Что значит «хорошее соблюдение Ислама»?
Обладатели знания разошлись в этом вопросе на несколько мнений[346].
Первое мнение: хорошее соблюдение Ислама – это выполнение человеком обязательных религиозных предписаний и оставление всего запрещенного.
Человек, совершающий все обязательные предписания и некоторые желательные виды поклонения, а также оставляющий все запрещенное, считается тем, кто хорошо соблюдает Ислам.
Второе мнение: хорошее соблюдение Ислама – это достижение человеком степени ″ихсана″.
Сообщается в известном хадисе, что Джибриль спросил пророка, да благословит его Аллах и приветствует: "Поведай мне об ихсане". Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Суть ихсана в том, чтобы ты поклонялся Аллаху так, будто видишь Его, а если ты Его не видишь, тo, (помня о том, что) Он, поистине, видит тебя»[347].
Человек, достигший степени ″ихсана″, считается хорошо соблюдающим свой Ислам.
Третье мнение: хорошее соблюдение Ислама не является чем-то одинаковым, а отличается от человека к человеку. Чем лучше человек соблюдает Ислам, тем больше его достоинство и награда.
Например, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если любой из вас станет хорошо исповедовать Ислам, то за каждое доброе дело, которое он совершит, ему будет записываться совершение от десяти до семисот и более добрых дел, а за каждое дурное дело — совершение только этого дела»[348].
Если человек принял Ислам и хорошо соблюдал его, то за каждое доброе деяние, ему будет записываться награда, как минимум, в десятикратном размере, и она может дойти до семисоткратной, если он будет улучшать свое исповедование Ислама. Чем лучше соблюдение Ислама, тем больше награда. Если соблюдение человеком Ислама будет великим, то ему будет записываться награда в семисоткратном размере.
Аллах Всевышний сказал:
﴿ مَن جَاء بِالْحَسَنَةِ فَلَهُ عَشْرُ أَمْثَالِهَا ﴾
«Кто явится с добрым деянием, тот получит десятикратное воздаяние»[349].
Сказал ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах им и его отцом, и другие обладатели знания: «Десятикратную награду за благое деяние получают верующие бедуины. Что же касается людей, хорошо исповедующих Ислам, то им полагается большая награда. Об этом говорится в словах Всевышнего: ″Если поступок окажется хорошим, то Он(Аллах)приумножит его и одарит от Себя великой наградой″[350]»[351].
Это мнение является правильным, потому что есть разные степени хорошего соблюдения человеком Ислама.
Следует также указать на то, что люди, совершающие множество грехов, не являются хорошо исповедующими Ислам.
Оставление человеком того, что его не касается, является одним из признаков хорошего соблюдения им Ислама. Человек, совершающий деяния покорности и отдаляющийся от запрещенного, бывает поглощен подчинением своему Господу и ему некогда заниматься тем, что его не касается.
«…того, что его не касается…» ― речь идёт о том, что не принесёт человеку никакой пользы. Известно, что каждый мусульманин должен заботиться о шари‘атских вопросах. Каждый мусульманин должен заботиться о том, чтобы правильно понимать Коран и Сунну. Именно это указывает на хорошее соблюдение им Ислама.
Признаком хорошего соблюдения человеком Ислама является то, что он оставляет все слова, которые не принесут ему пользы ни в религии, ни в мирской жизни, ни в Последней обители. Это касается также оставления человеком изучения тех наук, которые не принесут ему пользы. Это касается также оставления человеком взаимоотношений и связей с теми людьми, которые не принесут ему пользы.
Оставление человеком того, что не принесет ему пользы, указывает на хорошее соблюдение им Ислама. Это указывает на то, что стремится к благу. Если же человек начнет произносить слова, которые не приносят пользы, и слушать речи, которые не приносят пользы, то это станет причиной того, что в результате он совершит нечто запретное или допустит упущения в обязательных предписаниях религии.
Оставление человеком слов и речей, которые не приносят пользы, является признаком хорошего соблюдения им Ислама. Ведь, язык и уши – это источник ошибок. Человек будет рассчитан за то, что он произносил языком. Аллах Всевышний сказал:
﴿ مَا يَلْفِظُ مِن قَوْلٍ إِلَّا لَدَيْهِ رَقِيبٌ عَتِيدٌ ﴾
«Стоит ему(человеку)произнести слово, как при нём оказывается готовый наблюдатель»[352].
