Лекция №3. Послание к Коринфянам.
Вместе с посланием к Коринфянам мы переходим к третьему миссионерскому путешествию апостола Павла. Все послания, написанные в это время, к Коринфянам, Галатам и к Римлянам – небольшие по объему и весьма важные с догматической точки зрения по содержанию. Да нас дошло два послания к Коринфянам апостола Павла, в самих посланиях есть указания на то, что переписка апостола с этой Церковью была гораздо более активная. В I Послании апостол несколько раз повторяет – а что вы мне писали «хорошо не касаться жены», и апостол Павел пишет «а как я вам писал». Одно послание существовало до нашего первого к Коринфянам. Во втором послании к Коринфянам апостол упоминает некое строгое послание «со слезами», действием которого было покаяние. Наше первое послание к Коринфянам не производит впечатления строгого послания со слезами, по видимому, было еще некое послание. По крайней мере, четыре можно реконструировать, и существовало больше посланий. Первое послание к Коринфянам – одно из самых длинных, состоящее из 16 глав. Больше по объему только послание к Римлянам. Это редкое послание, которое мы можем с достаточной степени уверенности датировать, ибо сам апостол в 16 главе пишет, «в Эфесе же я пробуду до Пятидесятницы». Не исключено, что это 52, или 53 год. В VII главе этого послания неожиданно апостол Павел вспоминает пасхального агнца, говорит о том, что «будем праздновать Пасху нашу». Апостол Павел говорит о Христе, как о закланной за нас Пасхе. Это никак не вытекает из предыдущих стихов, делают предположение, что это период между Пасхой и Пятидесятницей. Это послание, которое всегда и всеми признавалось за Павлово. Никто не оспаривал его аутентичность, ни строго православные, ни даже еретики. Повод к написанию послания сам апостол Павел выражает, уже в первой главе ( 11 стих). «От домашних Хлоиных стало мне известно о вас, братия, что между вами есть споры». Еще несколько раз апостол Павел говорит, что до него дошли известия о неких нестроениях в Коринфской общине. Там появились разделения, и неслыханный, как говорит апостол даже у язычников случай блудодения, суды у язычников, безпорядки на вечерях любви, агапах. Апостолу Павлу становится известен спор по поводу обладания духовными дарами и споры по вопросу Воскресения. Естественно, апостол не мог не написать послания. Коринф это был город, где апостол прожил полтора года, а то и больше, эта Церковь была ему близка, поэтому первое послание к Коринфянам есть послание, написанное по поводу покаяния. Апостол стремится уврачевать нездоровья, о которых ему стало известно в коринфской Церкви. Отсюда вытекает главная сквозная тема послания. Это борьба апостола Павла за единство коринфской Церкви. С этой точки зрения удобно рассматривать это послание. С формальной точки зрения это классический образчик эпистолярного жанра – здесь мы встречаем приветствие, молитву, догматическую часть, ответы на практические вопросы и заключение. Это послание, по сравнению с посланием к Римлянам, более легкое.
Единство Церкви – главная тема 1 Кор.
«Павел, волею Божиею призванный апостол Иисуса Христа и Сосфен брат - Церкви Божией, находящейся в Коринфе». Т.н. Послание Варнавы, мужа апостольского, говорит о Церкви, как о Церкви странствующей, которая не имеет Отечества на земле. Так и апостол Павел говорит, что та, Церковь, которая сейчас в Коринфе, «освященным во Христе Иисусе, призванным святым». Он – призванный апостол, они- призванные святые. «Со всеми призывающими Имя Господа нашего Иисуса Христа». Церковь призывает имя Господа Иисуса Христа. Для нас ясно, что Церковь это Церковь Христова, но не так было во времена апостола Павла. По гречески Церковь – ekklesia, народное собрание. Их было много. На Агоре, например. Это та ekklesia, которая призывает имя Господа Иисуса Христа, чтобы отличить от всех светских прочих собраний.
Здесь замечательное приветсвие апостола Павла, которое мы много раз видим – «благодать вам и мир от Господа Иисуса Христа». Апостол Павел этой формой мастерски объединил традиционное еврейское приветствие, с традиционным греческим приветствием. Евреи друг друга приветствовали «шалом», мир. Греки, встречаясь, говорили друг другу: «радуйся!». Мир не как пожелание мирного здравствования, а как пожелание полноты благодатных даров от Бога. Далее апостол Павел произносит благодарственную молитву и переходит к тому вопросу, который заставил его написать послание. «Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы вы говорили одно, и чтобы не было между вами разделений». Возникает вопрос о разделениях. В первых четырех главах апостол ставит вопрос, что же послужило причиной разделений, почему коринфяне разделились. Внешне это разделение выглядит как разделение по учителю, одни говорят «я Павлов, другие говорят- я Аполлосов, третьи говорят : я Кифин, а четвертые говорят: я Христов». Аполлос упоминается в Деяниях Апостольских как ученый иудей, который пришел из Александрии и оказался у коринфян после того, как апостол Павел ушел из Коринфа в Ефес. Он знал крещение Иоанново, после апостола Павла он стал духовным лидером Церкви. В принципе, разделение по учителю, нормальное для того времени явление. Так разделялись в иудейских училищах – одни были Гамалеиловы, другие – Шамаевы, так было и у язычников. Но апостол Павел не хочет, чтобы так было в Церкви. Апостол Павел говорит: «разве разделился Христос? Разве Павел распялся за вас, или вы во имя Павла крестились?» Апостола Павла приводит в страх и трепет то, что христиане разделяют единую Церковь. Разделяют, надмеваясь чисто человеческими соображениями. С этой точки зрения интересно, что в первых четырех главах, особенно если читать по гречески, видно, как апостол Павел играет терминами «sofia» и «moria», «премудрость» и «безумие». Много раз возникает это противопоставление в первых четырех главах. Оказывается, что среди коринфян мало мудрых, много простецов. Но «вы позволили себя увлечь человеческой мудростью», мудростью, которая не смогла познать Христа. Та мудрость, для которой Христос распятый, Христос уничиженный – безумие. Но это безумие Христа в глазах Божиих и есть истинная премудрость. «Слово о Кресте для погибающих юродство, а для вас есть спасение силой Божией». Коринфяне, оказывается, стали надмеваться человеческой премудростью, забыв премудрость Божию, которая не от мира сего, говорит о Кресте. В этом вы не правы. Как избежать такого соблазна.