Что касается тех, кто уверовал, то их вера от этого усиливается, и они радуются» (Покаяние:124).
А что касается уменьшения, то всё что увеличивается, должно и уменьшаться. Всё что приемлет увеличение, приемлет также уменьшение. Это с одной стороны. С другой же стороны, на это указали слова пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, в достоверном хадисе: «Воистину, Аллах, Свят Он Всевышний, скажет в Судный День: «Выведите из Огня тех, у кого в сердце Имана на вес горчичного зёрнышка»» (Аль-Бухари 22, Муслим 184 со слов Абу Са’ида аль-Худри, да будет доволен им Аллах.). Этот хадис указал на то, что Иман уменьшается до размера горчичного зёрнышка. Также на уменьшение указывают слова Всевышнего: «В тот день они были ближе к неверию, чем к вере» (аль Имран:167). Этот аят указывает на то, что Иман уменьшается, пока не станет очень близок к неверию. Также слова пророка, мир ему и благословения Аллаха: «Кто из вас увидит что-либо порицаемое, то пусть изменит его своей рукой. А если не сможет изменить рукой, то пусть изменит своим языком. А если не сможет языком, то пусть изменит это своим сердцем. И это самое слабое проявление веры» (Муслим 49 со слов Абу Са’ида аль-Худри, да будет доволен им Аллах.). Этот хадис указал на то, что Иман слабеет, то есть уменьшается. Поэтому Иман увеличивается при подчинении и уменьшается при ослушании.
6 столпов Имана:
1. Вера в Аллаха. Вера в Аллаха включает в себя три вида Таухида. Вера в то, что Аллах, Субханаhу ва Та'аля, один Единственный ни в чём не нуждающийся. Нет у Него сотоварища ни в Его господстве, ни в Его божественности и ни в Его именах и качествах.
Вера в Аллаха включает в себя 4 составные части:
ПЕРВАЯ: Вера в существование Аллаха Всевышнего.
На существование Всевышнего указывают:
а) устроение человека -т.е. естественная фитра единобожия, заложенная в человека с рождения.
«Каждый человек рождается, будучи устроенным так, а потом уже родители делают из него иудея, христианина или огнепоклонника».(аль Бухари).
б) Разум ( рациональные доводы)- т.е у всего того, что существовало раньше и будет существовать в будущем, обязательно должен быть Творец, создавший все это, ибо ничто не может создавать себя само или возникать случайно. У всего есть Создатель.
«Или они сотворены из ничего, или сами они творцы? Или они сотворили небеса и землю? Нет, не знают они достоверно! Или у них сокровищницы твоего Господа, или они управители?!» (сура Гора:35-37).
в) Шариат - на это указывают все ниспосланные свыше Писания.
г) Ощущения - к примеру, мы слышим и видим воочию, что взывающие к Аллаху получают ответ, а опечаленным оказывается помощь, и это является неопровержимым доказательством существования Аллаха Всевышнего. Аллах Всевышний сказал: «...Нуха, когда он воззвал раньше, и Мы ответили ему...».( Пророки:76).В одном из хадисов сообщается, что Малик бин Анас, радияЛлаху анху , сказал:
- Однажды, когда пророк, ﷺ , приозносил пятничную проповедь, в мечеть вошел какой-то бедуин, который сказал: «О посланник Аллаха, наше имущество пропало, а дети голодают, обратись же к Аллаху с мольбой за нас!». И он поднял руки к небу и воззвал к Аллаху, и на небе появились тучи, подобные горам, и не успел он еще сойти с минбара, как я увидел, что капли дождя уже стекают по его бороде. А в следующую пятницу появился тот же бедуин (или кто-то другой) и сказал: «О посланник Аллаха, наши дома разрушены, а имущество утонуло, обратись же к Аллаху с мольбой за нас!» -, тогда он, ﷺ , сказал: «О Боже, вокруг нас, а не на нас!», и в какую бы сторону он ни указал рукой, тучи начинали расходиться. (Аль Бухари).
Другой пример, знамения Аллаха, чудеса с которыми приходили Пророки. Примером может служить чудо Мухаммада,ﷺ , которое он совершил, когда курайшиты потребовали от него знамения. Он указал рукой на луну, и она раскололась на две части, что и увидели люди, а Аллах Всевышний сказал об этом так: «Приблизился час, и раскололась луна! Но когда видят они любое знамение, то отворачиваются и говорят: «Колдовство непрерывное!»». ( Луна:54).
