Константинопольская триодь. авторы.
· Феофан Начертанный (палест. монах, епископ Никейский, †845): канон Недели Православия;
· Св. Иосиф Песнописец (сицилиец, †863);
· Кассия (Иказия) (константиноп. монахиня): самогласен Вел. Среды и др.;
· Лев Мудрый (император, †911): самогласны;
· СимеонМетафраст (†970): стихиры четверга Вел. Канона;
· Тарасий;
· Георгий Никомидийский (клирик Св. Софии, епископ с 860 г.)
СтудийскаяТриодь. Авторы.
· Феодор Студийский;
· Иосиф Солунский (†830): стихиры, седальны, трипеснцы, каноны;
· Климент Студийский (IX в.);
· Николай Студийский (IX в.);
· Антоний Студийский (IX в.);
· Никифор КаллистКсанфопул (†1335 г.): автор синаксарей.
Триодь смешанного типа.
Авторы: предыдущие, особенно Студийские монахи.
Рукописи: 1) Vatican 771 (XII в.), 2) Barberini 484 (1120 г.).
Издания: 1) Венеция, 1522; 2) Рим, 1724; 3) Рим, 1738, 4) Рим, 1879.
Расскажите о формировании минейного круга. (Арранц)
Очень мало пока изучена эта 12-томная книга.
Существуют грузинские переводы таких документов, описанных в очень важной книге ученика Дмитриевского: «Свящ. Корнилий КЕКЕЛИДЗЕ. «Грузинские памятники в отечественных книгохранилищах», Тифлис, 1908». Следующие переводы: 1) Минея – Триодь (9в.), 2) Октоих – Минея (10в.). Примечание: «Октоих-Минея 10 века» – исключительное свидетельство монашеской жизни в Палестине перед разрушениями 1009 года: указываются паломничества и поклонение палестинским святыням по Иерусалимскому Синаксарю. Много деталей и о топографии.
Студийские монахи, эпигоны школы Феодора Студита и Иосифа Солунского, особенно усердно сочиняли стихиры и каноны в память местных святых, дополняя тем Константинопольский Синаксарь. Современные 12 томов Минеи — это маленькая часть неизданного существующего материала. Последние годы, по инициативе профессора G. Schirё, в Государственном Университете Рима были изданы 12 томов, содержащих каноны греко-итальянским святым; но это издание далеко не исчерпывает богатый фонд неизданной византино-италийской гимнографии.
О Минее существует очень мало исследований литургистов и почти никакой окончательной работы. Очень ценная работа В. Ягича об одной древней славянской Минее – является похвальным исключением.
Надо признать, что славянские и грузинские рукописи пока пользуются большим вниманием, чем греческие оригиналы.
Расскажите о Студийских Типиконах.
А) Константинопольские Типиконы
1. Алексиевский Типикон. Типикон, данный Успенскому монастырю, созданному близ Константинополя в 1034 г., его ктитором Константинопольским патриархом Алексеем (1025-1043), бывшим студийским монахом. Именно этот Типикон вводится в Киево-Печерской Лавре в конце 60 гг. XI в. св. Феодосием Печерским. Греческий оригинал не сохранился, зато существуют несколько экземпляров славянского перевода.
2. Евергетидский Типикон. «Синаксарион-Типикон»: с 1-го сентября по 31 августа. Основатель монастыря Павел (†1054) и второй игумен Тимофей уже поминаются (16 апреля). Типикон редактировался после их смерти, т.е. несколько лет спустя после редакции Алексиевского Типикона.
3. Пантократорский Типикон. Методический дисциплинарный типикон, без Синаксаря и Канонаря, с интересными литургическими указаниями, разбросанными в тексте.
4. Мамонтский Типикон. Методический Типикон без Синаксаря и Канонаря, как Пантократорский.
5. Богородицы “тон Елегмон” Типикон. Как предыдущие пп. 3 и 4, с указанием о частном причащении.
6. Св. Михаила Типикон. Как предыдущие, методический дисциплинарный Типикон.
Б) Афоно-Грузинские Типиконы
1. Синаксарь-Типикон Георгия Мтацминдели. Афонского Иверского монастыря: первый полный Афонский Типикон в грузинском переводе.
2. Типикон игумена Евфимия. Переписанный из соседней Вел. Лавры: Синаксарь и Канонарь (сначала по месяцам: сентябрь и т.д., затем по Триоди; Типикон, как Очертание.
