Сущность апостольского служения

Тут апостол Павел в первых четырех главах на фоне противопоставления sofia и moria начинает вводить учение об истинном апостольстве. Ибо истинный апостол работает не для того, чтобы собрать себе группу почитателей, а работает Христу. В первом и втором Послании к Коринфянам мы имеем развернутое учение об апостольском служении. Апостолы суть благовестники, ибо Христос послал их не крестить, а благовествовать, и не премудрости слова человеческого, (премудрость, которая увлекла неразумных коринфян), «чтобы не упразднить креста Христова». Премудрость человеческая упраздняет крест Христов. Недаром отец Павел Флоренский догмат о Троице назвал Крестом разума, не умещающимся в разум.

12 апостолов, когда избирали семерых в Церкви Иерусалимской, сказали «нехорошо нам оставить служение Слова». Истинные апостолы суть проповедники. Апостол Павел скажет «горе мне, если я не благовествую». Это первейшая необходимость. Если я благовествую, то нечем хвалиться, потому что это необходимая обязанность. Если делаю это добровольно, то буду иметь награду, а если недобровольно, то исполняю вверенное мне служение. Апостолы - соработники Христовы, они домоуправители, обязанные Господину ответом. Дом, которым управляют апостолы – Церковь Христова. Христос послал апостолов править этим домом. Центр проповеди апостолов есть Крест Христов. «Ибо слово о Кресте для погибающих юродство», Христос Распятый и Воскресший. О Христе проповедуется, что Он воскрес из мертвых. Ибо я первоначально преподал вам и сам принял, что Христос умер за грехи наши по Писанию, что Он погребен был, что воскрес в третий день по Писанию. Вот центр апостольской проповеди, Христос умерший и Воскресший. Не история жизни Христа, и, может быть, не притчи, которые они рассказывал – апостольская керигма – Христос умер, но воскрес. И верующие в Воскресение Христово будут со Христом. Силу такой проповеди дает Дух Святый. Апостол говорит о том, что его проповедь говорится с силою. «Я был у вас в немощи, страхе и великом трепете, и слово мое и проповедь моя не в убедительных словах человеческой премудрости, но в явлении Духа и силы». Сам Бог открыл апостолам то, что они проповедуют. Нам Бог открыл это Духом Своим Святым. Ибо Дух проницает все, говорил апостол Павел. Когда он будет рассказывать о Евхаристии, он скажет: Сам Христос открыл мне. Апостол ничего не говорит от себя, а говорит то, что Бог открыл ему Духом Святым. Апостола должна отличать личная скромность и труд. Здесь, по видимому, полемика с теми, кто выставлял себя, набирая себе учеников. Истинный апостол отличается скромностью, он никому никогда не бывает в тягость. «Для меня очень мало значит, как судят обо мне, или как судят другие люди, я и сам не сужу о себе». Апостол Павел говорит, что никому никогда не были в тягость, своими руками зарабатывали хлеб. Апостол скромен. Это тот, кто видел Христа, кто последовал за Ним. Но апостол Павел не видел Христа в своей жизни до обращения. В Первом Послании к Коринфянам апостол оправдывает себя: « не апостол ли я , не свободен ли я, не видел ли я Иисуса Христа, Господа нашего» (9,1). А когда апостол Павел видел Христа? По видимому, апостол Павел имеет в виду явление по пути в Дамаск, и другие явления, о которых говорят апостольские Деяния. Апостол Павел, в отличие от проповедников человеческой мудрости, строит на том, что плотской ум принимает за юродство, что не вмещается в нормальное здравое человеческое рассуждение. Но это есть твердое основание апостольской проповеди. Здесь интересным представляется эпизод из III главы, в 10-12 стихе апостол Павел говорит: «я, по данной мне от Бога благодати, как мудрый строитель положил основание, а другой строит на нем, но каждый смотрите, кто как строит, ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос. Строит ли кто на этом основании из золота, драгоценных камней, серебра, дерева, соломы, сена. Каждое дело обнаружится, ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытывает дело каждого, каково оно есть. У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду. А у кого дело сгорит, от потерпит урон. Впрочем, сам спасется, как бы из огня». Эпизод, который западные толкователи пытались представить как основание учения о чистилище. По внешним критериям подходит – кто – то проскочит, а кто-то будет искушаться, дело сгорит, но сам спасется, как бы из огня. Здесь, на самом деле речь идет об апостольской проповеди. Апостол Павел полемизирует с теми, кто, хотя и строит на основании Христа, нет иного основания «никто не может положить иного основания». Но один строит так, что его дело сравнивается со строительством из золота, серебра, драгоценных камней, а другой с человеческими слабостями и немощами строит так, что его строение похоже на строение из дерева и соломы. И такое строение сгорит, ибо истинный апостол должен строить из материалов драгоценных – ничего человеческого. Если бы коринфяне понимали, кто такой истинный апостол, они бы не стали следовать за разными учителями и разделяться, ибо они бы уразумели, что истинный апостол служит исключительно единству Церкви. Если апостольская проповедь приводит к человеческим немощам, то истинный апостол воспринимает это как свое собственное поражение. В этой связи интересна реакция Аполлоса, о которой сообщает нам апостол Павел. Некоторые говорят: я Павлов, и Павла это возмущает, а некоторые говорят : я Аполлосов. Видимо, и Аполлоса такая реакция вовсе не радовала, во всяком случае, в XVI главе, апостол Павел говорит: а что до брата Аполлоса, я очень просил его, чтобы он с братьями пришел к вам, но он никак не хотел идти ныне, а придет, когда ему будет удобно. По-видимому, и Аполлос не хотел того, чтобы из-за него Церковь разделялась. Истинный апостол служит единству Церкви. Первые четыре главы это и есть рассуждение об истинном апостольстве, и о человеческой мудрости, которая не приемлет мудрости Божественной и которая парадоксальным образом в глазах Божиих становится безумием, а то, что человеческая мудрость называет безумием, оказывается основанием спасения. Тот, кто это понимает и следует за истинным апостолом, не будет совершать ошибок, которые совершала коринфская церковь.





Наши рекомендации