Альтернативные формы посылок
Чтобы избежать однообразия посылок, некоторые авторитеты в области гомилетики допускают формулировку вечных истин в форме вопросительного или восклицательного предложения или же в форме наставления.
Используя вопросительную форму, проповедник просто опускает вечную истину, а вместо нее использует вопросительное предложение. Таким образом, если мы воспользуемся приведенным ранее планом "Жизнь в зависимости", то центральная идея проповеди будет представлена вопросом: "Почему жизнь христианина - это жизнь в постоянной зависимости?".
Посылкой, выраженной в форме наставления, проповедник ставит перед собой цель убедить или уговорить прихожан принять определенную линию поведения. Посмотрите, как используется форма наставления в приведенном ниже плане:
Название: "Самый умный ученик".
Альтернативная форма: Давайте прилежно изучать Слово Божие.
I. Чтобы стать более зрелыми христианами (1Пет.2:2).
II. Чтобы показать себя Богу достойными работниками (2Тим.2:15).
III. Чтобы быть во всеоружии для христианского дела (2Тим.3:16-17).
IV. Чтобы мы смогли преобразиться и уподобиться Христу (2Кор.3:18).
Восклицательной называется такая форма посылки, которую составитель использует, когда хочет подчеркнуть особую важность своего предмета. Например, если он хочет подчеркнуть важность открытого нам в Ефесянам 1:3-14 благословения, которое верующий имеет во Христе, то он может воспользоваться таким планом:
Название: "В высшей степени благословенные".
Альтернативная форма: Как замечательны благословения, которые мы имеем во Христе!
I. Мы избраны в Нем (ст. 4).
II. Мы имеем искупление в Нем (ст. 7).
III. Мы сделались наследниками в Нем (ст. 11,13).
IV. Мы запечатлены в Нем (ст. 13).
Некоторые богословы-проповедники учат, что четко сформулированная цель проповеди иногда может являться разумной и приемлемой альтернативой посылке. Действительно, многие проповедники вполне способны успешно донести до слушателя истину, строя план вокруг центральной мысли или темы, не пользуясь при этом четко выраженной посылкой. Если в проповедь такого рода включить несколько вечных истин, особенно в конце, то это позволит прихожанам увидеть, как связан библейский текст с современным миром, в котором они живут. Прочтите Неемию 1:1 - 2:8 и посмотрите на приведенный ниже план, обращая внимание на то, как он выстроен вокруг предмета "Неемия - человек молитвы".
Название: "Сила от молитвы".
I. Он сознавал необходимость молитвы (Неем.1:1-3).
1. Глядя на бедствия своего народа (ст. 1-3).
2. Глядя на состояние Иерусалима, места поклонения (ст. 1-3).
3. Несмотря на то, что для него самого жизнь сложилась благоприятно (ст. 1-2,11).
II. Он молился правильно (Неем.1:4-11).
1. В духе искренности (ст. 4).
2. С сокрушенным сердцем (ст. 5-7).
3. С верой в обетования Божий (ст. 8-9).
4. С конкретными просьбами (ст. 10-11).
III. С помощью молитвы он добился замечательных результатов (Неем.2:1-8).
1. В ответ на свои просьбы (ст. 1-8).
2. Благодаря благословляющей руке Бога над ним (ст. 8).
В ходе проповеди или, лучше, заканчивая ее, мы можем высказать и развить следующие вечные истины, извлеченные из отрывка:
Господь небесный радуется, слушая проповеди Его людей на земле.
Мы должны выполнять предписанные Богом правила, если хотим, чтобы Он заступился за нас.
У Господа нет замены для исповеди - с грехом должно быть покончено определенно, безжалостно и навсегда.
Бог совершает невозможное для тех, кто молится Ему.
Для данного плана тезис, содержащий вечную истину, как отмечалось ранее в этой главе, может быть сформулирован таким образом: "Молитва от всего сердца, совершаемая благочестивым человеком, имеет замечательную силу". Наше вопросительное предложение может выглядеть так: "Как эта истина раскрывается перед нами в отрывке?". Тогда предложение-связка будет таким:
"Рассмотрев три основополагающих факта этой части Писания о Неемии, человеке молитвы, мы увидим, как проясняется эта истина". Затем проповедь будет развиваться, согласно приведенному выше плану.
