Задачи:

1. Рассмотреть историю развития музейного дела в связи с религиоведением; сформировать представление об основных этапах собирания, хранения и экспонирования предметов религиозного назначения.

2. Выделить и изучить основные типы хранилищ религиозных предметов.

3. Изучить приемы, средства и методы музейной экспозиции предметов культа.

4. Описать собрания религиозных предметов в музеях России, выявить принципы формирования фондов и построения экспозиций.

5. Рассмотреть основные проблемы взаимодействия религиозных организаций и музеев на современном этапе.

В результате освоения курса студенты должна знать:

- основные музееведческие категории и терминологию;

- методы хранения, консервации и реставрации религиозных предметов в музеях;

- принципы, приемы и методы организации музейной экспозиции;

- сущность федерального закона РФ о передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения

- российские музеи, храмы и монастыри, располагающие предметами религиозного назначения;

- направления и этапы деятельности научных коллективов по музеефикации культовых зданий (история вопроса и современные тенденции);

- этапы разработки закона о передаче имущества религиозного назначения религиозным организациям; мнения музейных коллективов и религиозных организаций.

Уметь:

- описывать технологии формирования экспозиции и организации экскурсии религиоведческого характера в церковных и светских музеях;

- характеризовать приемы оформления религиоведческих экспозиций и выставок в музеях-храмах, музеях-монастырях, епархиальных музея, церковных и музеях при высших духовных учебных заведениях;

- представлять историю формирования и развития музейного дела в период древности и средневековья, объяснять специфику храмовых и монастырских сокровищниц Европы, выделять особенности религиозных собраний Востока;

- характеризовать специфику развития музейного дела в России в XVIII–XIX вв.

-организовывать работу по составлению и презентации выставок предметов религиозного назначения.

Владеть:

-приемами, методами и технологиями построения выставки предметов религиозного назначения;

- современными методами музейной коммуникации;

- технологиями организации музейной экспозиции и выставки, приемами организации экскурсий в музеях-храмах, музеях-монастырях, церковных и церковно-археологических музеях;

- методами реставрации культовых предметов (иконы и т.д.);

- способностью представлять современный этап организации и деятельности церковных музеев и церковно-археологических кабинетов;

- способностью самостоятельно производить описи и составлять сводные каталоги предметов религиозного искусства в музеях Алтайского края.

II. тематический план

Название и содержание разделов, тем, модулей Объем часов
Общий Аудиторная работа Самостоятельная работа
Лекции Практические (семинарские) Лабораторные
Дневная форма обучения
Музейные собрания древности и средневековья. Особенности собирания, хранения и экспонирования предметов религиозного культа.  
История музейного дела в России  
История протомузейных форм. Церковные ризницы.  
Церковные и церковно-археологические музеи. Епархиальные древлехранилища («епархиальные палаты древностей») как тип церковных музеев.    
Формирование коллекций предметов религиозного культа в собраниях российских музеев.    
Становление и развитие музейного дела в Советской России  
Музеефикация российских храмов в советское время. Музеи-храмы и музеи-монастыри: история и современность  
Развитие музейного дела Сибири в связи с религиоведением  
Музейная экспозиция. Правила и принципы комплектования экспозиции религиозных предметов в музеях.    
Фондовая работа, хранение и реставрация предметов религиозного назначения в музее    
Музей и церковь: этапы взаимоотношений    
Очно-заочная форма обучения
Музейные собрания древности и средневековья. Особенности собирания, хранения и экспонирования предметов религиозного культа.      
История музейного дела в России      
История протомузейных форм. Церковные ризницы.    
Церковные и церковно-археологические музеи. Епархиальные древлехранилища («епархиальные палаты древностей») как тип церковных музеев.        
Формирование коллекций предметов религиозного культа в собраниях российских музеев.      
Становление и развитие музейного дела в Советской России      
Музеефикация российских храмов в советское время. Музеи-храмы и музеи-монастыри: история и современность    
Развитие музейного дела Сибири в связи с религиоведением      
Музейная экспозиция. Правила и принципы комплектования экспозиции религиозных предметов в музеях.      
Фондовая работа, хранение и реставрация предметов религиозного назначения в музее        
Музей и церковь: этапы взаимоотношений      
Вечерняя форма обучения
Музейные собрания древности и средневековья. Особенности собирания, хранения и экспонирования предметов религиозного культа.      
История музейного дела в России  
История протомузейных форм. Церковные ризницы.    
Церковные и церковно-археологические музеи. Епархиальные древлехранилища («епархиальные палаты древностей») как тип церковных музеев.      
Формирование коллекций предметов религиозного культа в собраниях российских музеев.      
Становление и развитие музейного дела в Советской России  
Музеефикация российских храмов в советское время. Музеи-храмы и музеи-монастыри: история и современность  
Развитие музейного дела Сибири в связи с религиоведением  
Музейная экспозиция. Правила и принципы комплектования экспозиции религиозных предметов в музеях.    
Фондовая работа, хранение и реставрация предметов религиозного назначения в музее    
Музей и церковь: этапы взаимоотношений    

