Быть свидетелем внутренней астрономии

Сутра:

Совершая самьяму на Луну, вы обретаете знания, связанные с положением звезд.

Совершая самьяму на Полярную звезду, приходит знание о движении всех звезд, и помните

Совершая самьяму на пупок, обретается знание обустройстве тела.

Совершая самьяму на горло, вы перестаете чувствовать голод и жажду.

Совершая самьяму на нервный канал, который называется курма-нади, йог способен обрести совершенную неподвижность.

Патанджали не спекулянт. Он не выдумщик, не сказочник, не философ, он очень приземлен. Он очень деловой, по крайней мере, так я его понимаю. Его подход очень научный. Сам подход делает его совершенно отличным от других. Другие думают об истине, а он не думает об истине, он просто готовит вас к тому, как получить истину.

Истина не может быть придумана, она может быть только получена. Она уже есть, и нет способа, при помощи которого можно ее выдумать. Чем больше вы будете выдумывать, тем дальше вы будете отдаляться от нее. Когда вы думаете, вы отдаляетесь, вы теряетесь в облаках. В то мгновение, в которое вы думаете, вы уже отклонились.

Истина должна быть увидена, а не выдумана. Основной подход Патанджали заключается в том, как развить ясность, как развить глаза, которые могли бы увидеть истину. Конечно, это будет тяжелым трудом, это не поэзия и не вымысел. Человек должен стать трудящимся, он должен преобразовать всю свою жизнь в опыт, и только тогда истина может быть реализована.

Поэтому во время слушания сутр Патанджали никогда не забывайте о том, что он не дает вам какие-то теории. Он дает вам методы, которые могут преобразить вас, но потом все зависит от вас.

Есть четыре вида людей, которые интересуются религией. Первая, большинство — это только любопытные. Они ищут чего-то удивительного, чего-то из ряда вон выходящего, чего-то интересного, чего-то обворожительного. Патанджали не для них, потому что любопытные никогда не интересуются настолько глубоко, чтобы убедиться в том, что необходимо преобразить жизнь. Он не для тех людей, которые ищут острых ощущений.

Потом есть еще второй вид людей, которых мы называем студентами. Они интересуются посредством интеллекта. Им хотелось бы, о чем думает такой человек, как Патанджали, о чем он говорит, но их интересует знание. Их интересует не по — знание, но знание. Их интересует набор все большей информации. Они не готовы изменить себя, им хочется остаться такими, как есть, и собирать все больше и больше знаний. Это ловушка это. Патанджали не для таких также.

Есть третий вид людей — ученики. Ученик — это тот, кто готов внести дисциплину в свою жизнь, кто готов превратить все свое бытие в эксперименте, кто достаточно смел, чтобы отправиться во внутреннее путешествие, а это путешествие самое великое, самое захватывающее, потому что никто не знает, куда движется. Вы движетесь в неизведанное. Вы движетесь в пропасть, вы движетесь в неисследованные области. Йога для учеников, ученики смогут войти в гармонию с Патанджали.

И есть еще четвертое состояние, четвертый вид людей, которых я называю преданными. Ученики готовы изменить себя, но они не готовы пожертвовать собой. А преданные готовы пожертвовать собой. Ученик пройдет долгий путь вместе с Патанджали, но он не пройдет его до конца. До тех пор пока он не станет преданным, до тех пор, пока он не поймет того, что преобразование в религии — это не просто улучшение, это не то, что просто вас улучшает, делает лучше и лучше, это смерть, и вы должны пожертвовать собой полностью. И этот процесс не имеет никакого отношения к вашему прошлому. Когда ученик готов, он должен быть готов не только преобразить себя, но также умереть, и тогда он становится преданным. Но ученик может пройти достаточно далеко, и если он пройдет настолько далеко, однажды он станет преданным. И если он станет преданным, только тогда он поймет Патанджали целиком, всю красоту Патанджали, все величие его учения, те необыкновенные двери, которые Патанджали открывает в неизведанное.