Даже библейский рассказ легче будет понять и запомнить, если мы представим его, следуя простому плану. Обратите внимание на действенность плана, который однажды использовал Давид У.Фэнт, рассказывая притчу о добром самарянине из Луки 10:30-37:
I. Человек, который нуждался в ближнем (ст. 30).
II. Два человека, которым следовало поступить, как ближним (ст. 31-32).
III. Человек, который поступил, как ближний (ст. 33-37).
В рассказе упоминаются четыре человека, среди них и самарянин, который и оказался действительно ближним. Следовательно, очевидная задача этого отрывка - научить нас ответственно относиться к людям, которым необходима помощь ближнего.
Хотя альтернативные формы, которые мы обсуждали в этом разделе, и вносят разнообразие в формулировки посылок, мы все же рекомендуем начинающему проповеднику избегать их до тех пор, пока он в совершенстве не овладеет искусством составления посылки в соответствии с принципами, изложенными в данной главе.
Мы также настаиваем на том, чтобы всякий раз, прибегая к альтернативным формам, проповедник не забывал использовать и переходные элементы, соединяющие посылку с основной частью проповеди. Например, в плане, в котором использовалось восклицание: "Как замечательны благословения, которые мы имеем во Христе!", можно сделать переход к основной части проповеди с помощью такого предложения: "Давайте последовательно рассмотрим благословения, которые мы видим в этой части Послания Павла к Ефесянам".
Место посылки в плане проповеди
Вообще посылка должна появляться в конце введения. Введение подводит к посылке, которая вместе с вопросительным предложением и предложением-связкой в свою очередь перекидывает мостик к основной части проповеди. Посмотрите, как это сделано в приведенном ниже плане.
Название "Псалом довольства"
Текст: Псалом 22
Введение:
1 Пастухи в Айдахо, имея стадо в 1200 овец не могут уделять внимание каждой овце.
2 Противоположностью им в этом псалме является Пастырь, поскольку Он заботится о каждой овце в отдельности.
3 Каждое дитя Божие осознает себя овцой о которой говорится в этом псалме.
Посылка: Довольство - счастливая привилегия всех детей Божиих.
Вопросительное предложение: На чем основывается их довольство?
Предложение-связка: Дитя Божие узнает из псалма, что его довольство как овцы Божией основывается на трех обстоятельствах, связанных с овцами.
I Пастырь овец (ст. 1)
II Забота об овцах (ст. 2-5)
III Надежды овец (ст. 6)
Когда мы развиваем проповедь таким образом, произнося посылку прежде, чем представим объясняющие или доказывающие ее положения, мы используем дедуктивный подход. Этот метод используется в учебниках по составлению проповедей чаще всего, чаще других использовали его и мы.
Однако бывают случаи, когда проповеднику потребуется отложить оглашение цели проповеди до ее конца; тогда, чтобы подвести слушателей к вечной истине, он использует главные пункты. В следующем примере показано, как это делается.
Название: "Национальное самоубийство".
Текст: 4 Царств 17:7-23
I Народ может сознательно грешить против Господа, как грешил Израиль (ст. 7-12)
II Народ может ожесточить против себя Господа, как ожесточил Израиль (ст. 13-14)
III Народ может отвергнуть Слово Господа, как отверг Израиль (ст. 15-16).
IV Народ может делать неугодное перед очами Господа, как делал Израиль (ст. 16-17).
Посылка: Народ не может избежать божественного наказания, вызванного собственной виной этого народа.
Вывод: Так случилось с Израилем, и наказание, не снятое с него и по сей день, является постоянным напоминанием о Божием возмездии за прегрешения народа.
Приведя четыре примера из истории нечестивых дел Израиля, мы определяем принцип саморазрушения народа. Подобная процедура, когда пункты плана подводят к формулированию посылки, называется индуктивным подходом. Далее следует еще один пример индуктивного подхода.
Название: "Путь к спасению".
I Может ли членство в церкви спасти нас?
II Может ли крещение спасти нас?
III Могут ли добрые дела спасти нас?
IV Могут ли благочестивые намерения спасти нас?
Посылка и заключение: Только дело Иисуса Христа на кресте может спасти нас от греха, Ефесянам 2:8-9, Деяния 4:12
Упражнения
1. Ниже даются девять коротких отрывков, в которых учащемуся нетрудно будет найти предмет и дополнение. Назовите для каждого предмет и дополнение или дополнения Бытие 15:1, Исход 15:22-26, Иисуса Навина 5:13-15, псалом 125:1-6, Исаии 1:18, Амоса 7:10-17, 1 Коринфянам 4:1-2, Ефесянам 4:1-3 и 1 Петра 3:7
2. На основании предмета и дополнения, найденных в девяти отрывках из упражнения 1, сформулируйте для каждого из них подходящую экзегетическую идею в форме законченного предложения.