Ангел записывает всё, что произносит человек, и даже то, что не является ни грехом, ни благой речью. Поистине, некоторые праведные предшественники говорили: «Поистине, ангел записывает даже стоны больного человека»[353]. Ангел записывает даже то, за что человек не получит ни награды, ни наказания.
Сказал шейх уль-Ислям ибн Теймия в «Китаб уль-Иман»[354], что нет доказательства, которое указывало бы на то, что ангел знает, за какие слова человек получит награду, а за какие – не получит. Ангел всего лишь записывает все слова человека. Аллах Всевышний сказал:
﴿ أَمْ يَحْسَبُونَ أَنَّا لَا نَسْمَعُ سِرَّهُمْ وَنَجْوَاهُم بَلَى وَرُسُلُنَا لَدَيْهِمْ يَكْتُبُونَ ﴾
«Неужели они полагают, что Мы не слышим их секретов и тайных переговоров? О нет! При них находятся Наши посланцы, которые записывают»[355].
А также:
﴿ وَإِنَّ عَلَيْكُمْ لَحَافِظِينَ (10) كِرَامًا كَاتِبِينَ ﴾
«Воистину, над вами есть хранители - благородные писцы»[356].
Подобных аятов множество.
Все это указывает на то, что оставление человеком слов и речей, не приносящих пользы, помогает ему достичь высоких степеней в религии. Аллах Всевышний сказал:
﴿ لاَّ خَيْرَ فِي كَثِيرٍ مِّن نَّجْوَاهُمْ إِلاَّ مَنْ أَمَرَ بِصَدَقَةٍ أَوْ مَعْرُوفٍ أَوْ إِصْلاَحٍ بَيْنَ النَّاسِ ﴾
«Многие из их тайных бесед не приносят добра, если только они не призывают раздавать милостыню, совершать одобряемое или примирять людей»[357].
Человек также должен оставить изучение состояний людей, которые его не касаются. Человек должен оставить стремление узнать известия об определенном человеке: что он сказал, что он сделал, о чём он говорил с людьми, что ему ответили люди, и так далее. Занятость такими вещами, которые тебя не касаются, противоречит хорошему соблюдению Ислама.
Следовательно, в данном хадисе содержится великая норма поведения. Мы обязаны стремиться к хорошему соблюдению Ислама, ибо в этом заключено великое достоинство. Нам не следует задавать вопросы, в которых нет пользы. Нам не следует изучать известия о людях, которые не приносят нам никакой пользы: этот сделал так, а тот не сделал так, этот пошёл туда, а этот пришёл сюда. Всё это порицаемо.
В этом хадисе великое наставление избранного пророка, да благословит его Аллах и приветствует, относительно данной великой нормы поведения. Поистине, признаком соблюдения человеком хорошего Ислама является оставление им того, что его не касается, того, что не приносит ему пользы ни в религии, ни в делах мирской жизни. Это влияет на праведность человеческого сердца и его деяний.
Некоторые праведные предшественники говорили о людях, которые слишком много говорят с другими людьми: «Эти люди неспособны совершать деяния, поэтому им остается только говорить».
Они много говорят, но мало делают, сидят часами, говоря об одном и том же, не приносящем им пользы, а всё это является порицаемым явлением. Если бы раб Аллаха поразмышлял над своими религиозными обязанностями, то нашёл бы, что их очень много. Некоторые люди слишком много говорят о дозволенных вещах, а иногда даже ведут запретные разговоры и совершают запретные деяния, оставляя при этом множество религиозных обязанностей. Искатель знаний не должен быть таким. Искатель знания должен стремиться постоянно совершать только те деяния, которые принесут ему пользу.
В заключении следует сказать, что ан-Науауи, да помилует его Аллах, назвал этот хадис хорошим со стороны цепочки его передатчиков. Этот хадис на самом деле является хорошим, ибо передается многочисленными путями. Более правильно, что этот хадис относится к категории «мурсаль»[358]. Об этом сказали Ахмад, Яхъя ибн Ма‘ин и еще целая группа ученых[359]. Но данный хадис передается многочисленными путями передачи, поэтому ан-Науауи, да помилует его Аллах, назвал его хорошим и был прав.
