Глава 18 О приготовлении к молитве

По важному значению молитвы, пред упражнением ею, нуж­но приготовление себя к ней. Прежде даже не помолишися, у готовы себе, и не буди яко человек искушая Господа[227]. «Идя предстать пред Царем и Богом и возглаголать с Ним, — гово­рит святой Иоанн Лествичник, — не без приготовления совер­шим это, чтоб Он издалека не увидел, что мы не имеем оружия и одежд, потребных для предстояния пред Царем, и не пове­лел рабам и служителям Своим связать нас и отгнать куда-либо далеко от лица Его, а прошения наши раздрать и бросить нам в лицо»[228]. Первое приготовление состоит в отвержении па-мятозлобия и осуждения ближних. Это приготовление за­поведано Самим Господом. Егда стоите молящеся, повелева­ет Он, отпущайте, аще что имате на кого, да и Отец ваш, Иже есть на небесех, отпустит вам согрешения ваша. Аще ли же вы не отпугиваете, ни Отец ваш, Иже есть на небесех, отпустит вам согрешений ваших[229]. Дальнейшим приготовле­нием служат: отвержение попечений силою веры в Бога, силою покорности и преданности воле Божией, сознание своей гре­ховности и истекающее из этого сознания сокрушение и смире­ние духа. Одна жертва, принимаемая Богом от падшего чело­веческого естества, есть сокрушение духа. Аще бы восхотел ecu жертвы, дал бых убо, говорит Богу Пророк Его от лица каждого падшего и пребывающего в своем падении человека; но Ты не только какой-либо частной жертвы, телесной или душевной, но и полного всесожжения не благоволиши. Жерт­ва Богу дух сокрушен: сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит[230]. Святой Исаак Сирский повторяет следующее из­речение другого святого Отца: «Если кто не признает себя грешником, того молитва неблагоприятна Господу»[231]. Стой на молитве твоей пред невидимым Богом, как бы ты видел Его, и с уверенностию, что Он видит тебя, внимательно смотрит на тебя; стой пред невидимым Богом, как стоит уголовный пре­ступник, уличенный в бесчисленных злодеяниях, приговорен­ный к казни, пред грозным, нелицеприятным судиею. Точно: ты стоишь пред полновластным Владыкою и Судиею твоим; ты стоишь пред таким Судиею, пред Которым не оправдится всяк живый[232], Который всегда побеждает, внегда судити Ему[233], Который тогда только не осуждает, когда, по неизреченному человеколюбию Своему, простив человеку согрешения его, не внидет в суд с рабом Своим[234]. Ощутив страх Божий, ощутив от действия страха Божия при молитве твоей присутствие Бога, увидишь безвидно, духовно, Невидимого, познаешь, что мо­литва есть предстояние на Страшном Суде Божием[235]. Стой на молитве с поникшею главою, с устремленными к земле глаза­ми, на обеих ногах равно и неподвижно; споспешествуй молит­ве плачем сердца, воздыханиями из глубины души, обильны­ми слезами. Наружное благоговейное предстояние на молитве весьма нужно и весьма полезно для всякого подвизающегося подвигом молитвы, особливо для новоначального, в котором расположение души наиболее сообразуется с положением тела. — Апостол заповедует при молитве благодарение: в мо­литве терпите, говорит он, бодрствующе в ней с благодаре­нием[236]. Апостол свидетельствует, что благодарение заповедано Самим Богом: непрестанно молитеся. О всем благодарите: сия бо есть воля Божия о Христе Иисусе в вас[237]. Что значит благодарение? Это — славословие Бога за бесчисленные Его благодеяния, излитые на все человечество и на каждого чело­века. Таким благодарением вводится в душу чудное спокой­ствие; вводится радость, несмотря на то, что отвсюду окружа­ют скорби, вводится живая вера, по причине которой человек отвергает все заботы о себе, попирает страх человеческий и бесовский, повергает себя всецело на волю Божию. Такое рас­положение души есть превосходное приуготовительное рас­положение для молитвы. Якоже убо прилете Христа Иису­са, Господа, говорит Апостол, такожде в Нем ходите (жи­тельствуйте), укоренени и наздани в Нем и извествовани верою, якоже научистеся, избыточествующе в ней благо­дарением, то есть при посредстве благодарения приобретая обилие веры. Радуйтеся всегда о Господе: и паки реку, ра-дуйтеся: Господь близ. Ни о чемже пецытеся, но во всем молитвою и молением со благодарением прошения ваша да сказуются к Богу[238]. Важность умственного подвига — благо­дарения с особенною подробностию изложена в Руководстве к духовной жизни преподобных отцов Варсонофия Великого и Иоанна Пророка.



Наши рекомендации