В) Русские Студийско-Алексиевские Типиконы
1. Моск.ТипографскаяБиблиот. (ЦГАДА) 285/142/1206 (XI-XII в.). ("Типографский Устав").Канонарь (начинающийся с Мясопустной недели); без Синаксаря. Прибавлен Кондакарь на весь год. Это сокращенная версия древнерусского перевода Студийского Алексеевского Типикона. Также содержит отдельные элементы из «Типикона» Св. Софии Константинопольской.
2. Софийско-Новгородский: рукоп.: СПб РНБ 1136 (XIII в.).
3. Моск. Синод. Библ. (ГИМ) 330/380 (XII-XIII вв.). Канонарь (с недели Мытаря и Фарисея) и полный Синаксарь по календарю Св. Софии Константиноп.;следуют типиконные указания. Примечание. Типикон менее древний, чем предыдущий, но старше по редакции всех других известных полных Типиконов (грузинские, италийские и константинопольские), так как Канонарь еще находится перед Синаксарем. Вероятно, близок к оригиналу патриарха Алексия.
4. Моск. Типограф. Библ.144 (1236 г.).
5. Моск.Синод.Библ. 333/381 (1398 г.). Без дисциплинарной части. Примечание. По мнению Скабаллановича, русские Студийские Типиконы (в которых Канонарь предшествует Синаксарю) принадлежат к очень древней редакции Студийского типикона: вероятно, к самой редакции патриарха Алексия (1034г.). Кроме того, эта редакция сохранилась в России до XV в., когда Студийский Типикон начал мало–помалу уступать место Иерусалимско-савваитскому.
Г) Южно-Италийские Типиконы
По известным теперь рукописям, Италийские Типиконы с XI века можно разделить на три «семьи».
а) Древняя калабрийская традиция
1. Типикон “архетипос”. По традиции редактирован между 1017 и 1050 гг.
2. Типикон из Патирион. Считается копией с предыдущего; написан между 1130 и 1150 гг. Рукопись находится в г. Йене (Германия).
3. Типикон из Гроттаферрата. По традиции он тоже скопированный с «архетипоса», но доказательств на это утверждение нет.
б) Калабрийско-сицилийская традиция
1. Типикон из Мессина, монастыря Спасителя. Написан в 1131 г. св. Лукой, основателем монастыря и архимандритом всех 40 монастырей Калабрии и Сицилии, учеником св. Варфоломея из Семери, основателя Россанского монастыря. 2. Типикон из Гала. Скопированный с предыдущего в 1211 г.
3. Типикон из Мили.
4. Типикон “св. Феодора Студита”.
5. Типикон из Бова. Интересен факт, что соборные службы отправлялись уже тогда по монастырскому уставу, что теперь является общепринятым во всей Византийской Церкви.
6. Типикон из Вены.
в) Апульская традиция (Отранто)
Сохранился один только Типикон XIII века главного местного монастыря св. Николая тон Касулон. Отрантская традиция различается от Сицилийской, как более строгая в постах и более близкая к Иерусалимскому Типикону, хотя, в основном, она тоже студийская.
Такие люди, как св. Григорий Синаит (1255-1306) и св. Григорий Палама находятся в начале исихастского движения, которое будет скоро принято как всеправославное. Патриарх Филофей (1300-1379), бывший игумен Вел. Лавры, духовный брат и друг Григория Паламы, напишет знаменитый «Диатаксис» к Евхологию-Служебнику. Его новые рубрики для проскомидии, Литургии, вечерни и утрени уже предвидят службы по Иерусалимско-савваитскому Типикону.
Итак, одновременно с исихазмом, распространяется по всему Востоку и Типикон Св. Саввы (в России через митрополита Алексия и св. Сергия Радонежского (†1392), который был в переписке с патриархами Филофеем и Каллистом 1-м, а также через митрополита Киприана (†1406)).
С этого времени в России наблюдается постепенный переход от Студийского монашеского образа жизни, к более строгому исихастскому. Можно считать, что этот момент сыграл некоторую роль в духовно-социальном конфликте между св. Иосифом Волоколамским и св. Нилом Сорским в начале XVI века. По мнению Алпатова, сама иконография Феофана Грека и св. Андрея Рублева носит исихастский характер.