Обзор истории подвига преподобных

Подвиг преподобных в различных регионах мира

Возникновение подвига преподобных

Преподобные (лат. sanctus) — это святые, подвиг которых заключался в монашеском подвижничестве[493].

Восприятие аскетики как пути к достижению совершенства и истинной мудрости, существовало и до появления христианства. Например, Эпикур († в 270 до Р.Х.) призывал довольствоваться только необходимым, умерять свою плоть, победить страсти, чтобы получать истинное удовольствие от жизни. В представлении стоиков (IV-III вв. до Р.Х.) мудрец — это человек, полностью избавившийся от страстей[494]. У иудеев существовало назорейство, в котором тоже можно увидеть некий прообраз монашества.

Образцами этого подвига в Евангелии служат Матерь Божия, св. Иоанн Креститель, апостол Иоанн Богослов, св. Анна пророчица, «достигшая глубокой старости, прожив с мужем от девства своего семь лет, вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь» (Лк.2.36-37).

Аскетическое подвижничество, пустынножительство и иные формы отвержения общепринятого жизненного уклада начали развиваться в эпоху гонений. Уже тогда «не все, предававшиеся аскетическим подвигам, жили в миру; некоторые из них, избегая соблазнов мира и гонений язычников, или же просто чувствуя склонность к созерцательной жизни, удалялись от мирского шума и подвизались в уединении, невдалеке от места своей родины. Здесь они могли свободно предаваться созерцательной жизни и богомыслию»[495].

Священномученик Игнатий Антиохийский († ок. 107 г.) в послании сщмч. Поликарпу (гл.5) говорит о тех, кто принял решение сохранять девство, и указывает на необходимость смирения как условие этого подвига. Свидетельства о подвижничестве этого типа находим у Афинагора, Оригена, Тертуллиана. Однако особое почитание подвижников как святых в этот период неизвестно: в тех случаях, когда мы находим такое почитание, оно всегда связано с мученичеством. Например, святая равноапостольная первомученица Фекла (память 24 сентября) отвергает брак и избирает девство как подвиг следования Христу. Будучи образцом этого подвига, она, тем не менее, почитается как мученица, хотя она была чудесным образом избавлена от мученической смерти[496].

К «монахам до монашества» можно отнести целый ряд подвижников. Так, например, Иерусалимский епископ Наркисс (конец II – начало III в.), подвергнувшись несправедливым наветам со стороны своей паствы, бежал от братии и скрывался в неведомой пустыне проводя жизнь отшельника. Отдельные мученические акты свидетельствуют нам о том, что во II – III вв. в Египте, на Синае уже существовали как отдельные анахореты, так и небольшие общины. К исходу III в. внутри Церкви уже созрели все предпосылки для зарождения монашества[497].

Подвиг преподобных стал приобретать четкую форму с IV века, когда очень многие христиане, желающие всецело посвятить себя Богу, стали покидать города и селиться в пустынях. Обычно этот исход связывают с притоком в Церковь язычников в IV веке, когда христианство стало государственной религией. «Это переселение совершилось в то самое время, когда прекратился подвиг мученический, и начали принимать христианскую веру уже не одни избранные, не по особенному призванию, не с решимостью на величайшие бедствия и смерть, но все вообще, как веру господствующую, покровительствуемую и распространяемую правительством. Христианство соделалось всеобщим; но оно не сохранило прежнего самоотвержения. Христиане в городах и селах начали вдаваться во многие житейские попечения, позволять себе роскошь, плотское наслаждение, участие в народных увеселениях и другие послабления, которых первобытные исповедники веры чуждались, как отречения от Христа в духе. Пустыня представила собою естественное убежище и пристанище, невозмущаемое соблазнами, для христиан, желавших сохранить и развить в себе христианство во всей его силе»[498].

Монашество распространилось в Египте, Палестине, Сирии, на Синае, в Европе, на Афоне и в других местах. Рассмотрим основные черты подвига преподобных в различных регионах мира.

Египет

Египет называют «родиной монашества». По свидетельству папирусов, там еще до появления монашества как такового существовали небольшие общины христианских подвижников, удалившихся от мира. К таким «монахам до монашества» относят прп. Павла Фивейского. В возрасте 15 лет, во время гонений Декия (249-251), он был вынужден удалиться в горные пустыни, а затем, превратив «дело необходимости в дело охоты», около 100 лет «проводил на земле небесную жизнь». [блж. Иероним][499]. В житии св. Павла имеется много легендарных и фантастических деталей, и некоторые исследователи полагают, что этого знаменитого подвижника вообще не существовало, что это «выдумка коптов или самого Иеронима»[500]. Но это не так. Личность св. Павла Фивейского органично вписывается в атмосферу эпохи зарождения монашества[501].