ВТОРАЯ: Вера в то, что Аллах является единственным Творцом. Имеется в виду вера в то, что один лишь Аллах является Господом, и нет у Него ни сотоварища, ни помощника. Господом является тот, кому принадлежит творение, власть и веление, но нет творца, кроме Аллаха, нет владыки, кроме Него, и лишь Он может повелевать, Аллах Всевышний сказал: «Разве не Ему принадлежит и творение и власть?!» (Преграды:54). Он также сказал: «Вот вам Аллах – Господь ваш! Ему принадлежит власть, а те, к кому вы взываете помимо Него, не владеют и финиковой кожицей!» (Ангелы:13).
ТРЕТЬЯ: Вера в то, что божественной природой обладает только Аллах.
То есть: вера в то, что один лишь Аллах является Истинным Богом, у которого нет сотоварища. Под «Богом» здесь подразумевается: «тот, кому поклоняются» из любви и почитания.
Аллах Всевышний сказал: «И Бог ваш - Бог Единственный, нет бога, кроме Него, Милостивого, Милосердного!». (Корова:163).Всевышний также сказал: «Засвидетельствовал Аллах, что нет нет бога, кроме Него, и ангелы и обладающие знанием, и что Он не отступает от справедливости. Нет бога, кроме Него, Могучего, Мудрого!».(аль Имран:18).
Все то, что люди считают богами наряду с Аллахом, поклоняясь им, на самом деле божественной природой не обладает. Аллах Всевышний сказал: «Это потому, что Аллах – Истинный, а то, к чему они взывают помимо Него, ложно, и потому, что Аллах – Высокий, Великий». (Хаджж:62). То, что их называют божествами, еще не подтверждает их права на обладание божественной природой. «Поистине, они – лишь имена, которыми вы и ваши отцы сами называли их, а Аллах не ниспосылал с ними никаких доводов» (Звезда:23). «Неужели будете вы спорить со мной об именах, которые дали вы и ваши отцы и с которыми Аллах не ниспослал никакого довода?» (Преграды:71).
Те божества, которых они себе избрали, ни в коей мере не обладают божественной природой: они сами сотворены и не творят, они не могут принести никакой пользы тем, кто им поклоняется, и не могут отвратить от них вред, они не распоряжаются их жизнью и смертью, не владеют ничем на небесах и ни в чем не соучаствуют с Ним.
Аллах Всевышний сказал: «И избрали они вместо Него богов, которые ничего не творят, а сами являются сотворенными, не могут причинить себе вреда или принести пользу и не распоряжаются ни смертью, ни жизнью, ни воскресением».(Различение:3-4).
Всевышний сказал: «Скажи: «Взывайте к тем, кого вы считали богами вместо Аллаха! Не владеют они ничем весом даже с пылинку ни в небесах, ни на земле: ни в чем они там не участвуют, и нет для Него среди них помощника. Не принесет пользы заступничество пред Ним, кроме заступничества того, кому Он позволит». (Саба:22-23). Аллах Всевышний также сказал: «Неужели они придают Ему в сотоварищи то, что ничего не творит, а сами они являются сотворенными, не имея возможности помочь ни им и не помогая самим себе!». (Преграды:191-192).
«О люди! Поклоняйтесь вашему Господу, который сотворил вас и тех, кто был до вас, - может быть, вы будете богобоязненны! – который землю для вас сделал ложем, а небо – строением, и низвел с неба воду и вывел посредством нее плоды как пропитание для вас. Не приравнивайте же к Аллаху никого, в то время как вы знаете!». (Корова:21-22).
ЧЕТВЁРТАЯ: Вера в Его имена и атрибуты. Такая вера подразумевает собой подтверждение того, что Аллах обладает теми именами и атрибутами, о принадлежности которых к Нему Он заявил посредством Корана или сунны своего посланника,ﷺ , причем это подтверждение должно исключать возможность какого бы то ни было искажения, лишения, видоизменения или уподобления. Аллах Всевышний сказал: «Аллах обладает прекрасными именами, обращайтесь же к Нему по ним и оставьте тех, кто искажает Его имена. Воздастся им за то, что они делают!».( преграды:180). Всевышний также сказал: «Он являет Собой высочайший пример в небесах и земле. Он – Могучий, Мудрый!».(Румы:27). Всевышний также сказал: «Нет ничего и никого, подобного Ему и Он – Слышащий, Видящий!».( Совет:11).
2. Вера в Его ангелов. Ангелами являются сотворенные существа, обитающие в мире сокровенного, поклоняющиеся Аллаху Всевышнему и ни в коей мере не обладающие тем, что присуще только Аллаху как Господу и Богу. Аллах Всевышний сотворил их из света, наделив их способностью полностью подчиняться Его велению и силой, необходимой для осуществления Его велений. Ангелов существует множество. Они не ослушаются Аллаха в том, что Он им приказал и выполняют то, что им приказано.