Тринадцатый хадис
t /wAiquP+fyP/ANAkopfG/wDyKqf9fkf/AKBJRWsdjoh8J//ZUEsBAi0AFAAGAAgAAAAhAD5aqScK AQAAFQIAABMAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAFtDb250ZW50X1R5cGVzXS54bWxQSwECLQAUAAYACAAA ACEAOP0h/9YAAACUAQAACwAAAAAAAAAAAAAAAAA7AQAAX3JlbHMvLnJlbHNQSwECLQAUAAYACAAA ACEAsc8MzroCAABjBQAADgAAAAAAAAAAAAAAAAA6AgAAZHJzL2Uyb0RvYy54bWxQSwECLQAUAAYA CAAAACEAWGCzG7oAAAAiAQAAGQAAAAAAAAAAAAAAAAAgBQAAZHJzL19yZWxzL2Uyb0RvYy54bWwu cmVsc1BLAQItABQABgAIAAAAIQAVOomk3gAAAAUBAAAPAAAAAAAAAAAAAAAAABEGAABkcnMvZG93 bnJldi54bWxQSwECLQAKAAAAAAAAACEAlhl7o/asAAD2rAAAFQAAAAAAAAAAAAAAAAAcBwAAZHJz L21lZGlhL2ltYWdlMS5qcGVnUEsFBgAAAAAGAAYAfQEAAEW0AAAAAA== ">
13 ― Сообщается со слов Абу Хамзы Анаса ибн Малика, да будет доволен им Аллах, который был слугой посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, что посланник, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не уверует никто из вас до тех пор, пока не станет желать своему брату (в Исламе) того же, чего желает самому себе»[360].
_____________________________________________________________________________________
Разъясняет шейх Салих али Шейх:
«Не уверует никто из вас…» — данная фраза указывает на обязательность того, о чём говорится после неё.
Шейх уль-Ислям ибн Теймия, да помилует его Аллах, сказал: «(В данном хадисе) имеется в виду отрицание полноценной верой»[361].
«Не уверует никто из вас до тех пор, пока не станет желать своему брату (в Исламе) того же, чего желает самому себе» — эти слова указывают на то, что человек обязан желать своему брату того же, чего желает себе самому. Если человек оставил нечто желательное, то, говоря о нём, не отрицают наличие у него веры. А в хадисе сказано: «Не уверует…», — а это указывают на то, что упомянутое вслед является обязательным.
«Не уверует никто из вас…» — следовательно, эта фраза означает: не уверует никто из вас полноценной верой.
Фраза «…не уверует…» часто приходит в сунне. Например, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не уверует никто из вас, пока не станет любить меня больше, чем любит своего отца, и своих детей, и всех людей вообще»[362].
Также, однажды, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Клянусь Аллахом, не уверует, клянусь Аллахом, не уверует, клянусь Аллахом, не уверует!» Его спросили: «Кто, о посланник Аллаха?» Он сказал: «Тот (человек), сосед которого не находится в безопасности от его зла»[363].
Во всех этих хадисах под фразой «…не уверует…» имеется в виду: не уверует полноценной верой.
«…желать своему брату того же, чего желает самому себе» — то есть: не станет желать своему брату всех праведных слов, деяний и убеждений. Человек должен желать своему брату таких же прекрасных убеждений, какие есть у него самого. Это – обязательно (уаджиб). Человек должен желать своему брату, чтобы тот всегда совершал молитву. Если же человек желает своему брату заблуждения, то тем самым он совершает запретное и не считается полноценно верующим. Если человек желает своему брату, чтобы тот отклонился от правильных убеждений, которые соответствуют сунне, то этот человек также не является полноценно верующим. То же самое касается всех остальных видов поклонения. То же самое касается и оставления грехов. Если человек перестал брать взятки, но желает своему брату того, чтобы тот брал взятки, то такой человек не является полноценно верующим.
В другой версии данного хадиса сказано: «Не уверует никто из вас до тех пор, пока не станет желать своему брату (в Исламе) того же, чего желает самому себе из блага»[364].