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

______________Музейное дело и религиозное искусство_________________

(наименование учебной дисциплины)

Направление(я) подготовки (специальность) _031801.65__Религиоведение_______

________________________________________________________________________

Форма обучения ___________очная, очно-заочная (вечерняя), заочная_____________

(очная, очно-заочная (вечерняя), заочная)

Барнаул

При разработке рабочей программы учебной дисциплины в основу положены:

1) ГОС ВПО по направлению подготовки (специальности) 022200 Религиоведение

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

утвержденный Министерством образования РФ «_05_» _апреля__2000 г.

2) Учебный план ________________031800.65 Религиоведение__________________

утвержденный от «___» ________20__г., протокол № ___

Рабочая программа учебной дисциплины одобрена на заседании кафедры

________________________________________________________________________

от «___» ________20__г., протокол № ___

Заведующий кафедрой ____________________________________ ____П.К. Дашковский___

Рабочая программа учебной дисциплины одобрена на заседании методической комиссии факультета политических наук

от «___» ________20__г., протокол № ___

Председатель методической комиссии_________________________ __О.С. Опекун_

I. Введение

Учебная дисциплина «Музейное дело и религиоведение» предназначена для студентов очной, заочной и вечереней форм обучения специальности «Религиоведение». Изучение курса направлено на формирование знаний об основных музееведческих категориях и терминологии, принципах организации музейной экспозиции, методах хранения, консервации и реставрации предметов религиозного назначения. Рассматривается история комплектования коллекций религиозного назначения в российских и зарубежных музеях. Анализируется история музейного дела в связи с религиоведением. Значительное внимание направлено на выявление особенностей организации и деятельности в России церковных и церковно-археологических музеев, ризниц. Изучаются протомузейные формы.

Дисциплина имеет практическую направленность, т.к. освещаются приемы оформления религиоведческих экспозиций и выставок в музеях-храмах, музеях-монастырях, епархиальных музея, церковных и музеях при высших духовных учебных заведениях.

Актуальность курса определяется современными тенденциями взаимодействия музеев и религиозных объединений на территории РФ. Федеральный закон от 2010 г. предполагает безвозмездную передачу имущества религиозного значения религиозным организациям. Возникающие в связи с данным обстоятельством правовые вопросы требуют знаний по истории формирования коллекций религиозного значения в российских музеях на отдельных исторических этапах, судеб религиозных предметов в советский период. Также немаловажным аспектом этой проблемы является знание и соблюдение правил хранения предметов религиозного назначения, реставрации и консервации.

Целью освоения учебной дисциплины «Музейное дело и религиоведение» является представление теоретических и практических сфер взаимодействия музейного дела и религиоведения; теоретическая подготовка религиоведов для работы в музейных учреждениях.

Задачи:

1. Рассмотреть историю развития музейного дела в связи с религиоведением; сформировать представление об основных этапах собирания, хранения и экспонирования предметов религиозного назначения.

2. Выделить и изучить основные типы хранилищ религиозных предметов.

3. Изучить приемы, средства и методы музейной экспозиции предметов культа.

4. Описать собрания религиозных предметов в музеях России, выявить принципы формирования фондов и построения экспозиций.

5. Рассмотреть основные проблемы взаимодействия религиозных организаций и музеев на современном этапе.

В результате освоения курса студенты должна знать:

- основные музееведческие категории и терминологию;

- методы хранения, консервации и реставрации религиозных предметов в музеях;

- принципы, приемы и методы организации музейной экспозиции;

- сущность федерального закона РФ о передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения

- российские музеи, храмы и монастыри, располагающие предметами религиозного назначения;

- направления и этапы деятельности научных коллективов по музеефикации культовых зданий (история вопроса и современные тенденции);

- этапы разработки закона о передаче имущества религиозного назначения религиозным организациям; мнения музейных коллективов и религиозных организаций.

Уметь:

- описывать технологии формирования экспозиции и организации экскурсии религиоведческого характера в церковных и светских музеях;

- характеризовать приемы оформления религиоведческих экспозиций и выставок в музеях-храмах, музеях-монастырях, епархиальных музея, церковных и музеях при высших духовных учебных заведениях;

- представлять историю формирования и развития музейного дела в период древности и средневековья, объяснять специфику храмовых и монастырских сокровищниц Европы, выделять особенности религиозных собраний Востока;

- характеризовать специфику развития музейного дела в России в XVIII–XIX вв.

-организовывать работу по составлению и презентации выставок предметов религиозного назначения.