Вера в ангелов включает в себя четыре составные части:
ПЕРВАЯ: вера в их существование.
ВТОРАЯ: вера в тех, кого из них мы знаем по именам, например, в Джибрила, и в тех, кого мы не знаем.
ТРЕТЬЯ: вера в те их атрибуты, о которых мы знаем, например, в атрибут Джибрила, о котором пророк, ﷺ , сообщил, что он видел его в том виде, в каком тот был сотворен, и что у него было шестьсот крыльев, закрывавших собой горизонт. По велению Аллах Всевышнего ангел может принимать образ человека, как это было с Джибрилом, которого Аллах Всевышний направил к Марйам и который предстал перед ней в облике, точно соответствовавшим облику человека.
ЧЕТВЕРТАЯ: вера в те совершаемые ими по велению Аллаха Всевышнего дела, о которых мы знаем, например, вера в то, что они восхваляют Аллаха и поклоняются Аллаху денно и ношно, не зная усталости. При этом некоторые из них заняты и особыми делами. Так, например, Джибрилу доверялась передача пророкам и посланникам тех откровений, которые передавал им Аллах Всевышний. Микаилу поручено следить за дождем и произрастанием растений. Исрафилу поручено вострубить в трубу, когда наступит час и подойдет время воскресения из мертвых. Ангелу смерти поручено принимать души умерших. Сказал Всевышний: «Скажи: «Ангел смерти, которому вы поручены, умертвит вас, а затем вы будете возвращены к своему Господу»» (Земной поклон:11).
Ангелу по имени Малик поручено быть стражем ада. Есть ангелы, которым поручено являться к зародышам, находящимся в утробах матерей, по прошествии четырех месяцев с начала их формирования. Когда этот срок наступает, Аллах посылает к зародышу ангела, повелевая ему записать его удел, его срок, его дела, а также то, злосчастным он будет или счастливым. Сказал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует: «Воистину, каждый из вас создаётся в чреве своей матери в течение сорока дней в виде капли, затем в течение сорока дней в виде сгустка крови, затем в течение сорока дней в виде кусочка плоти, затем к нему посылается ангел...»( Часть хадиса. Аль-Бухари 3208, Муслим 2643 со слов Абдуллы бин Мас’уда, да будет доволен им Аллах.) И среди них те, на кого возложена запись дел и тд.
Мы верим в ангелов так, как это пришло в Коране и сунне. Подтверждаем это и мы убеждены в этом. А от того, что нам не сообщили, мы воздерживаемся и не копаемся в этом, так как это из сокровенных знаний.
Аллах Всевышний сказал: «Хвала Аллаху, Творцу небес и земли, сделавшему ангелов посланниками, обладающими крыльями двойными, тройными и четверными». (Ангелы:1)
Аллах Всевышний также сказал: «Если бы ты видел, как завершают жизнь тех, ко- торые не веровали! Ангелы бьют их по лицу и по спинам...».( Добыча:50).
Аллах Всевышний также сказал: «Если бы ты видел, как неправедные пребывают в предсмертной агонии, а ангелы протягивают руки: ‘Изведите ваши души...’».( Скот:93).
В одном из хадисов, передаваемых со слов Абу Хурайры,радияЛлаху анху, сообщается, что пророк,ﷺ , сказал: Если Аллах полюбит кого-либо из рабов Своих, то Джибрил возглашает: «Поистине, Аллах любит такого-то, и я люблю его!» И Джибрил также начинает испытывать к нему любовь и возглашает среди обитателей небес: «Поистине, Аллах любит такого то, любите же его и вы!» , и обитатели небес также начинают любить его, а потом его начинают хорошо принимать и на земле.
В другом же хадисе, также передаваемом со слов Абу Хурайры,радияЛлаху анху , сообщается, что пророк,ﷺ , сказал: В пятницу на каждой из дверей мечети располагаются ангелы, которые записывают тех, кто является туда первыми, а когда имам усаживается на свое место, они сворачивают свои свитки и приходят послушать слова поминания Аллаха.
3. Вера в Его Писания (Книги). А это книги, которые ниспослал Аллах посланникам для того, чтобы наставить людей. Мы верим в то, что они являются речью Аллаха в истинном понимании. Вера в предыдущие книги осуществляется в общем плане, а вера в Къуран осуществляется в подробностях, мы веруем подробно во всё, что пришло в нём. Потому что он является нашей книгой, и он был ниспослан нашему пророку Мухаммаду,ﷺ . И тот человек, который отрицает аят или хотя бы букву из него, является неверным и вышедшим из Ислама. Также тот, кто уверовал в часть Къурана и проявил неверие в другую его часть, является неверным. А также тот, кто уверовал в некоторые книги и проявил неверие в другие, является неверным.