Основателем монашеского подвига считают прп. Антония Великого (251-356, память 17 января). Как говорит блж. Иероним, «Антоний был не столько первым из пустынножителей, сколько человеком, возбудившим общее стремление к этому образу жизни» [Творения. Ч.4. С.1][502]. Церковный историк Созомен пишет о нем так: «Египтянами ли, или кем другим первоначально основано это любомудрие, но все согласны, что упомянутый образ жизни на высоте строгости и совершенства, своими нравами и приличными упражнениями, возвел монах Антоний Великий»[503]. Поэтому «весьма справедливо назвать Антония основателем монашества, имея в виду то, что от него форма монашеской жизни получила быстрое распространение. Его имя стало звеном, связавшим всех отдельных, неизвестно где блуждавших отшельников в братские общины, где молодой и слабый отшельник находил сильную нравственную поддержку в иноках престарелых и утвердившихся в подвиге; его благотворное влияние сказалось на всех сторонах широко распространившейся при нем монашеской жизни, а его нравственно-аскетические наставления легли в основу всей последующей аскетики»[504]. С именем прп. Антония связано установление такого рода иноческой жизни, как отшельничество, анахоретство.

Преподобный Антоний родился в зажиточной семье коптских христиан в Среднем Египте. В школе он не учился и был безграмотен. В возрасте 20-ти лет Антоний услышал в церкви евангельское повествование о богатом юноше. Слова Христа: «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною» (Мф.19.21) он воспринял как обращенные лично к нему[505]. Антоний раздал свое имение[506] и начал вести аскетический образ жизни. По словам свт. Афанасия Великого, в те времена «в Египте еще были немногочисленны монастыри, и монах не знал совсем великой пустыни. Каждый из желающих внимать себе подвизался, уединившись недалеко от своего селения»[507]. Так и прп. Антоний вначале жил на краю своей деревни у одного из таких старцев-анахоретов[508], потом стал удалялся все дальше и дальше от человеческого жилья. Более 15 лет Антоний подвизался в гробнице (пещере), перенося тяжелейшие нападки бесов, затем переправился на восточный берег Нила и поселился в Фиваидской пустыне, в покинутой крепости, где прожил еще 20 лет в глубоком уединении, лишь время от времени снабжаемый хлебом. После многих лет жизни уединения, когда преподобному было уже за 50 и он достиг «возраста мужа совершенна», к нему начали собираться ученики (примерно, с 306 года). Местопребывание свое он имел в это время в Писпире, который лежал в 30 километрах от Нила (это место называют еще «внешней горой»). Отсюда он предпринимал частые путешествия для посещения эремитских[509] колоний своих учеников. Слава прп. Антония была так велика, что даже император Константин почтил его своим письмом.

Преподобный Антоний не дал никакой организации монашеству, не установил никаких формальных правил. Его колонии эремитов, которые носили имя μοναστηρια, были объединены сугубо духовными связями[510]. Как пишет исследователь подвига преподобного, «между учениками Антония при его жизни не было, конечно, ни настоятелей, ни простых иноков в позднейшем смысле, а все были равны между собою. Если же Антоний признавался учениками главою и руководителем, то в отношении его к ним ничего не было похожего на отношения, которые установились позднее и даже при жизни еще Антония в монастырях общежительных, где… требовалось весьма строгое исполнение определенных правил»[511].

Преподобный Антоний дважды покидал пустыню и ходил в Александрию. В гонение Максимина (308 г.) прп. Антоний покинул свое уединенное жилище, чтобы, по его собственным словам, переданным свт. Афанасием, «или подвизаться, если будем призваны, или видеть подвизающихся»[512]. Сам он желал пострадать за имя Христово. Но воли Божией на его мученическую кончину не было. Господь сохранил его жизнь для пользы других, «дабы соделаться ему учителем многих в подвижничестве, которому он научился из [Священных] Писаний»[513]. Антония никто не тронул, хотя преподобный открыто выражал свою преданность святым мученикам, прислуживал им, был на суде. Возвратившись в пустыню после их казни, Антоний в течение всей последующей жизни подражал святым мученикам, изнуряя свое тело особенно строгими подвигами и постоянным бодрствованием. Второй раз он приходил в Александрию во время арианских споров. Исповедание Антонием своей веры произвело огромное впечатление на горожан. По свидетельству свт. Афанасия, за немногие дни пребывания преподобного в Александрии число крестившихся язычников превышало количество обращенных в продолжение целого года.

Слава прп. Антония умножалась все больше и больше, к нему стекались толпы народа. Тогда преподобный нашел себе глубоко уединенное место, находящееся еще дальше на восток к Красному морю, так называемую «внутреннюю гору», где провел последние годы жизни и почил в 356 г. 105-летним старцем. Свою мантию он оставил защитнику веры, свт. Афанасию, дружественно к нему расположенному и описавшему потом его жизнь.

