Часть 2. Бог приглашает к разговору с собой

4. Созидающие сердце привычки 41

5. Молясь, как Иисус 47

6. Пример молитвы 57

7. Молитва, сдвигающая горы 69

Часть 3. Бог сокрушает барьеры между нами

8. Боль неотвеченной молитвы 81

9. Препятствия молитве 91

10. Остывшая молитвенная жизнь 101

Часть 4. Бог говорит к нашим сердцам

11. Сбавляя шаг, чтобы молиться 113

12. Важность слушания 123

13. Как распознать Божье водительство 133

14. Как поступать с водительством 141

15. Обитая в Божьем присутствии 153

Вопросы для размышления и обсуждения 164

Руководство для личной и групповой молитвы 171

Часть 1

БОГ ПРИЗЫВАЕТ В СВОЕ ПРИСУТСТВИЕ

Божье присутствие, Божья сила

Молитва— неестественное занятие

С рождения и в течение всей нашей жизни, по мере того как мы стараемся изо всех сил обрести самостоятельность, мы учимся быть самодостаточными. Перед лицом этих глубоко укорененных ценностей человека молитва «зави­сает». Она являет собой угрозу человеческой автономии, приговор независимому образу жизни человека. Для лю­дей, ведущих активный и насыщенный событиями образ жизни, решивших жить по-своему, молитва становится препятствием, вызывающим чувство смущения.

Молитва чужда нашей гордой человеческой натуре. И все же в определенные моменты нашей жизни каждый из нас вынужден был пасть на колени, в молитве склоняя голову и сосредотачивая внимание на Боге. Возможно, в этом момент мы оглядывались по сторонам, чтобы убе­диться, что нас никто не видит. Возможно, мы при этом краснели. Но несмотря на чуждость для нас этого занятия, мы молились.

Почему нас влечет к молитве? Я вижу этому два воз­можных объяснения.



Слишком занят, чтобы не молиться

Окруженный Божьим присутствием

Мы молимся, потому что интуитивно или опираясь на свой собственный опыт мы понимаем, что наиболее близ­кий контакт с Богом обретается только через молитву.

Спросите людей, перенесших на своем пути трагедию или испытание, большое горе или печаль, падение или по­ражение, одиночество или унижение. Спросите о том, что произошло в их сердцах, когда они наконец опустились на колени и излили свою душу перед Богом?

Такие люди говорили мне: «Я не могу объяснить этого, но я почувствовал, что Бог понял меня».

Другие отвечали: «Я ощутил, как Божье присутствие окутало меня».

Или: «Я почувствовал утешение и умиротворение, ко­торых никогда не испытывал раньше».

Апостол Павел знал это. Составляя Послание к хрис­тианам в Филиппах, он писал: «Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывай­те свои желания пред Богом, и мир Божий, который пре­выше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе» (Фил. 4:6,7).

Несколько лет тому назад мой отец, еще относительно нестарый и необычайно активный человек, умер от сердеч­ного приступа. По пути к дому моей матери, живущей в Мичигане, я думал о том, как мне существовать без чело­века, которые верил в меня больше, чем кто-либо еще.

В ту ночь лежа в постели я вступил в противоборство с Богом: «Почему это случилось? Оправлюсь ли я от потери отца? Если Ты любишь меня, то как Ты допустил это? Как мне разрешить это противоречие в мыслях и в своей даль­нейшей жизни?»

Вдруг, прямо посреди ночи, все изменилось. Я как буд­то повернул за угол и увидел совершенно новую картину. Бог просто сказал: «Я все могу. Меня тебе достаточно. Сей­час ты сомневаешься в этом, но верь Мне».

Божье присутствие, Божья сила

11

Такое переживание выглядит нереальным, но его ре­зультаты были налицо. После той исполненной слезами ночи отчаяния я больше никогда не терзался сомнения­ми — то ли по причине Божьей заботы обо мне, то ли из-за моей способности продолжать жизнь без отца. Да, я ис­пытывал печаль — его смерть огорчила меня до глубины души, и мне всегда будет его не хватать. Но это не вынуди­ло меня пуститься плыть по течению без компаса и яко­ря. Посреди одной из самых гнетущих ночей в моей жиз­ни один-единственный близкий, мощный контакт с Богом придал мне смелость, уверенность и надежду.

Близкие взаимоотношения

Молитва не всегда была моей сильной стороной. На протя­жении многих лет, даже будучи старшим пастором боль­шой церкви, я о молитве больше знал, чем практиковал ее в жизни. У меня темперамент скакуна, и проблемы само­достаточного и самоуверенного характера хорошо мне зна­комы. Довольно долго мне не хотелось покидать скаковой круг, чтобы познать наконец, что есть молитва.