Но многие люди, которые просто любопытны, написали множество книг о Патанджали. Многие люди, которые просто студенты, создали множество томов исследований о Патанджали, и они принесли много вреда. Они интерпретировали снова и снова сутры Патанджали на протяжении этих пяти тысяч лет. И не только это. Их интерпретации также интерпретировались, и возникли интерпретации, интерпретации, интерпретации. Все превратилось просто в джунгли, и очень сложно обнаружить, где истинный Патанджали.

Эта нелепость случилась в Индии с каждым, кто принес хоть какую-то истину в человеческое сознание. Люди постоянно интерпретировали, и они создавали все больше и больше облаков вместо того, чтобы создавать ясность, потому что нужно помнить о том — и это самое главное — что они не ученики. И даже если они были учениками, они не находились в таком состоянии ума, в котором можно интерпретировать правильно. Только преданные могли это сделать, но преданные обычно не интерпретируют. Их это не волнует.

Вот почему я выбрал Патанджали для того, чтобы говорить о нем. Человек нуждается в большом внимании, потому что есть очень-очень редкие люди, которые могут сравниться с высотами Патанджали с его научным отношением. Он сделал религию практически наукой. Он принес религию в область знания, вырвав ее из метафизики. Но все интерпретации снова загоняли его сутры в мир мистификации, и это очень смешно. Если бы Патанджали снова вернулся обратно и посмотрел на эти интерпретации, которые были сделаны на его сутры, он бы просто не поверил в это.

Слова — это очень опасные вещи. Ими очень легко играть. Слова подобны, и слова подобны проституткам. Вы можете пользоваться их услугами, но вы никогда не будете доверять им. Каждая новая интерпретация имела смысл. Это было небольшое изменение, совершенно незначительное. А санскрит очень поэтичный язык. Каждое слово имеет очень много значений, поэтому очень легко все запутать, это очень просто.

Я слышал. Однажды два друга остановились в отеле. Они путешествовали в горах и хотели рано утром, очень рано, около трех часов утра, отправиться на ближайшую вершину для того, чтобы встретить там восход солнца, и поэтому они поставили будильник. Когда будильник зазвенел, тот, кто был оптимистом, сказал: "Доброе утро, Бог", но другой, который был пессимистом, сказал: "Добрый Бог, неужели утро?"

И тот, и другой использовали одни и те же слова, но какая огромная разница в смысле.

Я слышал одну суфийскую историю. Два ученика мастера сидели в саду монастыря и медитировали. Один сказал: "Было бы хорошо, если бы нам разрешили курить", Другой сказал: "Это невозможно. Мастер никогда не позволит этого". Первый сказал: "Почему не попытаться? Нечего терять, мы должны попросить его". На следующий день они спросили у мастера. Первому он сказал: "Нет, совершенно нет". А другому ученику он сказал: "Да, ты можешь". Когда они встретились вместе, они не поверили. Что же это за мастер? И один спросил: "Пожалуйста, скажи мне, как ты спрашивал?" Первый, кому он сказал: "Нет, это совершенно исключено", рассказал: "Я спросил его: «Сэр, могу я курить, пока медитирую?» Мастер ответил ему на это: «Нет, совершенно нет». А что ты спросил?" Второй сказал: "А, теперь я понял. Я спросил по-другому. Я спросил: «Сэр, могу я медитировать, когда курю?» И он ответил: «Да, совершенно да".

Различие очень большое. Слова — это проститутки, и вы можете бесконечно играть с ними.

Я не интерпретирую. Все, что я говорю — это мой собственный опыт. Я не говорю ничего, чего не испытал сам, потому что мой опыт и его опыт совпадает. Вот почему я говорю о Патанджали. Но я не пытаюсь доказать то, что Патанджали — это авторитет. Как я могу это доказать? Я не пытаюсь доказать, что Патанджали прав. Как я могу это доказать? Я могу только сказать что-то от себя. Почему я тогда говорю? Я говорю следующее: что я испытал то же самое, и Патанджали дал прекрасный язык, прекрасные выражения. Очень сложно улучшить Патанджали в отношении его научных объяснений, научных выражений, помните об этом.