Житие прп. Антония, написанное свт. Афанасием Великим, послужило наставлением для его многочисленных последователей как в Восточной, так и в Западной Церкви. Это сочинение оказало значительное влияние на всю позднейшую агиографическую литературу, став своего рода образцом жития преподобного. А почитание прп. Антония, начавшееся еще при его жизни, задало образец для почитания монашествующих подвижников как отдельного лика святых.

* * *

Ученики прп. Антония, рассеиваясь по разным областям Египта и соседних стран, всюду разносили высокие монашеские идеалы и создавали новые центры иноческого жития. Но и в тех случаях, когда монашеские поселения возникали независимо, великий старец был огромным авторитетом для них: между ними и прп. Антонием устанавливалась глубокая духовная связь. Это видно на примере монашества Нижнего Египта (к западу от дельты Нила), в пустынях Нитрийской, Келии и Скиту. Из этих трех общин наиболее жизнеспособной и процветающей оказался Скит, иноческая жизнь которого не затухает и поныне. Основателем монашеского жития в этой местности был прп. Амон (Аммон, Амун). Он прожил с женой в девственной чистоте около 18 лет, затем ушел на Нитрийскую гору (около 310-320 гг). Авву Амона считают первым из Нитрийских монахов. Спустя немного времени там подвизалось уже около 5000 человек.

Это многочисленное братство, возникшее независимо от прп. Антония, «в своих духовных подвигах особенно воодушевлялось примером и наставлениями Великого Антония. Как Аммон, основатель иноческого жития здесь, пользовался советами и руководством Антония, так и сподвижники его, первые жители пустыни, были ученики Антония. Таковы были: Пиор, Памво, Ориген, ученик его, который так живо повествовал об Антонии, что как бы представлял его живым. Видели прп. Антония Иераск, Иаков Беотийский, Кроний. Кроний служил переводчиком у Антония, любил повествовать о добродетелях его и много лет был пресвитером в горе Нитрийской»[514].

Нитрийское монашество было полуобщежительным, имело черты и общежития, и отшельничества. На расстоянии нескольких километров от Нитрийской горы вглубь пустыни находились Келии. Иноки пустыни Келий в своем управлении были соединены с Нитрийскими иноками. В Келии обычно уединялись Нитрийские подвижники, преуспевшие в иноческом житии и стремившиеся к безмолвию. Чтобы его не нарушать, было установлено правило ¾ не ходить по келиям друг друга. Только по субботам и воскресеньям братия собирались в храм на богослужение. Из «келиотов» наиболее известен прп. Макарий Александрийский, называемый также Городским[515].

На расстоянии одного дня пути от Келий находилась Скитская пустыня, дикая и суровая, в которой селились лишь наиболее опытные подвижники. Основателем иночества в Скитской[516] пустыне считается прп. Макарий Великий (ок. 310-400, память 19 января), который поселился в ней первым. С его именем связано множество творений, занимающих важное место в истории православного аскетического богословия[517].

Преподобный Макарий родился в Нижнем Египте в семье пресвитера. Не сохранилось известия, чтобы он получил образование в каком-либо училище, но из его писаний видно, что он не чужд был и книжного образования. Родители женили его, но он не прикасался к жене, желая посвятить жизнь Богу, и молился об избавлении от уз брака. Вскоре супруга его умерла непорочной девственницей, и Макарий вступил на путь подвижнической жизни.

Некоторое время прп. Макарий жил у прп. Антония Великого. Макарий хотел насовсем остаться у него, но благословения не получил. «Каждый должен подвизаться на том посту, который назначен ему свыше»,¾ сказал ему прп. Антоний. Макарий пришел в Скитскую пустыню, находившуюся на 10 миль южнее Нитрийской горы, и стал первым отшельником в том месте. После кончины «отца монашества» прп. Антония (356 г.) к Макарию стала стекаться братия. Это были не только египтяне, но и выходцы из многих других мест: Каппадокии, Сирии, Палестины, Галатии, Испании, Италии, Македонии, Ливии и др. Преподобный пользовался глубоким уважением подвижников, называвших его «юноша-старец». Сорока лет от роду он получил власть над духами, дар исцеления и пророчества и был рукоположен в священство[518]. Так Макарий Великий фактически стал преемником и продолжателем дела прп. Антония.

Когда число братии умножилось, прп. Макарий воздвиг для них четыре храма. Все отшельники жили в келиях, отделенных одна от другой, и только по воскресеньям сходились в храм. Сам Макарий жил также отдельно в глубокой пустыне и имел при себе только двух учеников. Этот образ жизни называется полуотшельническим, или скитским.