Но Святой Дух дал мне настолько прямое указание, что я не смог проигнорировать его, спорить с ним или не повиноваться ему. Он велел мне исследовать, изучать и практиковать молитву до тех пор, пока я не познаю ее. Я подчинился этому водительству. Я прочитал пятнад-цать-двадцать широко известных книг о молитве. Неко­торые из них были написаны давно, некоторые были но­выми. Я изучил, наверное, каждый отрывок в Библии, касающийся молитвы.

Затем я перешел к радикальным действиям: я начал молиться.

Прошло уже двадцать лет, с тех пор как я начал уделять время молитве, и моя молитвенная жизнь преобразилась. Наибольшим достижением этого стал вовсе не список по­лученных чудесных ответов на молитвы, хотя это и заме-



Слишком занят, чтобы, не молиться

чательно. Более всего меня привело в трепет разительное изменение в моих отношениях с Богом. Я не знал, что та­кое произойдет, когда только начинал молиться.

Раньше я обращался к Богу скорее по определенным случаям. Мы не собирались вместе и не разговаривали по­долгу. Теперь мы встречаемся с ним постоянно и не броса­ем слов на ходу, но ведем каждое утро многозначительные, проникающие в сердце длительные беседы. Я ощущаю, что познал Бога намного лучше, с тех пор как начал мо­литься.

Если Святой Дух направляет вас узнать больше о мо­литве, то вас впереди ожидает увлекательное приклю­чение. По мере роста в молитве Бог будет открывать вам Себя глубже и глубже, вдыхая все больше Своей жизни в ваш дух. Запомните мои слова о том, что именно станет наиболее выдающейся и многообещающей частью вашего молитвенного опыта даже более, чем ответы на молитвы, которые вы, несомненно, получите. Общение с Богом, уве­ренность, доверие, мир, облегчение — вот те восхититель­ные чувства, которые будут наполнять вас по мере того, как вы учитесь молиться.

Канал для Божьей силы

Через молитву Бог дает нам Свой мир, и это одна из при­чин, по которой самодостаточные люди преклоняют коле­ни и изливают сердца свои перед Ним. Но е.сть и другая причина. Молитва влечет людей, поскольку они знают, что Божья сила изливается преимущественно на людей, которые молятся.

Писание преисполнено примеров, учащих нас тому, что всемогущий Бог готов, желает и способен отвечать на мо­литвы Своих последователей. Чудеса исхода Израиля из Египта и путешествия в обетованную землю были отве­тами на молитвы израильтян. Равно как и чудеса, сотво­ренные Иисусом: успокоение шторма, насыщение толпы

Божье присутствие, Божья сила

13

людей, исцеление больных и воскрешение мертвых. Когда ранняя Церковь формировалась, росла и распространя­лась по всему миру, Бог отвечал на постоянные молитвы верующих об их исцелении и избавлении.

Божья сила способна изменять сложившиеся обстоя­тельства и отношения. Она помогает нам встретить жиз­ненные трудности. Она может разрешить психические и физические проблемы, убрать преграды между супругами, восполнить финансовые нужды. Она способна разрешить всякую трудность, проблему или снять разочарование.

Кто-то однажды сказал: когда мы работаем, то работаем мы; а когда мы молимся, то работает Бог. Его сверхъесте­ственная сила доступна тем молящимся людям, которые до мозга костей уверены в Его способности изменять поло­жение вещей. Скептики могут возражать, утверждая, что отвеченные молитвы — просто стечение обстоятельств, но, как однажды заметил архиепископ Английский, «порази­тельно, как много возникает стечений обстоятельств, ког­да кто-то начинает молиться».

Простертые к небу руки

Одна ветхозаветная история, больше чем какие-либо дру­гие отрывки из Библии, убедила меня в том, что молит­ва приносит значительные плоды. Эта история описана в книге Исход (17:8-13):

«И пришли Амаликитяне и воевали с Израильтянами в Рефидиме. Моисей сказал Иисусу: выбери нам мужей, и пойди, сразись с Амаликитянами; завтра я стану на вершине холма, и жезл Божий будет в руке моей. И сде­лал Иисус, как сказал ему Моисей, и [пошел] сразиться с Амаликитянами; а Моисей и Аарон и Ор взошли на вершину холма. И когда Моисей поднимал руки свои, одолевал Израиль, а когда опускал руки свои, одолевал Амалик; но руки Моисеевы отяжелели, и тогда взяли



Слишком занят, чтобы не молиться

камень и подложили под него, и он сел на нем, Аарон же и Ор поддерживали руки его, один с одной, а другой с другой [стороны]. И были руки его подняты до захож­дения солнца. И низложил Иисус Амалика и народ его острием меча».