Вера в Писания включает в себя четыре составные части:
ПЕРВАЯ: вера в то, что эти Писания действительно были ниспосланы Аллахом.
ВТОРАЯ: вера в те Писания, названия которых нам известны и в те, названий которых мы не знаем.
Сюда входит вера в :
- в Коран, ниспосланный Мухаммаду,ﷺ
- в Тору, ниспосланную Мусе,عليه السلام
- в Евангелие, ниспосланное Исе, عليه السلام (Библия)
- в Псалмы, ниспосланные Дауду, عليه السلام (Забур)
- в свитки Ибрахима и Мусы, мир им.
ТРЕТЬЯ: подтверждение истинности сообщений, содержащихся в этих Писаниях, например, истинности сообщаемого в Коране и истинности того, что не было подменено или искажено из предыдущих Писаний.
ЧЕТВЕРТАЯ: действия, соответствующие тем их установлениям, которые не были отменены, согласие с этими установлениями и признание их независимо от того, ясен нам их смысл или нет. При этом следует знать, что все предыдущие Писания были отменены Великим Кораном, а Аллах Всевышний сказал: «И Мы ниспослали тебе Писание с истиной для подтверждения истинности того, что было ниспослано из Писания до него, и для наблюдения за этим». (Трапеза:48). Из этого следует, что недопустимо руководствоваться в своих действиях ни одним из установлений, содержащихся в предыдущих Писаниях, за исключением тех, которые являются истинными и подтверждаются Кораном.
4. Вера в Его посланников. Под посланниками здесь подразумеваются те люди, которым путем откровения свыше ниспосылается религиозный закон вместе с повелением довести его до сведения людей.
А это есть вера во всех посланников с первого до последнего, в тех из них, кого Аллах назвал и в тех, кого Он не назвал. Мы верим в них всех, а также в то, что они истинные посланники Аллаха, которые приходили с посланием, и они донесли его до своих народов. И тот человек, который не верит хоть в одного пророка, является неверующим по отношению ко всем пророкам, так как сказал Всевышний:
«Воистину, те, которые не веруют в Аллаха и Его посланников, хотят различать между Аллахом и Его посланниками и говорят: «Мы веруем в одних и не веруем в других», — и хотят найти путь между этим, являются подлинными неверующими. Мы приготовили для неверующих унизительные мучения. А тех, которые уверовали в Аллаха и Его посланников и не делают различий между любым из них, Он одарит их наградой. Аллах — Прощающий, Милосердный» (Женщины:150-152). Неверие в одного пророка или в одного посланника является неверием в них всех.
Первым из посланников был Нух, а последним – Мухаммад,ﷺ .
Аллах Всевышний сказал: «Мы ведь открыли тебе также, как открыли Мы Нуху и пророкам после него...».(Женщины:163).
Таким образом , Вера в посланников включает в себя четыре составные части:
ПЕРВАЯ: вера в то, что послания, которые они приносили с собой, действительно исходили от Аллаха Всевышнего, ибо тот, кто не верует в истинность послания хоть одного из них, не верует и во всех остальных, как сказал об этом Аллах Всевышний: «Народ Нуха счел посланников лжецами». (Поэты:105).
ВТОРАЯ: вера в тех из них, которых мы знаем по имени, то есть в Мухаммада, Ибрахима, Мусу, Ису и Нуха, да благословит их Аллах и да приветствует, и которые относились к числу посланников . Аллах Всевышний упоминает о них совместно в двух местах Корана.
Так, например, Аллах Всевышний сказал: «Вот взяли Мы с пророков завет – и с тебя, и с Нуха, и с Ибрахима, и с Мусы и с Исы, сына Марйам...».( Сонмы:7).Аллах Всевышний также сказал: «Он узаконил для вас в религии то, что завещал Нуху, что открыли Мы тебе и что завещали Мы Ибрахиму, и Мусе и Исе: ‘Придерживайтесь этой религии и не разделяйтесь в ней’». (Совет:13).
Но мы верим и во всех тех из них, кого мы не знаем по имени, ибо Аллах Всевышний сказал: «Мы уже посылали посланников и до тебя; о некоторых из них Мы рассказали тебе, о других же не рассказывали». ( Верующий:78).
ТРЕТЬЯ: подтверждение достоверных сообщений о них.