Если он вернется, он впадет в такое состояние... Я читал одну историю и вспомнил его. Это случилось на дороге.

На дороге три вора увидели человека и осла, которые входили в город. Следуя за ослом, шел козел, и вокруг его шеи был привязан колокольчик. Один из воров сказал гордо: "Я хочу украсть этого козла". Второй вор сказал: "Это не слишком-то сложно. А я собираюсь украсть осла, на котором он сидит". Третий вор сказал: "А я украду одежду, которую он одел". Первый вор последовал за человеком и на углу улицы он привязал колокольчик к хвосту осла и украл козла. Колокольчик все еще продолжал звенеть, и деревенский житель думал, что козел следует за ними. Второй вор, который ждал за другим углом, встретился с этим человеком лицом к лицу и сказал: "Это что, новый обычай — вешать колокольчик на хвост осла?" Человек оглянулся назад и воскликнул: "Моего козла больше нет!", и вор сказал: "Я только что видел, как кто-то с козлом шел по этой дороге". "Последи за моим ослом", — сказал человек и побежал искать козла. Тогда этот вор увел осла. Человек искал на Дороге тщетно. Он не мог найти вора, который украл козла. Когда он вернулся обратно за ослом и увидел, что произошло. Он немного вышел из колеи, а потом столкнулся с кем-то, кто сидел у колодца и рыдал. "Что случилось с тобой? У меня и вообще украли козла и осла, а ты чего так рыдаешь?" "У меня на груди висело сокровище, и оно упало в колодец, а я очень боюсь залезать в него. Если ты достанешь коробочку с сокровищем, я дам тебе пятьдесят фартингов". И, решив компенсировать свои потери, деревенский житель быстро разделся и залез в колодец, но когда он вылез с пустыми руками, он увидел, что его одежды нет. Тогда он схватил огромную палку и начал крутить ей по сторонам. Люди собрались для того, чтобы посмотреть на него. "У меня украли все, что у меня было, и теперь я боюсь, что меня украдут самого".

Такова будет ситуация, если Патанджали вернется обратно. Интерпретации забрали у него все, у него украли все, не осталось даже его одежды. И это сделано настолько красиво, что вы даже не предположите этого. На самом деле, по прошествии пяти тысяч лет то, что я говорю, будет выглядеть очень странным для тех людей, которые читают интерпретации Патанджали, комментаторов. То, что я говорю, будет выглядеть очень странным. Они подумают, что я даю какое-то новое значение. Я не даю нового значения, просто Патанджали неправильно интерпретировали так долго, а я говорю в точности, что он имел в виду, мои высказывания, поэтому выглядят очень странными, они выглядят совершенно невероятными. Последняя сутра была про солнце. Это естественно — думать, что Патанджали говорит о Солнце в Солнечной системе — так все интерпретаторы и объясняют. Но это не так. Солнце связано с сексуальным механизмом, с источником жизненности, с энергией, с теплом внутри вас.

В английском языке есть такое выражение и имя для определенной комбинации нервов. Вы называете ее солнечным сплетением. Люди думают, что солнечное сплетение существует внутри пупка. Это неправильно. Солнечная энергия существует в сексуальном центре, а не в пупке, потому что оттуда все ваше тело получает тепло, жар, но объяснения могут выглядеть слишком туманными, поэтому позвольте мне прояснить их вам еще больше. Кроме того, есть еще и другое: луна, звезды, Полярная звезда.

Слова просто указывают на то, что Патанджали говорит о Солнечной системе в астрологических и астрономических терминах. Он говорит, однако, о вашей внутренней системе, о вашем внутреннем космосе, потому что человек — это целая система, которая имеет соответствующее отображение во внешнем мире. Во внешнем мире также существует то, что существует внутри человека. Человек — это миниатюрная вселенная.