Что касается желания своему брату какого-либо блага, касающегося мирской жизни, то это желательно (мустахабб). Например, человек желает быть обладателем достатка в имуществе, и ему желательно желать того же самого своему брату. Например, человек желает быть почитаемым в обществе, и ему желательно желать того же самого своему брату. Но если человек не желает своему брату какого-либо блага, касающегося мирской жизни, то этот человек не считается тем, у кого отрицается наличие полноценной веры. Ведь, в данном случае все вышеперечисленное желательно, а не обязательно.
Следовательно, всё вышеперечисленное можно разделить на две группы:
1 — Если человек желает себе чего-то, что связано с религией, то он обязан желать своим братьям того же самого. В противном случае, человек считается тем, кто не обладает полноценной верой. Человек обязан желать своему брату того, чтобы тот выполнял обязательные и желательные религиозные предписания, а также оставлял всё запрещенное Аллахом.
2 — Если человек желает себе блага, которое связано с мирской жизнью, то ему желательно (мустахабб) желать своим братьям того же самого. Например, желательно желать своему брату того, чтобы тот имел изобилие в пропитании. Например, желательно желать своему брату того, чтобы тот обладал почётом, имуществом или полезными книгами, и так далее. Всё это является желательным.
Важный момент:
Существует такое понятие как ″исар″ - ( إيثَارٌ ) - ″готовность жертвовать для других своими личными интересами″. Он бывает двух видов:
1-ый вид — ″исар″ в вопросах поклонения — в вопросах поклонения нежелательно (макрух) жертвовать личными интересами для других. Это противоречит тому, что нам велено – нам велено опережать друг друга в благих деяниях. Аллах Всевышний сказал:
﴿ سَابِقُوا إِلَى مَغْفِرَةٍ مِّن رَّبِّكُمْ ﴾
«Стремитесь(опережая друг друга)к прощению от вашего Господа»[365].
А также:
﴿ وَسَارِعُواْ إِلَى مَغْفِرَةٍ مِّن رَّبِّكُمْ ﴾
«И стремитесь к прощению вашего Господа»[366].
Следовательно, мусульманин должен стараться опередить другого мусульманина во всех видах благах. Как сказал Аллах Всевышний:
﴿ وَفِي ذَلِكَ فَلْيَتَنَافَسِ الْمُتَنَافِسُونَ ﴾
«Пусть же ради этого(ради вечной благодати)состязаются состязающиеся!»[367]
Например, человек увидел свободное место в первом ряду молящихся, но не встал на это место и сказал своему брату: «Становись!», а тот ответил ему: «Нет, давай лучше ты!» Поступать так нежелательно! Человек должен стараться опережать другого человека в вопросах поклонения, а в данном случае, известно о достоинстве совершения молитвы в первом ряду.
Или, например, к людям явился человек, нуждающийся в определенной сумме денег, которая покрыла бы его потребности. Например, ты можешь помочь этому человеку деньгами, но говоришь своему брату: «Помоги ему! Я предоставлю тебе эту возможность совершить благодеяние!» А он отвечает: «Нет, давай лучше ты! Я бы хотел, чтобы ты заработал награду». Иначе говоря, каждый из вас обоих старается отдать предпочтение друг другу. Это является нежелательным! Человек обязан стремиться опережать других людей в совершении благих деяний.
2-ой вид — ″исар″ в мирских вопросах — например, жертвование своему брату еды, одежды, транспорта, и тому подобных вещей, забывая о своих личных интересах. Всё это желательно (мустахабб). Аллах Всевышний сказал, описывая особых верующих:
﴿ وَيُؤْثِرُونَ عَلَى أَنفُسِهِمْ وَلَوْ كَانَ بِهِمْ خَصَاصَةٌ وَمَن يُوقَ شُحَّ نَفْسِهِ فَأُوْلَئِكَ هُمُ الْمُفْلِحُونَ ﴾
«Они(особые верующие)отдают им(другим верующим)предпочтение перед собой, даже если сами нуждаются. А уберегшиеся от собственной алчности являются преуспевшими»[368].
Этот аят указывает на качество верующих людей – они готовы были жертвовать для других своими личными интересами, когда дело касалось мирских вопросов.