ЧЕТВЕРТАЯ: действия, в соответствии с религиозным законом, который принес с собой печать пророков пророк Мухаммад, ﷺ , посланный ко всем людям и джиннам. Всевышний сказал: «Но нет, клянусь Господом твоим, не уверуют они до тех пор, пока не сделают тебя судьей в возникающих между ними спорах. Потом не будут твои решения стеснять их, и они подчиняться полностью».( Женщины:65)
5. Вера в Последний день.Под Последним Днём подразумевается Судный День. Он был назван Последним Днём, потому что он идёт после первого дня, а это день этого мира. Жизнь в этом мире считается первым днём, а воскрешение считается Последним Днём. Вера в Последний День – это вера в то, что произойдёт после смерти. А это вера в мучения могилы и наслаждение в ней, а также вера в допрос двух ангелов в могиле. Всё что будет после могилы всё это входит в веру в Последний День. Также туда входит вера в воскрешение, сбор, расчёт, во взвешивание дел, в мост, весы, в которых будут взвешиваться благие и скверные дела, в Рай и Ад. Мы верим обобщённо и в подробностях во всё то, что произойдёт в Последний День. Его начало после смерти, и он будет длиться до тех пор, пока не окажутся обитатели Рая в Раю, а обитатели Ада в Аду. Мы веруем во всё то, из этого, что пришло к нам достоверно, и мы не сомневаемся ни в чём из этого. И тот, кто усомнится в чём-либо из этого, является неверным, вышедшим из религии Ислам. Ко всем этим событиям применяется выражение Судный День.
Приведем некоторые доказ-ва:
Аллах Всевышний сказал: «...как создали Мы первое творение, так и повторим его в соответствии с Нашим обещанием. Поистине, Мы сделаем!».( Пророки:104).
«Потом, поистине, после этого вы умрете, а потом, поистине, в судный день вы будете воскрешены».(Верующие:15-16)
«Неужели вы посчитали, что Мы создали вас для забавы и что вы к Нам не будете возвращены?!». (Верующие :115)
«И устроим Мы весы верные для дня воскресения. Не будет обижена душа ни в чем, и даже если будет это весом с пылинку, Мы принесем и его, и достаточно будет Нас для расчетов!».(Пророки:47)
«И бойтесь огня, который уготован неверным...».(аль Имран: 131)
«Утверждали те, кто не веровал, что они никогда не будут воскрешены. Скажи: «Да, клянусь Господом моим, вы будете воскрешены, а потом сообщено вам будет о том, что вы совершали, и это для Аллаха легко».( Взаимное обманывание:7).
6. Вера в предопределённость как хорошего, так и плохого.Человек должен верить что то, что происходит в этой вселенной из хорошего или плохого, из неверия и веры, из наслаждений и наказаний, из благоденствия и бедности, из здоровья и болезней, из жизни и смерти, всё это предопределено и не было случайностью и не было само по себе.
Человек должен верить что всё происходит по воле и предопределению Аллаха, и он должен верить что то, что его постигло, не могло его миновать, а то, что его миновало, не могло его постичь, всё это произошло только по воле и предопределению Всевышнего Аллаха.
Сказал Всевышний: «Любое несчастье, которое происходит на земле и с вами самими, записано в Писании еще до того, как Мы сотворили его. Воистину, это для Аллаха легко» (Железо:22) - это и есть вера в предопределение.
Вера в предопределение включает в себя четыре составные части:
ПЕРВАЯ: Знание. А это вера в то, что Аллах знал всё изначально. Он знал всё, что произойдёт, что было, что будет и так до бесконечности. Всевышний Аллах знал всё изначально, прежде чем что-то произошло или случилось. Аллах, Свят Он, знал всё Своим изначальным, извечным знанием, которым Он описан изначально и навсегда. Это первая степень предопределения, а это знание, и если кто-то отрицает её, то он является неверным.
«Разве ты не знаешь, что Аллах знает о том, что в небе и на земле? Поистине, это есть в Писании, поистине, это для Аллаха легко!» (Хаджж:7).
ВТОРАЯ: Запись в «Хранимой скрижали». А это вера в то, что Всевышний Аллах записал всё в «Хранимой скрижали», и всё что происходит, записано в ней. Не существует чего-либо происходящего, что не было записано в «Хранимой скрижали». И поэтому сказал Всевышний: «Любое несчастье, которое происходит на земле и с вами самими, записано в Писании» (Железо:22),то есть в «Хранимой скрижали». Записал в ней Всевышний Аллах количество всего. Сказал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует: «Первое, что создал Аллах – это перо. И Он сказал ему: «Пиши!» - оно сказало: «Что мне писать?», Он сказал: «Пиши всё, что произойдёт до судного дня»(Абу Дауд 4700, ат-Тирмизи 2100 со слов ‘Убады бин ас-Сомита, да будет доволен им Аллах.) И если человек отрицает запись и говорит: «Аллах всё знает, однако, Он ничего не предписывал в «Хранимой скрижали»», то он является неверным и отступником от религии Ислам.