Мы видим из этого описания, что Моисей, знаменитый вождь Израиля, оказался в кризисной ситуации. Враже­ская армия подошла к разбитому в пустыне лагерю изра­ильтян с намерением истребить их.

Тогда Моисей позвал своего наиболее одаренного воена­чальника на совет. После тщательного планирования опе­рации Моисей объявил об избранной тактике. «Иисус, — сказал он, — завтра ты возьмешь лучших израильских воинов и поведешь их в долину для встречи с врагом; будь мужествен и сражайся. Я возьму с собой двоих человек, взойду на холм, с которого видна долина, и подниму руки к небу. Я буду молиться о том, чтобы Бог дал нам смелость и бесстрашие, руководство и сверхъестественную защиту. Затем посмотрим, что Бог сделает».

Божья сила высвобождена

Иисус Навин согласился. Он верил в действенность молит­вы и предпочел иметь молитвенную поддержку Моисея вместо его военной помощи. В результате, когда Моисей простирал руки к небу, войска Иисуса Навина побеждали, поскольку сражались, имея Божественное подкрепление, отбрасывавшего противника назад.

Но, как и следовало ожидать, руки Моисея уставали. Он опускал их и ходил по холму, наблюдая за битвой. С ужа­сом он замечал, что ход битвы изменялся прямо у него на глазах. Отряды Иисуса Навина отступали, а враг получал некоторую поддержку.

Моисей снова вздевал руки к небу и просил Бога вме­шаться. В тот же миг инициатива в сражении опять пе-

Божье присутствие, Божья сила



реходила на сторону израильтян, и они начинали теснить неприятеля. И вдруг на Моисея снизошло озарение — он должен держать руки поднятыми в молитве постоянно, для того чтобы дверь для Божественного вмешательства в ход битвы была открыта.

В тот день Моисей осознал, что Божья превосходящая всех и вся сила высвобождается через молитву. Когда я начал искренне молиться Богу, то открыл тот же самый закон. Можно сказать так: если вы пригласите Бога вме­шаться в ваши ежедневные дела, то ощутите Его побеж­дающую силу и в вашем доме, и во взаимоотношениях, и на работе, и в школе, и в церкви, и везде, где это наиболее необходимо.

Эта сила может прийти к вам в виде мудрости — какая-то необходимая вам идея, которая не могла возникнуть в голове сама собой. Она может прийти в виде смелости, на которую вы сами по себе не способны. Она может прийти в форме уверенности или стойкости; в форме необычной пребывающей силы; изменения отношения к супругу, ре­бенку, родителю; измененных обстоятельств или просто настоящего чуда. Как бы ни приходила Божья побежда­ющая сила, она высвобождается в жизни людей, которые молятся.

Пусть поток течет

Вторая часть нашего уравнения весьма серьезна: Богу трудно высвободить Свою силу в вашей жизни, если вы кладете руки в карманы и говорите: «Я сам справлюсь». Если вы поступаете так, то не удивляйтесь, если однажды вы с болью ощутите, как сражение начинает разворачи­ваться не в вашу пользу, а у вас совсем нет сил, чтобы ис­править положение.

Немолящиеся люди отрезают себя от Божьей побежда­ющей силы, что часто приводит их к ощущению подавлен­ности, опустошения, поражения, стесненности, надломлен-



Слишком занят, чтобы не молиться

ности. Удивительно, как много людей готовы провести та­кую жизнь. Но не будьте одним из них. Мы не обязаны так жить. Молитва — это ключ к высвобождению Божьей по­беждающей силы в вашей жизни.

Когда Моисей увидел связь между молитвой и Божьей силой, он решил провести остаток дня в молитве за Божье вмешательство в ход сражения. Но его руки устали. При этом он знал: если снова опустит руки, отряды израиль­тян будут разбиты. Поэтому двое людей, сопровождавших Моисея, нашли для него камень, на который можно было сесть, и, став рядом, поддерживали руки своего лидера поднятыми. Какая замечательная картина — двое забот­ливых людей, желающих сохранить течение Божествен­ного потока, поддерживают Моисея! Нужно ли говорить, что Израиль одержал победу в той битве?

Вы устали молиться? Вы чувствуете, что ваши молитвы неэффективны? Вы задаете вопрос: а слышит ли вас Бог? В этой книге я попытаюсь сыграть для вас роль одного из друзей Моисея, чтобы помочь вам простирать руки к небу до тех пор, пока все дела дня не будут завершены, а победа не будет завоевана. Мне бы хотелось, чтобы Бог через меня вдохновил вас продолжать молиться вне зависимости от того, насколько разочарованными вы, может быть, чувст­вуете себя сейчас.