Четырнадцатый хадис
14 ― Сообщается со слов ибн Мас‘уда, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не позволяется (проливать) кровь мусульманина, свидетельствующего о том, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, и что я — посланник Аллаха, если не считать трёх случаев: когда речь идёт о женатом человеке, совершившем прелюбодеяние, когда лишают жизни за жизнь, и (когда) кто-нибудь отступается от своей религии и покидает общину»[369].
_____________________________________________________________________________________
Разъясняет шейх Салих али Шейх:
В этом хадисе указание на вещи, которые делают кровь мусульманина разрешенной. Ведь, ранее уже разбирался хадис, в котором пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Мне было велено сражаться с людьми до тех пор, пока они не засвидетельствуют, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, и что Мухаммад — посланник Аллаха, и не станут совершать молитвы и выплачивать закят, а если они будут делать всё это, то защитят от меня свою жизнь и своё имущество, которых впредь их могут лишить не иначе как по праву Ислама, и тогда отчёта с них вправе будет требовать только Аллах»[370].
Кровь и имущество мусульманина, произносящего два свидетельства, выстаивающего молитву и выплачивающего закят, являются защищенными.
А в хадисе ибн Мас‘уда, да будет доволен им Аллах, указание на такие ситуации, когда кровь такого мусульманина становится разрешенной.
«Не позволяется…» — то есть: запрещено (харам).
Убийство мусульманина безо всякого права на это является одним из тяжких грехов. Ведь, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не становитесь после меня неверными, которые рубят друг другу головы» [371]. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, указал на то, что убийство мусульманина – это характерная черта людей неверия.
Также сообщается, что Абу Бакра[372], да будет доволен им Аллах, сказал: «Услышав, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Если два мусульманина сойдутся (в бою, скрестив) свои мечи,то и убивший, и убитый окажутся в Аду”, я спросил: “О посланник Аллаха, (будет справедливо, если туда попадёт) убивший, но почему же и убитый?!” Он ответил: “Ведь и он хотел убить своего товарища!”»[373].
Это указывает на то, что человек, стремящийся убить мусульманина и совершивший для этого всё возможное, окажется в Огне. Вместе с тем следует знать, что мусульманин не будет наказан только лишь за свои мысли. В хадисе сказано: «Аллах говорит: ″Если замыслит раб Мой совершить дурное, не записывайте за ним (дурного дела), пока он не совершит его″»[374]. А в другом хадисе сказано: «Благой и Всевышний Аллах простит членам моей общины те речи, которые будут вести их души[375], если люди не станут говорить об этом вслух или делать этого»[376].
Почему тогда убитый, который никого не убивал, тоже окажется в Аду? Он окажется в Аду по той причине, что предпринял всё возможное для того, чтобы убить мусульманина. Он хотел убить мусульманина, просто не смог этого сделать.
Это указывает на то, что человек, сделавший всё возможное для того, чтобы убить человека или совершить нечто запретное, но не сумевший сделать это по независящим от него обстоятельствам, получает такой грех, как будто он на самом деле убил человека или совершил нечто запретное. Более того, человек, который доволен каким-либо грехом, получает такой же грех, как и совершивший этот грех на самом деле. На это указывают шари‘атские доказательства.
«Не позволяется (проливать) кровь мусульманина…» — это указывает на великую неприкосновенность крови мусульманина.
«…кровь мусульманина…» — имеется в виду мусульманин, который воплотил Ислам в жизнь. Речь идёт о человеке, который на самом деле стал мусульманином, а не просто относил себя к Исламу. Он засвидетельствовал о том, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, и о том, что Мухаммад – посланник Аллаха, иначе говоря, исповедовал единобожие (таухид).
Что же касается многобожника и неверующего, то они не относятся к тем людям, о которых говорится в данном хадисе. Мусульманином называется тот, кто претворил в жизнь единобожие (таухид). Он произнёс два свидетельства, строго соблюдал их, не совершал никакого неверия (куфра) и большого многобожия (ширка).
«…если не считать трёх случаев…» — это три основных случая.
1 — Человек, который был женат(сеййиб)и совершил прелюбодеяние.
Человек, который был целомудренным, а затем женился, заключив действительный шари‘атский брак.
