Задача для волшебной палочки

Нашему духу, как и телу, требуются для здоровья и роста определенные вещи. Некоторые из нас не желают платить цену за развитие полезных духовных привычек. К сожа­лению, в таком случае приходится платить гораздо более высокую цену за духовные болезни и даже смерть.

В прошлом году ко мне подошел мужчина. Он был в от­чаянии. «Я потерял работу, — сказал он мне. — И вот уже несколько месяцев мне не удается найти новую». Отсут­ствие работы было не самой серьезной его проблемой. Он продолжал: «Я чувствую себя таким одиноким в окруже­нии своих проблем. Никого в церкви это не заботит. Иног­да мне кажется, что и Богу все равно. Я чувствую полную безнадежность и беспомощность».

Я попросил мужчину рассказать о его духовных привыч­ках. Насколько ответственно он подходит к поддержанию своей веры? Как часто он молится — обращается к Богу и слушает, что Он ответит? Регулярно ли он посещает цер­ковные собрания? Поддерживает ли он дружбу с верующи­ми людьми? Участвует ли он в оказании помощи другим?

Человек ответил отрицательно. Ничего из перечислен­ного он не делает. «У меня просто нет времени на это», — объяснил он. Я деликатно напомнил ему, что, будучи не­женатым и безработным, он вполне может найти свободное время. Он посмотрел на меня взглядом, говорящим: «Эй, у меня же проблемы. Когда мне так не везет, меньше всего мне нужны нравоучения пастора».

Созидающие сердце привычки



Человек хотел, чтобы кто-то взмахнул волшебной па­лочкой и придал ему смелости. Он сказал, что хотел бы иметь Божье присутствие в своей жизни, но отказывал­ся развивать способствующие духовному здоровью при­вычки.

Жесткая дисциплина

Когда молитва становится нашей привычкой, мы посто­янно настроены на Божье присутствие и открыты для Его благословений. Каким образом молитва становится при­вычкой? Иисус заложил для этого несколько принципов. Но прежде чем обсудить их, я хочу высказать два предуп­реждения.

Первое предупреждение предназначено для тех, кто лю­бит все фиксировать и облекать в формулы. Вы делаете за­метки во время разговора и подчеркиваете определенные места в книгах во время чтения, и вы уже поддерживае­те строгий порядок духовного режима. Но перед тем как расширить список своих духовных нужд, остановитесь. Возможно, вам нужны другие или более эффективные привычки? Возможно, вам нужно сложить с себя груз или принести его к Иисусу?

Я опасаюсь того, что для огромного числа верующих ду­ховная дисциплина превращается в подобие смирительной рубашки, которая сжимает в тиски их жизнь, спонтан­ность и увлекательность веры. Для таких людей Христос не приносит свободу. Вера становится для них тяжелым бременем. Большинство людей не способны так жить в те­чение продолжительного времени. Некоторые особо упор­ные вырабатывают в себе настолько самоправедные при­вычки, что окружающие желают им падения.

В Послании к Галатам (5:1) содержится предупрежде­ние любителям молитвенной писанины: «Итак стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства».

44------------------------------ Слишком занят, чтобы не молиться

Необсуждаемое решение

Мое следующее предупреждение относится к людям, до­пускающим прямо противоположную ошибку. Вы думаете так: «Я играю по обстоятельствам, мне не требуется ни­какая структура или строгий порядок для духовного рос­та. Я двигаюсь с течением Духа, позволяя делать Богу все, что Он хочет, и просто наблюдаю за происходящим».

Это типичное для американцев отношение является по меньшей мере наивным, а в худшем случае обманчи­вым. Мы не можем возрастать при отсутствии структуры, обеспечивающей наш духовный рост, без определенного стремления в нашей духовной жизни, точно так же, как мы не можем сбросить лишний вес, развить мускулатуру или увеличить свое состояние просто сидя на одном месте и наблюдая за происходящим.

Если цель для меня важна, то я дисциплинирую себя, чтобы достичь ее. Я заранее принимаю решение о том, что необходимость практических шагов для ее достижения даже не обсуждается. В противном случае произойдет оче­видное — в последний момент я сдамся. Например, одной из моих основных целей является поддержание собствен­ного здоровья и жизни. Я осознаю, что с моей наследствен­ностью просто необходимо ежедневно выполнять физиче­ские упражнения. Поэтому я принял решение: я буду бе­гать трусцой, и это даже не обсуждается.