Шестьдесят лет провел Макарий в пустыне Скитской, как странник на этой земле, мертвый для мира, непрестанно заботясь о своем спасении и о спасении вверившихся его руководству братьев. Он больше проводил времени в беседе с Богом, нежели в земных занятиях, и часто бывал в состоянии духовного восхищения. О его сокровенной жизни в Боге свидетельствуют его писания, в которых сохранились для нас драгоценные изображения сих особенных состояний души облагодатствованной[519].

Из множества учеников преподобного не все жили с ним, некоторые стали основателями монастырей в других местах (Иоанн Колов и др.). Среди учеников прп. Макария был и авва Пафнутий, у которого окормлялся прп. Иоанн Кассиан.

Ученики прп. Макария бережно хранили духовное наследие преподобного, и поэтому к концу IV века Скит стал одним из главных центров иночества. Труднодоступность Скита была причиной того, что церковные авторы IV-V веков сообщают о нем совсем немного. Но значение этого монашеского поселения в истории древнего иночества было чрезвычайно важным[520], поскольку именно здесь дух заветов прп. Антония сохранился в наиболее чистом виде[521]. Скитские подвижники полагают начало традиции «умной молитвы» как главного иноческого подвига.

Преподобный Пахомий Великий (292(4) – 346, 15 мая) был младшим современником Антония Великого. Он является основателем общежительного монашества (киновии).

Пахомий был коптом, принял Крещение и стал иноком в сознательном возрасте, после окончания воинской службы. В течение семи лет он находился в послушании у опытного подвижника. Пройденная Пахомием школа послушания оказала значительное влияние на его представления о монашестве.

Накануне смерти своего старца и по его благословению Пахомий начинает подвизаться самостоятельно в местечке Тавенниси (в Фиваиде). К нему присоединяется еще несколько человек. Для утверждения своих первых учеников в добродетели св. Пахомий устанавливает некоторые правила, касающиеся единообразия в пище и одежде. Так осуществился поворот от отшельнической и полуотшельнической формы иноческой жизни к общежительной. Очевидно, что без помощи свыше это произойти не могло. Большинство древних источников сообщают о том, что правила св. Пахомию дал Ангел. Скорее всего, это был не готовый текст, а сама идея упорядочения жизни общины. В скором времени дело Пахомия увенчалось успехом: вместо небольшой общины под его управлением оказалось 11 монастырей, из которых 2 женских. По свидетельству Палладия, к концу IV века в них подвизалось до 7000 монахов[522]. Они подчинялись одному настоятелю – прп. Пахомию, и жили по единому, им созданному Уставу.

Жизнь иноков в монастырях Пахомия была построена на началах строгого послушания и подчинения установленным правилам, направлена на полное отсечение от своей воли, ограждалась суровой дисциплиной и системой взысканий. Преподобный Пахомий знал отшельническую жизнь по собственному опыту и считал, что уединенный образ жизни непосилен и неполезен новоначальному. К творческой свободе отшельничества нужно готовиться постепенно.

Отшельники были мягче и снисходительнее к согрешающим. А у прп. Пахомия монастыри были своего рода воспитательными домами. В них принимали даже оглашенных, несведущих и нетвердых в вере, не знающих даже молитвы Господней. Но принимали после строгого искуса, проверяя чистоту и твердость намерений. Каждый новоначальный поступал под управление одного из старших братий. Этот образ жизни, по преданию, так был объяснен Ангелом: «Устав я дал для тех, у кого ум еще не зрел, чтобы они, выполняя общее правило жизни по страху перед Владыкой, хотя бы как непокорные рабы, достигали свободы духа». То есть идеал отшельнической жизни — свобода духа — остается, меняется только путь к нему[523].

Преподобный Пахомий Великий скончался в 346 году во время эпидемии, в возрасте 58 (60) лет. В памяти своих учеников он остался «возвышенным толкователем воли Божией», «недосягаемой вершиной монашеского предания». Благодаря св. Пахомию упорядочилась и регламентировалась иноческая жизнь, появилась еще одна ее форма, более доступная, дающая возможность приобщиться к этому высокому подвигу значительному числу людей[524].

Итак, Египет считается «родиной монашества», родиной подвига преподобных. Здесь сложились три основные формы монашеской жизни: отшельническая, полуотшельническая и общежительная. Подвиги преподобных Египта оказали огромное влияние на иночество всего мира. Здесь зародилась практика умной молитвы, главного монашеского делания. Здесь создан один из первых агиографических памятников — житие прп. Антония Великого, благодаря которому монашеские идеалы распространились далеко за пределы Египта. Духовные связи с египетским подвижничеством можно увидеть в монашестве Палестины, Малой Азии, Сирии, Синая, Афона, Западной Европы, Руси.

Наши рекомендации