А в одном из хадисов сообщается, что Абдулла бин Амр бин аль-Ас сказал:
- Я слышал, как посланник Аллаха,ﷺ , сказал: «Аллах записал судьбы всего сотворенного за пятьдесят тысяч лет до того, как Он сотворил небеса и землю». (Муслим)
ТРЕТЬЯ: Всепроникающее желание Аллаха. Вера в то, что только то, что пожелал Аллах, случилось и случается, а то, чего Он не пожелал, не произошло и не происходит и не произойдет. Вера также в то, что всё, что в небесах и на земле из движений и неподвижности, процессов и явлений, происходит, произошло, и будет происходить по воле Всевышнего Аллаха.
«И Господь твой творит, что желает, и избирает...»(Рассказ:68).
«...и делает Аллах, что пожелает».(Ибрахим:27).
«А если бы Аллах пожелал, то они не делали бы этого. Оставь же их и то, что они измышляют!». (Скот:137).
ЧЕТВЕРТАЯ: Создание и творение. А это вера в то, что Аллах создал всё сущее. Когда Он захотел и пожелал что-либо, Он сотворил и создал его. Всё сущее является творением Всевышнего Аллаха. И также сотворены Аллахом дела рабов и то, что они приобретают.
Аллах Всевышний сказал: «Аллах – Творец всего и Он – Покровитель всего».(Толпы:62).
Аллах Всевышний также сказал: «Он создал всякую вещь и определил ее судьбу».( Различение:2).
Однако вера в предопределение в том виде, как мы ее описали, не противоречит тому, что раб может обладать желанием к совершению действий по собственному выбору и способностью совершать эти действия, ибо об этом свидетельствуют, с одной стороны, Коран и сунна, а с другой стороны – реальная действительность. Если обратиться к Корану, то мы увидим, что о желании Аллах Всевышний сказал так: «...и кто пожелает, выберет возврат к своему Господу».( Весть:39). И Он сказал также: «...приходите же на вашу ниву, когда пожелаете...»( Корова:223)Что же касается возможностей человека, то о них Он сказал так: «Бойтесь же Аллаха, как можете, слушайте, повинуйтесь...». (Взаимное обманывание:16). И он сказал также: «Не вменяет Аллах душе в обязанность ничего, кроме возможного для нее. Ей – то, что она приобрела, и против нее то, что она совершила».(Корова:286)Однако в любом случае и воля раба и его возможности существуют по воле Аллаха Всевышнего и в силу Его могущества, ибо Аллах Всевышний сказал: «...тем, кто из вас пожелает быть прямым, но вы этого не пожелаете, если не пожелает Аллах, Господь миров». (Скручивание:28:29).
В одном из хадисов, приводимых Бухари и Муслимом и передаваемых со слов Али бин Абу Талиба, , сообщается, что однажды пророк,ﷺ , сказал: «Нет среди вас такого, за кем не было бы уже записано место его в огне или в раю». Услышав эти слова, один человек спросил: «Так не положиться ли нам на это, о посланник Аллаха?» Он ответил: «Нет, действуйте, ибо каждому будет облегчено»-, после чего прочитал: «Но тот, кто давал и был богобоязненным...»(Ночь:5) В таком виде хадис приводит аль Бухари. Что же касается Муслима, то в его «Сахихе» указывается, что посланник Аллаха,ﷺ , сказал: «...ибо каждому будет облегчено достижение того, для чего он сотворен». Таким образом, пророк повелел действовать и запретил полагаться на предопределение.
Человек не считается верующим в предопределение (аль-къадар), пока не уверует во все эти 4 составные веры в предопределение. будет верить в них, то он не является верующим в предопределение. И тот человек, который отрицает что-либо из этого, является неверным, отступившим от Ислама, так как он отрицает один из столпов Имана, а это вера в предопределение.
Ступень третья: ИХСАН.
(слова шейха)
Ихсан — (в отличии от Ислама и Имана) имеет один столп. Он заключается в том, что: «Ты должен поклоняться Аллаху так, будто ты видишь Его, а если ты не видишь Его, то поистине Он видит тебя» (Бухари, Муслим).
На это указывает высказывание Всевышнего: "Поистине, Аллах с теми, которые богобоязненны и творят благие дела с ихсаном" (ан-Нахль 16:128).