Я не ожидаю того момента, когда мне захочется побе­гать. Давайте будем честными — как часто мне действи­тельно хочется отправиться на пробежку? Сегодня? Толь­ко не сегодня, мне нужно задержаться на работе. Завтра? Мои биоритмы не в порядке. На улице прохладно. За ок­ном дождь. Или слишком жарко. Обувь жмет. Колени бо­лят. На диване так удобно. Список этот бесконечен.

Когда мы действительно собираемся научиться молить­ся, нам необходимо принять решение: «Я понимаю, что дисциплина необходима для моей молитвенной жизни, и я

Созидающие сердце привычки

45

буду придерживаться установленного порядка постоянно и неукоснительно».

Необходимость следования добрым молитвенным при­вычкам даже не обсуждается. Я осознаю, что дисциплина сама по себе никогда не создаст близких отношений между мной и Богом. Но в то же время я понимаю, что без дис­циплины мне не развить насыщенную, приносящую удов­летворение молитвенную жизнь.

Спросите эксперта

Как же мы сможем выработать созидающую сердце при­вычку молиться, выработать порядок, который расширит нашу свободу и даст нам духовные крылья? Как утверж­дает одна хорошо известная деловая аксиома: «Если вы хо­тите что-либо узнать, спросите эксперта». Если вы хотите узнать что-то о баскетболе, спросите Майкла Джордана. Если вы хотите знать, как брать интервью, спросите Кэйти Коурик. Если вы интересуетесь компьютерами, спросите Билла Гейтса.

Если вы хотите выработать привычку молиться, спро­сите у эксперта номер один — у Иисуса Христа.

Никто в истории не понимал предмет молитвы лучше, чем Иисус. Никто так не верил в силу молитвы и никто так не молился, как Он. Ученики знали, что Он эксперт в этом вопросе. Однажды они с удивлением наблюдали за тем, как Иисус молился (см. Лук. 11:1).Серьезность и сила, с которыми он молился, произвели такое впечатление на учеников, что один из них застенчиво попросил: «Научи нас молиться». Они знали, что в сравнении с Учителем они были новичками в молитвенной школе.

Молитвенные принципы Иисуса

Иисус не отверг их просьбу. Напротив, он использовал эту возможность, чтобы научить их молиться. Вот что Он сказал:

46------------------------------ Слишком занят, чтобы не молиться

«И когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затво­рив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втай­не; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно. А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услыша­ны; не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него. Молитесь же так: Отче наш, сущий на небесах! да свя­тится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный дай нам на сей день; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас в иску­шение, но избавь нас от лукавого. Ибо Твое есть Цар­ство и сила и слава во веки. Аминь» (Мат. 6:5-13).

Ни одно другое место Писания не говорит нам столь прямо о том, как молиться, и совет, данный Иисусом уче­никам, применим для всех и сегодня.

Молитесь регулярно. Иисус сказал «когда молишься», а не «если молишься».

Молитесь в уединении. Бога не впечатляет публичное проявление набожности.

Молитесь искренне. Бога не интересуют догматы. Он хочет услышать то, что наполняет наше сердце.

Молитесь особым образом. Возьмите молитву «Отче наш» за образец.

В следующей главе мы последовательно рассмотрим мо­литвенные принципы Иисуса. Мы также уделим внима­ние некоторым созидающим сердце привычкам — дисцип­лине, порядку, методам, которые помогут нам применить означенные принципы к молитвенной жизни.

Молясь, Иисус

Когда ученики попросили Иисуса научить их молиться, Иисус ответил: «Когда молишься...» (Мат. 6:5). Он подра­зумевал, что ученики должны регулярно отводить время молитве.

Это относится и к нынешним ученикам Христа. Боль­шинство из нас утверждают, что не имеют времени для ежедневной молитвы. Но хотим ли мы, чтобы молитва стала важной частью нашей жизни? Если мы хотим до­биться успехов в какой-либо области — игре на пианино, баскетболе, фитнесе — мы упражняемся в этом регуляр­но. Команда Новой Зеландии, выигравшая Кубок Амери­ки по парусному спорту, интенсивно тренировалась в те­чение двух лет, по шесть раз в неделю, по восемь часов в день, и она достигла небывалого мастерства хождения под парусом. Если человек относится к чему-либо серьезно, он обязательно найдет для этого время.

Очень важно найти постоянное время для молитвы, по­тому что без этого молитва не станет доброй привычкой. Если мы хотим жить в Божьем присутствии, то нам необ­ходимо отгородиться от мира и раз в день, ежедневно на­страиваться на Бога. Нам необходимо на это время отло-



Слишком занят, чтобы не молиться

жить прочие заботы и сфокусировать внимание на Боге, смотреть на Него, говорить с Ним, слушать Его, пребывать в молчании перед Ним.

Наши рекомендации