Йеуда бен барзилай из барселоны о создании голема
По-видимому, первый средневековый текст, упоминающий о создании голема, содержится, как и можно было ожидать, в комментарии ко Книге Творения. Рабби Йеуда бен Барзилай из Барселоны закончил свой Комментарий ко Книге Творенияв середине 12 века. Это первый большой компендиум эзотерического знания, составленный в Средние века. Его автор был одним из выдающихся религиозных авторитетов своего поколения, автором важного галахического сочинения Книга времен. Йеуда бен Барзилай был знатоком традиций гаонического периода, как тех, что касаются галахи, так и тех, что связаны с эзотерическими предметами. Не будучи самостоятельным мыслителем или практикующим мистиком, он видел свою задачу в собирании и сохранении древних традиций. Выполняя эту задачу, рабби Йеуда превратил свой Комментарий ко Книге Творения в обширную антологию разнообразных древних источников.
❒ Вопрос 11
Можно ли указать на талмудический источник предания, приписывающего праотцу Аврааму создание голема? См. ниже, а также классические комментарии к стиху: «И души, которые они сделали в Харране» (Быт 12:5). ❑
В конце своего Комментария ко Книге Творения рабби Йеуда поместил следующее дополнение:
В старых рукописях мы находим следующее❋По-видимому, речь идет о том, что в старых рукописях Книги Творения она завершалась эпилогом, приводимым здесь.: И когда родился Авраам, отец наш, сказали Ангелы Служения перед Святым, благословен Он: Владыка мира! Возлюбленный есть у Тебя в мире, неужели Ты будешь что-либо скрывать от него? Тот час же сказал Святой, благословен Он: «Утаю ли Я от Авраама...»❋Слова: «утаю ли Я от Авраама то, что Я делаю» наш источник относит не к предстоящему наказанию Содома и Гоморры, а к деяниям Бога при творении мира (Либес, Грех Элиши, см. следующее примечание, с. 133).(Быт 18:17). Посоветовался Он с Торой и сказал: «Дочь моя, давай мы выдадим тебя замуж за Авраама, возлюбленного моего». И сказала она пред Ним: «Нет, пусть придет кроткий и возьмет в жены кроткую». Тотчас же посоветовался Святой, благословен Он, с Книгой Творения и она сказала: «Да!», и Он отдал ее Аврааму. И сидел тот в уединении и углублялся в нее, но не мог понять в ней ничего, до тех пор, пока не раздался глас небесный и рек ему: «Не хочешь ли сравнять себя со Мной? Я Единый, создавший Книгу Творения и исследовавший ее. Ты же не сможешь постичь ее в одиночку, приблизь к себе друга, и всмотритесь в нее вместе, и тогда уразумеете ее». Тотчас же пошел Авраам к Симу, учителю своему, и сел рядом с ним на 3 года. И они всмотрелись, и познали, как творить мир.
И до сих пор не появилось человека, который постиг бы эту книгу в одиночку, только вдвоем мудрецы способны на это. И не постигают ее до истечения 3 лет, когда же постигают, то получают возможность совершать все, что их сердце пожелает. И когда Авраам постиг ее, он приумножил весьма свою мудрость и изучил всю Тору. Равва пытался постичь ее в одиночку, и сказал ему рабби Зеира: «Ведь написано: “меч на обаятелей (бадим), и они обезумеют” (Иер 50:36) – меч на ненавистников мудрецов, которые сидят поодиночке (бадад) и занимаются Торой. Коли так, давай встретимся и займемсяКнигой Творения». И сели они вдвоем и созерцали ее 3 года, и постигли ее.
И создался у них телец, и они зарезали его и отпраздновали завершение трактата. Но когда зарезали тельца, постигнутое было забыто ими, и они сидели над книгой еще 3 года, пока не вернули его.
(Комментарий ко Книге Творения рабби Йеуды из Барселоны, издание со введением и примечаниями Соломона Залмана Хальберштама, Берлин, 5645, с. 268❋В переводе использованы два критических издания этого текста по ранним рукописям: Йеуда Либес, Грех Элиши. Четверо вошедших в Пардес и природа талмудической мистики (ивр.), Иерусалим 1990, сс. 131-137; Моше Идель, Голем. Магические и мистические традиции относительно искусственного человека (ивр.), Иерусалим – Тель-Авив, 1996, сс. 271-275.).
Приведенный пассаж, посвященный прославлению Книги Творения, связывает ее с именем праотца Авраама. Бог, желая вознаградить Авраама, собирается даровать ему Тору, но та отказывается, говоря, что она уже предназначена Моисею. Вместо Торы Авраам получает Книгу Творения. Из этого рассказа следует, что Книга Творениясравнима с Торой по святости и значительности. Тесная связь Книги Творения с Авраамом – общепринятое представление в средневековой еврейской литературе.
❒ Вопрос 12
Каков смысл выражения «созерцали (цафу) ее 3 года», появляющееся в конце фрагмента? Следует иметь в виду темы, обсуждавшиеся в 1 части курса, параграф 1.4.1. ❑
В приведенной Йеудой бен Барзилаем цитате из «старых рукописей» высказаны 3 положения, существенные для нас:
• Тот, кто постиг Книгу Творения, способен творить мир – так обрели эту способность Сим, сын Ноя, и Авраам, изучавшие книгу на протяжении 3 лет.
• Равва и рабби Зеира изучали Книгу Творения и создали при этом тельца – это первый пример отождествления упоминаемых в Талмуде «Законов творения» с известной нам Книгой Творения.
• Следует изучать эту книгу на протяжении по меньшей мере 3 лет, и не в одиночку, а вдвоем9.
Нигде в этом фрагменте не упоминается о создании голема во времена самого повествователя. В нем, однако, говорится о существовании непрерывной традиции применения Книги Творения от праотца Авраама и до мудрецов Талмуда, выражается убеждение в божественном происхождении Книги и в том, что в ней заложено знание, дающее возможность творить миры. Идея голема прошла несколько этапов развития, прежде чем средневековые адепты тайного учения пришли к убеждению, что они способны творить живые существа с помощью Книги Творения. В следующих параграфах мы рассмотрим эти этапы, приведшие к формированию представлений германских хасидов о силах, заключенных в Книге Творения, и об их практическом применении.