Глава 12 О жительстве в послушании у старца

То, что сказано об отшельничестве и затворе, должно ска­зать и о послушании старцам в том виде, в каком оно было у древнего монашества: такое послушание не дано нашему вре­мени. Преподобный Кассиан Римлянин говорит, что египет­ские Отцы, между которыми особенно процветало монашество и приносило изумительные духовные плоды, «утверждают, что хорошо управлять и быть управляемым свойственно мудрым, и определяют, что это — величайший дар и благодать Святого Духа»[142]. Необходимое условие такового повиновения — духо-носный наставник, который бы волею Духа умерщвлял пад­шую волю подчинившегося ему о Господе, а в этой падшей воле умерщвлял и все страсти. Падшая и растленная воля че­ловека заключает в себе стремление ко всем страстям. Очевид­но, что умерщвление падшей воли, совершаемое так величе­ственно и победоносно волею Духа Божия, не может совер­шаться падшею волею наставника, когда сам наставник еще порабощен страстям. «Если ты хочешь отречься от мира, — говорил святой Симеон Новый Богослов современным ему ино­кам, — и научиться евангельскому житию, то не предай (не поручи) себя неискусному или страстному учителю, чтоб не научиться, вместо евангельского жития, диавольскому житию, потому что благих учителей и учительство благое, а злых — злое; от лукавых семян непременно произрастают и лукавые плоды. Всякий, не видящий и обещающийся наставлять дру­гих, есть обманщик, и последующих ему ввергает в ров погибе­ли, по слову Господа: Слепец же слепца аще водит, оба в яму впадут[143]. При другом случае этот великий угодник Божий, советуя иноку действовать по указанию духовного отца, при­совокупляет: «Однако да поступает так только в таком случае, когда знает, что духовный отец его — причастник Духа, что он не будет говорить ему противоположного воле Божией, но, по дарованию своему и по мере повинующегося, возглаголет угод­ное Богу и полезное для души, чтоб не оказаться повиную­щимся человеку, а не Богу»[144]. В этом смысле завещавает и Апостол: не будите раби человеком[145]. Он повелевает самое служение слуг господам совершать духовно, а не в характере человекоугодников, но в характере рабов Христовых, творя волю Божию в наружном служении человекам[146]. Ныне, гово­рит Апостол, человеки препираю, или Бога? или ищу челове­ком угождати? аще бых человеком еще угождал, Христов раб не бых убо был[147]. Не весте ли, яко емуже представляете себе рабы в послушание — человеку плотского мудрования или Богу — раби есте, егоже послушаете, или греха и плот­ского мудрования в смерть, или послушания в правду Божию и во спасение[148]. Послушание образует повинующегося по обра­зу того, кому он повинуется: зачинаху овцы по жезлом, гово­рит Писание[149]. Те старцы, которые принимают на себя роль... употребим это неприятное слово, принадлежащее языческому миру, чтоб точнее объяснить дело, которое в сущности не что иное, как душепагубное актерство и печальнейшая комедия — старцы, которые принимают на себя роль древних святых стар­цев, не имея их духовных дарований, да ведают, что самое их намерение, самые мысли и понятия их о великом иноческом делании — послушании — суть ложные, что самый их образ мыслей, их разум, их знание суть самообольщение и бесовская прелесть, которая не может не дать соответствующего себе плода в наставляемом ими. Их неправильное и недостаточное настро­ение только в течение некоторого времени может оставаться незаметным руководимому ими неопытному новоначальному, если этот новоначальный сколько-нибудь умен и занимается святым чтением с прямым намерением спасения. В свое время оно должно непременно раскрыться и послужить поводом к неприятнейшей разлуке, к неприятнейшим отношениям старца с учеником, к душевному расстройству того и другого. Страш­ное дело — принять, по самомнению и самовольно, на себя обязанности, которые можно исполнять только по велению Свя­того Духа и действием Духа; страшное дело — представлять себя сосудом Святого Духа, между тем как общение с сатаною еще не расторгнуто, и сосуд не перестает оскверняться дей­ствием сатаны! Ужасно такое лицемерство и лицедейство! ги­бельно оно для себя и для ближнего, преступно пред Богом, богохульно. Напрасно будут указывать нам на преподобного Захарию, который, находясь в повиновении у неискусного стар­ца, отца своего по плоти, Кариона, достиг иноческого совер­шенства[150], или на преподобного Акакия, спасшегося в житель­стве у жестокого старца, который согнал