Такого человека называют термином ″сеййиб″ — ( ثيب ) — ″человек, бывший женатым″.
Следовательно, человека не называют термином ″сеййиб″:
· Если он ещё не был женат, но совершил прелюбодеяние (зина);
· Если он был женат, но его брак считался недействительным по шари‘ату;
· Если он заключал когда-то временный брак (мут‘а)[377].
Человека называют термином ″сеййиб″ только в том случае, если он заключал действительный шари‘атский брак с соблюдением всех необходимых условий.
Если человек, который называется ″сеййибом″[378], совершил прелюбодеяние, то его кровь становится дозволенной. Относительно этого было ниспослано откровение от Аллаха, которое затем было отменено, хотя постановление осталось действительным. Аллах Всевышний сказал: «Если мужчина и женщина совершили прелюбодеяние, то закидайте их камнями до смерти, как наказание от Аллаха. Поистине, Аллах – Великий, Мудрый»[379].
А в Коране сказано:
﴿ الزَّانِيَةُ وَالزَّانِي فَاجْلِدُوا كُلَّ وَاحِدٍ مِّنْهُمَا مِئَةَ جَلْدَةٍ ﴾
«Прелюбодейку и прелюбодея - каждого из них высеките сто раз»[380].
Этот аят указывает на то, что прелюбодею полагается сто ударов плетью. А прошлый аят, который был отменен, но постановление осталось, указывает на то, что прелюбодея нужно закидать камнями. Что касается закидывания камнями, то на это также указывает сунна.
Поэтому среди ученых возникло разногласие относительно прелюбодея, который был в законном шари‘атском браке (сеййиб): нужно ли его просто закидать камнями или нужно сначала высечь плетьми, а только потом закидать камнями[381].
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, повелел закидать камнями Ма‘иза и женщину из племени гъамид[382], и повелел закидать камнями иудея и иудейку, которые совершили прелюбодеяние. Все эти случаи указывают на то, что эти прелюбодеи были закиданы камнями, но не были побиты плетьми.
Однако некоторые обладатели знания из сподвижников, в частности ‘Али ибн Аби Талиб, сказали, что сначала нужно высечь плетьми, а только потом закидать камнями. Сообщается, что ‘Али, да будет доволен им Аллах, высек плетьми прелюбодейку, которая была в законном шари‘атском браке (сеййиб), а затем закидал её камнями, после чего сказал: «Я побил её плетьми в соответствии с Книгой Аллаха и закидал её камнями в соответствии с сунной пророка, да благословит его Аллах и приветствует»[383].
Он побил её плетьми в соответствии со словами Всевышнего:
﴿ الزَّانِيَةُ وَالزَّانِي فَاجْلِدُوا كُلَّ وَاحِدٍ مِّنْهُمَا مِئَةَ جَلْدَةٍ ﴾
«Прелюбодейку и прелюбодея - каждого из них высеките сто раз»[384].
Ведь, в аяте не говорится о том, кого именно нужно бить: прелюбодея, который был в законном шари‘атском браке (сеййиб) или прелюбодея, который в таком браке не состоял. Что же касается закидывания камнями, то оно было сделано в соответствии с сунной. По мнению ‘Али ибн Аби Талиба, да будет доволен им Аллах, эти доводы указывают на то, что необходимо объединить между битьём плетьми и закидыванием камнями. Это – одно из мнений, передаваемых от имама Ахмада.
Но многие обладатели знания считают, что прелюбодея, который был в законном шари‘атском браке (сеййиб), следует только закидать камнями. Ибо пророк, да благословит его Аллах и приветствует, в таких ситуациях лишь закидывал таких людей камнями. Известно, например, что он не бил плетьми Ма‘иза и женщину из племени гъамид.
Некоторые обладатели знания сказали, что прелюбодея, который был в законном шари‘атском браке (сеййиб), можно высечь плетьми, а потом закидать камнями по решению правителя, если тот считает, что данный прелюбодей заслуживает более сурового наказания.
Следовательно, если человек, который был в законном шари‘атском браке (сеййиб), совершил прелюбодеяние и это подтвердили четыре надежных свидетеля, или же он сам признался в этом, то его закидывают камнями, пока он не умрет[385].