Я знаю, что Бог отвечает на молитвы. Он отвечает мне, Он ответит и вам. Более того, Он хочет слышать вас. Ваш увлекательный путь в молитвенной жизни начинается с того, что Он желает слушать.

Бог желает

«Бог занят поддержанием порядка во Вселенной. Ему нет дела до моих маленьких проблем».

«Бог подумает, что я эгоист, если буду молиться о собст­венных нуждах. Я ставлю себя в этом вопросе на послед­нее место».

«Я знаю что „скот на тысяче гор" принадлежит Богу, но это не более чем образное выражение. Он не занят заботой обо мне, а я не хочу Его просить об этом».

Вы когда-нибудь заявляли такое? Если да, то вы не оди­ноки, но вы глубоко заблуждаетесь. Эти утверждения ос­новываются целиком на лжи, пришедшей прямиком из ада, — лжи о том, что Бог не заботится о Своих детях.

Иисус рассказал своим ученикам историю, которая по­могла им понять, как Бог смотрит на наши молитвы. К со­жалению, многие понимают эту историю неверно. Некото­рые христиане даже делают выводы совершенно противо­положные тому, что имел в виду Иисус.

Эта история содержится в Евангелии от Луки (18:2-5):

«В одном городе был судья, который Бога не боялся и людей не стыдился. В том же городе была одна вдова,

18

Слишком занят, чтобы не молиться

и она, приходя к нему, говорила: защити меня от со­перника моего. Но он долгое время не хотел. А после сказал сам в себе: хотя я и Бога не боюсь и людей не стыжусь, но, как эта вдова не дает мне покоя, защищу ее, чтобы она не приходила больше докучать мне».

Отчаявшаяся вдова

Вдова — главный персонаж этой истории. Конечно, быть вдовой всегда трудно. Сегодня в Соединенных Штатах вдовство не так безысходно, как две тысячи лет тому на­зад на Ближнем Востоке. В западной культуре вдовы мо­гут быть богатыми. Вдовы могут занимать влиятельные позиции в обществе. И даже несмотря на то, что многие вдовы имеют серьезные материальные проблемы, все же им по крайней мере позволено работать, посещать учебные заведения и владеть собственностью.

Во времена земной жизни Иисуса ситуация сильно от­личалась. Вдова обычно не имела ни образования, ни ра­боты, ни денег, ни собственности, ни власти, ни статуса в обществе. Если у нее были сын, отец или деверь, которые могли бы позаботиться о вдове, у нее появлялся шанс вы­жить. Если у вдовы никого не было, она становилась поп­рошайкой, что в те времена приравнивалось по социально­му статусу к бродяжничеству или занятию проституцией. Она становилась отбросом общества.

В истории, рассказанной Иисусом, у вдовы был против­ник. Какой-то местный негодяй изводил ее. Возможно, тот человек угрожал ей физически; возможно, он удерживал или воровал средства, предназначавшиеся для поддержки вдовы.

Как бы то ни было, противник был сильнее ее. У вдовы не было никакой возможности защититься самостоятель­но; не было родственника, который увидел бы ее плачевное положение и предложил помощь; не было правительствен­ной организации, которая оказала бы поддержку. У нее

Бог желает



был единственный шанс защититься от этого негодяя — пойти к местному судье, представить прошение и уповать на его милость. Именно это она и решила сделать.

Неправедный судья

Вторым персонажем притчи был судья. Иисус охарактери­зовал его в двух жестких выражениях: он Бога не боялся и людей не стыдился.

Не имея Божьего страха, он чувствовал себя безнака­занным. У него не было уважения к Божьему слову, Его мудрости и правосудию. Он не беспокоился о дне, когда ему придется дать отчет за каждое свое деяние. Поэтому он руководствовался своими представлениями о правосу­дии, вынося решения, как ему вздумается. Подобно отор­вавшейся от палубы заряженной пушке, он стрелял куда ни попадя.

Не имея уважения к людям, судья не заботился о том, как его постановления повлияют на жизнь людей, искав­ших у него правды. Люди ничего для него не значили, и он свободно использовал их для своих нужд или обижал их. Люди не были для него братьями и сестрами, но были скорее проблемами, препятствиями и головной болью. На его лицензии было написано: «ВЗЯТОЧНИК».

И этот судья был последней надеждой вдовы.

Вы могли бы сказать вдове: «Не трать время, не ходи к судье. Он, скорее всего, в сговоре с твоим врагом. Он рас­смеется тебе в лицо и вышвырнет на улицу». Именно так судья и поступил. Но история на этом не заканчивается.

Наши рекомендации