бесчеловечными по­боями ученика своего преждевременно в гроб[151]. Тот и другой находились в послушании у недостаточных старцев, но руко­водствовались советами духоносных Отцов, также назидатель-нейшими примерами, которые были во множестве пред очами их: единственно по этой причине они могли пребыть в наруж­ном послушании у своих старцев. Эти случаи — вне общего порядка и правила. «Образ действия Промысла Божия, — сказал святой Исаак Сирский, — вполне отличается от общего человеческого порядка. Ты держись общего порядка»[152]. Возра­зят: вера послушника может заменить недостаточество старца. Неправда: вера в истину спасает, вера в ложь и в бесовскую прелесть губит, по учению Апостола. Любве истины не прияша, говорит он о произвольно погибающих, во еже спастися им. И сего ради послет (попустит) им Бог действо льсти, во еже веровати им лжи, да суд приимут ecu неверовавшии истине, но благоволивший в неправде[153]. По вере ваю буди вама[154], ска­зал Господь, Само-Истина, двум слепцам и исцелил их от слепоты: не имеет права повторять слов Само-Истины ложь и лицемерство для оправдания своего преступного поведения, которым они погубляют ближних. Бывали случаи, очень-очень редкие, что вера, по особенному смотрению Божию, действо­вала чрез грешников, совершая спасение этих грешников. В Египте старейшина разбойников Флавиан, намереваясь огра­бить некоторый женский монастырь, облекся в монашеское одеяние и пришел в этот монастырь. Монахини приняли его, как одного из святых Отцов, ввели в церковь, прося принести о них молитву Богу, что Флавиан исполнил против воли своей и к удивлению своему. Потом представлена была ему трапеза. По окончании трапезы монахини умыли его ноги. В монастыре одна из сестер была слепа и глуха. Монахини привели ее и напоили водою, которою омыты ноги странника. Больная не­медленно исцелилась. Монахини прославили Бога и святое житие странного инока, провозглашая совершившееся чудо. Благодать Божия низошла на старейшину разбойников: он принес покаяние, и из старейшины разбойников претворился в знаменоносного отца[155]. — В житии святого Феодора, епископа Едесского, читаем, что блудница, будучи принуждена отчаян­ною супругою Ад ера, принесла Богу молитву о умершем ее сыне, что младенец воскрес по молитве блудницы. Блудница, приведенная в ужас совершившимся над нею, немедленно оставила греховную жизнь, вступила в монастырь и подвиж­ническою жизнию достигла святости[156]. Такие события — ис­ключения. Созерцая их, мы поступим правильно, если будем удивляться смотрению и непостижимым судьбам Божиим, ук­репляться в вере и надежде; поступим очень неправильно, если будем эти события принимать в образец подражания. В руко водителя поведению нашему дан нам Самим Богом Закон Бо­жий, то есть Священное Писание и писания Отеческие. Апос тол Павел решительно говорит: Повелеваем же вам, братие, о имени Господа нашего Иисуса Христа, отлучатися вам от всякаго брата, безчинно ходяща, а не по преданию, еже прияша от нас[157]. Преданием здесь названо нравственное пре­дание Церкви. Оно изложено в Священном Писании и в писа­ниях святых Отцов. Преподобный Пимен Великий повелел немедленно разлучаться со старцем, сожительство с которым оказывается душевредным[158], очевидно, по нарушению этим стар­цем нравственного предания Церкви. Иное дело, когда нет душевного вреда, а только смущают помыслы: смущающие помыслы, очевидно, бесовские; не надо им повиноваться, как действующим именно там, где мы получаем душевную пользу, которую они хотят похитить у нас. Иноческое послушание, в том виде и характере, как оно проходилось в среде древнего монашества, есть высокое духовное таинство. Постижение его и полное подражание ему соделались для нас невозможными: возможно одно благоговейное благоразумное рассматривание его, возможно усвоение духа его. Тогда мы вступим на путь правильного суждения и душеспасительного благоразумия, когда, читая опыты и правила делания древних Отцов — по­слушания их, равно дивного и в руководителях, и в руководи­мых, — увидим в современности общий упадок христианства, сознаемся, что мы не способны наследовать делание Отцов в полноте его и во всем обилии его. И то — великая милость Божия к нам, великое счастие для нас, что предоставлено нам питаться крупицами, падающими с духовной трапезы Отцов. Эти крупицы не составляют собою удовлетворительнейшей пищи, но могут, хотя не без ощущения нужды и голода, пре­дохранить от душевной смерти.





Наши рекомендации