О применении келейного правила

К монастырскому правилу

В некоторых Российских обителях, в весьма немногих, сле­дующих уставу Саровской пустыни, отправляется вечернее пра­вило в церкви с поклонами; в некоторых общежительных мо­настырях отправляется правило без поклонов; в большей части монастырей вечернее правило предоставляется на произвол брат­ства, отправляется желающими в келлиях. В Саровской пус­тыне и других обителях, следующих ее уставу, труды так значи­тельны, что едва ли кто из братства может сверх церковного правила совершать и келейное. Но иные бывают очень сильны телом, и телесные труды даже Саровской пустыни и Валаамс­кого монастыря недостаточны для утомления их тела, изоби­лующего крепостию. Для тех, которые избыточествуют силою или живут в обителях, в которых правило не соединено с по­клонами, или и вовсе нет общего вечернего правила, предлага­ем следующий убогий совет: вечернее правило надо совершать, применяясь к правилу, преподанному Ангелом преподобному Пахомию Великому. Применяясь: потому что в настоящее вре­мя, и по слабости нашей и по уставам, общепринятым в наших монастырях, нам невозможно исполнять вполне и в точности правило, преподанное Ангелом сообразно древнему быту ино­ков. Сказанным не должно смущаться. И наше монастырское отечественное чиноположение благословенно Свыше: оно со­ответствует нашей немощи и нашему времени. Соображаясь с тем, как законополагает правило, преподанное Ангелом[246], мож­но дать своему келейному правилу следующий порядок: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе; Царю Небесный, Трисвятое, Отче наш, 12 Господи помилуй, Приидите поклонимся, Пса­лом 50, Символ веры; затем молитва Иисусова: Господи Иису­се Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного». Иные при этой молитве полагают 20 поклонов земных и 20 поясных, иные — 30 поклонов земных и столько же поясных, другие 40 поклонов земных и столько же поясных, и так далее. Полезно присовокуплять несколько земных и поясных поклонов с мо­литвою Божией Матери: Пресвятая Владычице моя, Богороди­це, спаси меня грешнаго. По совершении положенного числа коленопреклонений и поясных поклонов никак не должно оста­ваться в праздности, не должно предоставлять уму и сердцу свободы уклониться безразборчиво в помышления и чувствова­ния какие бы то ни было; должно немедленно переходить к молитвословию или молитве Иисусовой. Совершив телесный подвиг, согрев им тело и кровь, подвижник получает, как выше сказано, особенное расположение к душевному деланию, и, если не дать немедленно же душе делания правильного и спаси­тельного, то она легко может обратиться к деланию неправильно­му и пагубному, к размышлениям и мечтаниям пустым и вред­ным. Надо хранить со тщанием и употреблять с пользою плод, приобретенный правильным телесным подвигом. Невидимые враги и тати не дремлют! самое падшее естество наше не замед­лит дать из себя сродные ему плевелы. Приобретенные при молитве с поклонами чистоту, живость ума и умиление сердца должно тотчас употребить для молитвы без поклонов, неспеш­но и тихо произносимой устами, вслух себе, при заключении ума в слова молитвы, при сочувствии сердца словам молитвы. В обителях, где вечернее правило не отправляется в церкви, а отправляется по келлиям, должно прочитывать после покло­нов молитвы на сон грядущим. Производящие и чувствующие себя довольно сильными читают сверх того акафисты, каноны, псалтирь и помянник. Надо помнить, что сущность молитвен­ного подвига заключается не в количестве прочитанных молитвословий, а в том, чтоб прочитанное было прочитано со внима­нием, при сочувствии сердца, и оставило на душе глубокое и сильное впечатление[247]. Количество молитвословий, нужных для правила, узнается так же, как и количество поклонов. Прочи­тай с должным вниманием и неспешностию некоторые молит-вословия, которые ты считаешь особенно питающими твою душу: заметив, сколько нужно времени для чтения их, и сооб­разив, сколько времени ты можешь отделить на молитвосло-вие, иначе на псалмопение, составь для себя приличествующее келейное молитвенное правило. На новоначальных очень по­лезно действует чтение акафистов Сладчайшему Иисусу и Бо-жией Матери, а на преуспевших и ощутивших уже некоторое просвещение ума — чтение Псалтири. Для внимательного про­чтения одной кафизмы нужно времени около 20 минут. Свя­тые Отцы совершали молитвенное чтение псалмов и прочих молитвословий с такою неспешностию, необходимою для вни­мания и для заключения ума в слова молитвы, что они это чтение назвали псалмопением. Псалмопение — отнюдь не пе­ние по гласам или по нотам, но крайне неспешное чтение, протяжностию своею подходящее к пению.

В тех обителях, где вечернее правило совершается в церк­ви без поклонов, должно в келлии, по исполнении правила с поклонами, заняться уже не псалмопением, а молитвою, ни­как не попустив себе развлечься суетными и душевредными помыслами и мечтаниями. Те иноки, которые, по каким-ни­будь обстоятельствам, принуждены бывают часто пребывать в келлии безвыходно, совершают правило с поклонами, вос­став от сна, пред утренними молитвами, по причине выше-обьясненного благотворного действия поклонов на тело и душу.



Наши рекомендации