Владеть:

-приемами, методами и технологиями построения выставки предметов религиозного назначения;

- современными методами музейной коммуникации;

- технологиями организации музейной экспозиции и выставки, приемами организации экскурсий в музеях-храмах, музеях-монастырях, церковных и церковно-археологических музеях;

- методами реставрации культовых предметов (иконы и т.д.);

- способностью представлять современный этап организации и деятельности церковных музеев и церковно-археологических кабинетов;

- способностью самостоятельно производить описи и составлять сводные каталоги предметов религиозного искусства в музеях Алтайского края.

II. тематический план

Название и содержание разделов, тем, модулей Объем часов
Общий Аудиторная работа Самостоятельная работа
Лекции Практические (семинарские) Лабораторные
Дневная форма обучения
Музейные собрания древности и средневековья. Особенности собирания, хранения и экспонирования предметов религиозного культа.  
История музейного дела в России  
История протомузейных форм. Церковные ризницы.  
Церковные и церковно-археологические музеи. Епархиальные древлехранилища («епархиальные палаты древностей») как тип церковных музеев.    
Формирование коллекций предметов религиозного культа в собраниях российских музеев.    
Становление и развитие музейного дела в Советской России  
Музеефикация российских храмов в советское время. Музеи-храмы и музеи-монастыри: история и современность  
Развитие музейного дела Сибири в связи с религиоведением  
Музейная экспозиция. Правила и принципы комплектования экспозиции религиозных предметов в музеях.    
Фондовая работа, хранение и реставрация предметов религиозного назначения в музее    
Музей и церковь: этапы взаимоотношений    
Очно-заочная форма обучения
Музейные собрания древности и средневековья. Особенности собирания, хранения и экспонирования предметов религиозного культа.      
История музейного дела в России      
История протомузейных форм. Церковные ризницы.    
Церковные и церковно-археологические музеи. Епархиальные древлехранилища («епархиальные палаты древностей») как тип церковных музеев.        
Формирование коллекций предметов религиозного культа в собраниях российских музеев.      
Становление и развитие музейного дела в Советской России      
Музеефикация российских храмов в советское время. Музеи-храмы и музеи-монастыри: история и современность    
Развитие музейного дела Сибири в связи с религиоведением      
Музейная экспозиция. Правила и принципы комплектования экспозиции религиозных предметов в музеях.      
Фондовая работа, хранение и реставрация предметов религиозного назначения в музее        
Музей и церковь: этапы взаимоотношений      
Вечерняя форма обучения
Музейные собрания древности и средневековья. Особенности собирания, хранения и экспонирования предметов религиозного культа.      
История музейного дела в России  
История протомузейных форм. Церковные ризницы.    
Церковные и церковно-археологические музеи. Епархиальные древлехранилища («епархиальные палаты древностей») как тип церковных музеев.      
Формирование коллекций предметов религиозного культа в собраниях российских музеев.      
Становление и развитие музейного дела в Советской России  
Музеефикация российских храмов в советское время. Музеи-храмы и музеи-монастыри: история и современность  
Развитие музейного дела Сибири в связи с религиоведением  
Музейная экспозиция. Правила и принципы комплектования экспозиции религиозных предметов в музеях.    
Фондовая работа, хранение и реставрация предметов религиозного назначения в музее    
Музей и церковь: этапы взаимоотношений    

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Тема 1. Музейные собрания древности и средневековья. Особенности собирания, хранения и экспонирования предметов религиозного культа.

Музейные собрания древности. Размещение сакральных предметов в древних святилищах и храмах. Появление понятия «музей» в период античности. Древнегреческие «мусейоны»: структура, функции, содержание. Состав посвящаемых божествам предметов. Роль пинакотек в собирании и хранении предметов музейного назначения. Восприятие греческой системы хранения предметов религиозного значения в Римском государстве. Формирование в Риме института частного коллекционирования. Храм Мира. Применение методов консервации, правила и условия осмотра храмовых собраний.

Развитие музейного дела в европейском средневековье. Изменения концепции мироздания и роли человека. Ризница как протомузейная форма: самые ранние образцы, факторы распространения. Источники возникновения новых сокровищниц в период средневековья. Состав ризниц (реликвии, связанные с Иисусом Христом, Божьей Матерью, апостолами, мучениками). Реликварии. Христианские храмы и монастыри как места публичных выставок редких культовых предметов. Предметы религиозного культа в частных собраниях.

Религиозные собрания Востока. Реализация идеи «вакфа» в мусульманстве. Музеи-сокровищницы как форма предмузейного собирательства. Пути формирования религиозных коллекций.

Эпоха Возрождения. Развитие коллекционирования (дом Медичи).

Эпоха Просвещения и появление первых публичных музеев.

Наши рекомендации