Всевышний также сказал: "Уповай на Могущественного, Милосердного, Который видит тебя, когда ты выстаиваешь намазы по ночам и двигаешься среди падающих ниц. Воистину, Он – Слышащий, Знающий" (аш-Шу`ара 26:217-220).
Всевышний также сказал: "Какой бы поступок ты ни совершал, что бы ты ни читал из Корана и что бы вы ни совершали, Мы наблюдаем за вами с самого начала" (Йунус 10:61).
Также доказательством на это из Сунны является известный хадис о приходе ангела Джибриля, который пересказал Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах).
Он (Умар) сказал: "Однажды, когда мы сидели вместе с посланником Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), перед нами появился человек в необычайно белых одеждах и с необычайно чёрными волосами. На нём не было никаких следов дальнего путешествия, но никто из нас не знал его.
Он подошёл и сел напротив пророка (мир ему и благословение Аллаха), прикоснувшись коленями к его коленям и положив ладони на его бёдра.
Он (Джибриль) сказал: "О Мухаммад, расскажи мне об Исламе"
Посланник Аллаха сказал: "Ислам означает засвидетельствовать, что нет никого, достойного поклонения, кроме Аллаха, и что Мухаммад — посланник Аллаха , совершать молитвы , платить закят, поститься в рамадан и совершать большое паломничество в Дом, если ты в состоянии сделать это".
Он (Джибриль) сказал: "Ты сказал верно".
Мы были удивлены тому, что он спрашивал и сам же подтвердил достоверность его слов.
Он (Джибриль) сказал: "Расскажи мне о Имане".
Он (Мухаммад) сказал: "Ты должен верить в Аллаха, Его ангелов, Его Книги, Его посланников, Последний день и в предопределение с его добром и злом".
Он (Джибриль) сказал: "Расскажи мне об Ихсане".
Он (Мухаммад) сказал: "Ты должен поклоняться Аллаху, как будто ты
видишь Его, и даже если ты не видишь Его, то Он видит тебя".
Он (Джибриль) сказал: "Теперь расскажи мне о Часе".
Он (Мухаммад) ответил: "Спрашиваемый знает не больше спрашивающего".
Он (Джибриль) сказал: "Расскажи мне о его предзнаменованиях".
Он (Мухаммад) сказал: "У рабыни родится её госпожа, и ты увидишь босых, нагих, обездоленных пастухов, соревнующихся в строительстве высоких зданий".
После этого он ушёл, а я ещё остался на какое-то время.
Затем пророк сказал: "О Умар, знаешь ли ты, кто задавал вопросы?"
Я (Умар) сказал: "Аллах и Его посланник знают лучше всего".
Он (Мухаммад) сказал: "Это был Джибриль, который пришёл к вам научить вас вашей религии". (Передал Муслим)
РАЗЪЯСНЕНИЕ:
Ихсан между рабом и его Господом – это совершенство в выполнении того, чем его обязал Аллах. А это, чтобы он выполнил это дело правильно, посвящая его только Лику Аллаха Всевышнего. Дела Ихсана между рабом и его Господом – это такие дела, в которых присутствуют: направление поклонения только к одному Аллаху; следование за посланником Аллаха, мир ему и благословения Аллаха.
У Ихсана две степени:
1. Степень видения сердцем, а это, чтобы человек поклонялся Аллаху так, как будто он видит Его. Это по причине силы убеждения и Веры, как будто он видит Аллаха воочию. воочию. И чтобы у него не было колебаний или каких-либо сомнений, напротив, как будто Аллах перед ним. Тот из людей, кто достиг такой степени, достиг предела Ихсана. Он поклоняется Аллаху, как будто он видит Его, по причине полноты убеждённости и искренности, как будто он видит Аллаха воочию. Невозможно увидеть Аллаха Всевышнего в этой жизни, это возможно только в последней жизни. Однако, человек видит Его своим сердцем и это продолжается до тех пор, пока ему не начинает казаться, что он видит Его своими глазами. И поэтому Аллах вознаградит обладателей Ихсана тем, что они увидят Его Всевышнего в последней жизни. За то, что они поклонялись Аллаху таким образом, как будто они видят Его, Он вознаградит их тем, что даст им возможность увидеть Его своими глазами в обители блаженства.
Сказал Всевышний: «Тем, которые творили добро, уготовано Наилучшее (Рай) и добавка» (Юнус:26). Добавка – это возможность взглянуть на Лик Аллаха.