3. Какие из приведенных ниже высказываний удовлетворяют установленным в этой главе характеристикам посылки?
1) Возносили ли вы хвалу Господу сегодня?
2) Мы должны верно служить Христу.
3) Бог щедро расточает Свою благодать.
4) Верующий может рассчитывать на помощь Господа в тяжелые времена.
5) Дети часто боятся темноты.
6) Евангелие Божией благодати.
7) Тайна веков: Христос в вас.
8) Львы не съели Даниила, потому что он верил в Бога.
9) Слово Божие - наше руководство и наша сила.
10) Бог делает святых совершеннее.
11) Не беспокойтесь ни о чем.
12) Радостный христианин является свидетельством для окружающих.
13) Фарисеи утверждали, что Христос изгоняет бесов силой сатаны.
14) Если мы будем щедры в подношениях, то Господь обильно благословит нас.
15) Когда мы служим Господу, мы служим совершенному Господину.
16) Бывает время, когда нужно помолчать перед Господом.
17) Наш Небесный Отец с особым вниманием следит за Своими детьми.
18) Христианам полезно понять, что Бог всегда прав в Своих действиях.
19) Правитель этой вселенной видит все, что происходит в этом мире.
20) Бог не должен никому, и Он наградит нас за все, что мы делаем для Него.
4. Прочтите три проповеди, составленные разными проповедниками, и сформулируйте для каждой соответствующие предметные предложения.
5. Придумайте подходящую центральную идею для приведенных ниже планов тематических проповедей из главы 1:
"Надежда верующего";
"Познание Слова Божиего";
"Возможности Бога".</P< DIV>
6. Сформулируйте правильную посылку для каждого из следующих планов текстуальных проповедей из главы 2:
"Тот, кто ставит главное на первое место";
"Радость христианской Пасхи";
"Единственный путь к Богу".
7. Напишите тезис, который соответствовал бы следующим планам разъяснительных проповедей из главы 3:
"Благочестивая борьба веры";
"Безвыходное положение";
"От грешной жизни к жизни праведной".
8. Найдите неточности в названии и посылке каждого из приведенных ниже планов и исправьте их. Там, где это возможно, припишите рядом с каждой посылкой вопросительное предложение и предложение-связку.
1) Название: "Удовлетворение просьбы".
Текст: 1 Царств 1:4-28.
Посылка: Эти стихи дают пять уроков молитвы, которые подходят каждому верующему.
I. Анна огорчается, что она бездетна (ст. 4-10).
II. Анна молит о сыне (ст. 10-11).
III. Священник неверно понимает Анну (ст. 12-18).
IV. Анна получает ответ на свою молитву (ст. 19-20).
V. Анна представляет Самуила Господу (ст. 24-28).
2) Название: "Стандарты".
Текст: Римлянам 12:1-2.
Посылка: Христианская жизнь имеет высокие стандарты, и мы способны жить по-христиански только благодаря Духу Божиему
I. Самоотверженная жизнь.
1. В самопожертвовании.
2. В служении.
II. Послушная жизнь.
1. В согласии с миром.
2. В согласии с волей Божией.
3) Название: "Даниил-победитель".
Текст: Даниила 1:1-21.
Посылка: Победа Даниила над грехом является примером для каждого христианина.
I. Испытание Даниила (ст. 1-7).
II. Цель Даниила (ст. 8).
III. Торжество Даниила (ст. 9-21).
4) Название: "Христос и привилегии христианина".
Текст: Ефесянам 1-6.
Посылка: Мы должны попытаться сделать синтетический обзор Послания к ефесянам, которое говорит о положении, хождении и борьбе верующих.
I. Положение верующих (1-3).
II. Хождение верующих (4-6-9).
III. Борьба верующих (6:10-20).
5) Название: "Имейте доброе сердце".
Текст: 1 Фессалоникийцам 3:1-13.
Посылка: Имейте сердце как у апостола Павла.
I. Сочувствующее сердце (ст. 1-4).
II. Любящее сердце (ст. 5-9).
III. Молитвенное сердце (ст. 10-13).
Разделы
Определение раздела
Разделы - это главные пункты подготовленной проповеди. Независимо от того, будут они сформулированы в выступлении или нет, правильно спланированная проповедь будет состоять из вполне определенных частей, каждая из которых вносит свои вклад в единство проповеди.
В предыдущих главах приводилось достаточное количество примеров планов проповеди, чтобы вы могли убедиться в важности правильного планирования. Тем не менее, было бы неплохо обсудить некоторые особые причины использования разделов в проповеди.