Влияние философии на германский хасидизм
Несмотря на декларативное неприятие еврейской философии, и каббала, и германский хасидизм широко заимствовали философские идеи, понятия, подходы. В особенности многим они обязаны неоплатонической философии❋Неоплатонизм – учение Платона, переосмысленное и систематизированное философами 3 – 6 веков, среди которых наиболее известными были Плотин (основатель школы) и Прокл. Неоплатонизм продолжал существовать и развиваться и в средние века; он оказал глубокое и многообразное влияние на различные аспекты средневековой культуры. В частности, на неоплатоническую философию во многих случаях опирались мистики всех трех монотеистических религий., одному из влиятельных направлений в еврейской философии 11 – 12 веков. Виднейшим представителем средневекового неоплатонизма был Шломо ибн Гевироль. Язык, которым некоторые из каббалистов Жероны излагали свои мистические концепции, насыщен философской терминологией до такой степени, что иногда, читая их произведения, можно подумать, что перед нами сочинение какого-либо философа. Можно указать на десятки фундаментальных философских понятий, которые явно или неявно усвоены каббалистической мыслью в самом начале ее формирования.
Германские хасиды, несмотря на их враждебное отношение к рационализму, также опирались на концепции еврейских философов, в особенности на сочинения Саадии Гаона, Авраама ибн Эзры, Авраама бар Хийи. Причиной того, что именно эти три философа повлияли на германских хасидов, было отсутствие языкового барьера: ибн Эзра и бар Хийя писали на иврите, а книга Верования и мнения, сочинение Саадии Гаона, написанное по-арабски, было переведено на иврит задолго до появления перевода Йеуды ибн Тиббона (около 1175 года). Этот ранний перевод был озаглавленИстолкование верований и узы разумений. Он представляет собой свободное переложение, написанное поэтическим, восторженным и цветистым языком; как полагают некоторые исследователи, он появился в 11 веке в Византии. Существует аналогичный по стилю перевод и другого важнейшего сочинения Саадии – комментария к Книге творения❋Книга творения – мистико-космологический трактат времен Талмуда, написанный, по-видимому, в 4 веке. Основная тема – тайна творения и структура мироздания. См. также 1.4.1.5. Оба эти перевода, называемые иногда “Парафразой Саадии Гаона”, были известны германским хасидам, и они интенсивно использовали их, не причисляя к философской литературе. С их точки зрения, Саадия Гаон был старинным мудрецом, причастным к эзотерической традиции, а учение, изложенное в двух упомянутых сочинениях, – аутентичной древней доктриной. Подобное отношение хасидов к Саадии показалось бы странным, если бы они изучали его произведения в точном переводе Йеуды ибн Тиббона. Однако, как мы сказали, не этот перевод был в их распоряжении, а вольное переложение, написанное высоким поэтическим языком.
❒ Вопрос 7
Какие основания были у германских хасидов для того, чтобы считать Саадию Гаона носителем тайной традиции? ❑
Иллюстрация 4
Каббалисты и рационалисты – еврейская улица в Толедо в 13 веке. Это как раз то время, когда внутренние распри между сторонниками Маймонида и его консервативно настроенными противниками приводят к расколу внутри еврейской общины.
Германские хасиды также не считали сочинения рабби Авраама ибн Эзры философской литературой. Как и Саадия, ибн Эзра считался носителем эзотерической традиции. Эльазар из Вормса называл его в своих сочинениях “Авраамом Ясновидцем”, а Йеуда Хасид написал комментарий на одну из глав трактата ибн Эзры Основа трепета❋Этот комментарий и его значение будет подробно обсуждаться в 10 части курса..Концепции ибн Эзры, основанные на неоплатонической философии, повлияли и на другие круги германских хасидов2. Некоторые из хасидских мыслителей были знакомы с неоплатонической концепцией “миров эманации”❋Эманация – истечение (лат.). Миры эманации, стоящие в иерархии бытия между Богом и тварным миром, порождаются “перетекающим через край” божественным бытием. Первый, высший из миров проистекает непосредственно из Первопричины, следующий – из первого и так далее. По мере удаления от первоисточника мера божественного присутствия в мирах эманации убывает, сходя на нет по мере приближения к материальному миру. Данная тема рассматривается подробно в 9 и 10 частях курса., по-видимому, при посредстве книги Авраама бар Хийи Свиток раскрывающего, которая была известна, по крайней мере, в некоторых хасидских кругах.
Перечисленные литературные источники не исчерпывают всех возможных путей проникновения неоплатонических влияний в германский хасидизм; хасиды могли воспринимать эти влияния при посредстве христианского окружения, в том числе и благодаря устным контактам. Как бы то ни было, анти-философский настрой германских хасидов отнюдь не помешал тому, что философские, в особенности неоплатонические идеи оказали решающее влияние на формирование их доктрины❋Подробнее об этом см. в 9 части курса.. Неприятие у них вызывал в основном философский образ мышления, рационалистический метод философии, который не принимает традицию и откровение в качестве высшего источника религиозного авторитета и ставит на их место человеческий разум. Именно поэтому германские хасиды могли усваивать отдельные философские концепции и представления, в том числе и те, которые относятся к учению о Божестве, при том, что философская система, в которой эти концепции получают свое обоснование, была им неизвестна или отвергалась ими.