2. Вторая степень меньше чем первая, а это, чтобы человек поклонялся Аллаху, зная, что Он видит его и знает о нём. Так пусть же человек не ослушается Аллаха и не нарушает Его приказы. Необходимо поклоняться Аллаху, боясь того, что Он видит Его, знает его положение и знает то, что у него в душе. Поэтому не подобает человеку ослушаться Аллаха и нарушать Его приказы, в то время, как Он видит его и знает о нём. Это не плохая степень, но она меньше чем первая. И пока человек будет помнить, что Аллах видит его, он будет улучшать своё поклонение и совершенствовать его, потому что он знает, что Аллах видит его.
Всевышний Сказал: "Неужели он не знал, что Аллах видит его?" (Сура 96. Аль-'Алякъ, 14), а также другие аяты, указывающие на наблюдение Аллахом и Его осведомленность о делах Его творений.
У религии несколько сфер:
Первая сфера: Ислам.Она очень обширна, что даже лицемеры входят в неё, на них говорят, что они мусульмане. И с ними обращаются как с мусульманами, потому что они подчинились Аллаху внешне, тем самым войдя в сферу Ислама. Также в неё входит человек со слабым Иманом, Иман которого только на вес горчичного зёрнышка.
Вторая сфера:она уже, чем первая и более ограничена – это Иман. В неё не входит лицемер, лицемерие которого проявляется в убеждениях. Он не войдёт в неё никогда. В неё входят только обладатели Имана, а они подразделяются на две части: те, у кого совершенный Иман; и те, у кого неполноценный Иман. Поэтому в неё входит как верующий грешник, так и верующий праведник.
Третья сфера: Ихсан-она уже, чем вторая. Сфера Ихсана такая, как нам это разъяснил пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, и в неё входят только обладатели совершенного Имана.
Мухьсин - обладатель Ихсана.
Муъмин - обладатель Имана. (искренне верующий)
Муслим - обладатель Ислама. (покорившийся)
Вывод: "Любой мухьсин является муъмином и муслимом, но не каждый муслим является муъмином и мухьсином".
О поклонении Аллаху Всевышнему, слава Ему, хорошо сказал Ибн аль Къайим, да помилует его Аллах:
«Поклонение Милосердному – это крайняя любовь к Нему в сочетании с покорностью поклоняющегося Ему, что и является двумя столпами этого поклонения».
Итак, в основе поклонения лежат крайняя любовь и крайняя степень покорности. Любовь подразумевает собой стремление, а покорность предполагает страх и бегство, что и указывает на искренность в поклонении Аллаху Всемогущему и Великому.
Ихсан также бывает между рабом и творениями- это совершение благодеяний по отношению к ним и удержание от причинения им вреда. ( гостю, соседям, животным и тд.)
Сказал Всевышний: «И творите добро, ведь Аллах любит творящих добро» (аль Бакъара:195).
Третий вид Ихсана – это мастерство в выполнении работы, работы, которую совершает человек.Является обязательным выполнять её хорошо и не для того, чтобы потом сказали: «Воистину, такой-то хорошо сделал то-то». И ведь пришло в хадисе: «Воистину, Аллах любит, когда кто-либо из вас совершает дело, чтобы он совершал его хорошо» ( Аль-Байхаки в разделе «Ответвления Имана» 4/334 (5313) (5314) со слов ‘Аиши, да будет доволен ей Аллах.).
ТРЕТЬЯ ОСНОВА: Познание вашего пророка (мир ему и благословение Аллаха).
Его имя — Мухаммад ибн Абдуллах ибн Абд-аль-Мутталиб ибн Хашим. Хашим был родом из Курайша. Курайшиты были арабами, а арабы — потомками Исма`иля ибн Ибрахима (мир ему и нашему пророку и лучшее благословение).
Пророк Мухаммад прожил шестьдесят три года. Сорок лет он прожил до пророчества, тринадцать лет он был пророком, посланником. Аллах назначил его пророком, ниспослав аят "Читай! ..." И назначил его посланником, ниспослав аят "О завернувшийся!".
Его городом была Мекка и он совершил переселение в Медину. Аллах послал его предостерегать от ширка и призывать людей к таухиду.
На это указывает высказывание Всевышнего: "О завернувшийся! Встань и увещевай! И Господа твоего возвеличивай! Одежды свои очищай! Скверны избегай! Не оказывай милости, чтобы получить большее! И ради Господа твоего будь терпелив" (аль-Муддассир 74:1-7).
Смысл слов "Встань и увещевай" - предостерегай от ширка и призывай к таухиду. "Господа твоего возвеличивай" - возвеличивай Его через таухид. "Одежды свои очищай" - очищай свои дела от ширка. В аяте "Скверны избегай", скверной названы идолы, а избеганием её — удаление от неё, я