Человека можно разделить на два вида: на солнечный вид и лунный вид. Солнечный вид агрессивен, солнце насильственно, оно экстравертно, оно выходит наружу. Лунный тип — интровертный, они обращены внутрь, они не агрессивны, пассивны, восприимчивы, и вы можете назвать их инь и янь, вы можете назвать их мужчиной и женщиной. Мужчины направлены во внешнее, а женщины направлены на внутреннее. Мужчины положительны, а женщины отрицательны. Их деятельность отлична, потому что они действуют из различных центров. Человек действует из солнечного центра, а женщина действует из лунного центра.

Поэтому когда мужчина сходят с ума, его нельзя назвать лунатиком. Только когда женщина сходит с ума, ее можно назвать лунатиком. Слово "лунатик" происходит от слова "лунный", тот, кто поражен Луной. Когда мужчина сходит с ума, его ударяет Солнце, а не Луна, и когда мужчина становится сумасшедшим, он становится агрессивным, насильственным, а когда женщина становится сумасшедшей, она просто становится эксцентричной.

Когда я использую слова "мужчина" и "женщина", я не имею в виду в точности мужчину и женщину, потому что есть мужчины, которые имеют больше женских качеств, нежели мужских, и есть женщины, которые имеют больше мужских качеств, нежели женских, поэтому пусть это вас не запутает. Мужчина может быть больше ориентирован на Луну, а женщина может быть больше ориентирована на Солнце — все зависит от того, какая энергия в них преобладает, из какого источника. Луна не имеет источника энергии как такового, она просто отражает солнечную энергию. Это механизм отражения, вот почему он такой прохладный. Он преображает энергию из жара в холод. Женщина также получает энергию из сексуального центра, но она проходит через луну.

Луна — это хара. Прямо под пупком, два дюйма ниже пупка, есть центр. Японцы называют его "хара". Это слово совершенно, вот почему они называют самоубийство "харакири" — потому что лунный центр — это центр смерти, а солнечный центр — это центр жизни. Вся жизнь исходит из солнца, а смерть исходит из луны.

Гурджиев часто говорил, что человек — это пища для Луны. На самом деле, он говорил нечто очень близкое словам Патанджали, и он сам по себе был человеком, который был очень близок Патанджали, но на Западе люди не смогли понять того, что он имеет в виду. Он часто говорил, что все становится пищей для чего-то другого, все должно быть пищей для чего-то другого. Такова экология существования. Вы едите что-то, и вас кто-то ест, иначе континуум был бы нарушен, и круг был бы сломан. Человек ест фрукты, а фрукты едят солнечную энергию, землю, воду. Человек, в свою очередь, также становится пищей для кого-то другого. Но кто ест человека? Гурджиев часто говорил, что Луна ест человека. Он был очень эксцентричным, его выражения ненаучны, его выражения, очевидно, нелепы. Но если вы погрузитесь глубоко в него, то вы обнаружите чистые бриллианты, спрятанные там.

Совершая самьяму на Луну, вы обретаете знания, связанные с положением звезд.

Вот почему Луна — это хара, два дюйма ниже пупка. Если вы тяжело ударите в это место, вы умрете. Ни единая капля крови не выйдет из этого места, и вы умрете, и не будет боли. Вот почему японцы умирают так легко. Никто другой не может этого сделать. Они просто ударяют ножом в хару, но они знают в точности, где это месть, — и они исчезают. Тело отделяется от души.

Лунный центр — это центр смерти. Вот почему мужчины так боятся женщин. Они приходят ко мне, так много мужчин, и говорят, что они боятся женщин. Но в чем этот страх? Страх возникает из-за того, что женщина — это хара, Луна. Она съедает мужчину. Вот почему мужчины всегда пытались контролировать женщин, иначе они бы их съели, они бы уничтожили их. Женщины всегда вынуждены были оставаться в определенном рабстве. Попытайтесь понять это явление.

Почему по всему миру мужчины всегда ставят женщин в зависимое положение, почему? Должен быть какой-то страх, какой-то глубокий страх женщины. Вот почему, если женщинам предоставить свободу, мужчины не смогут выжить, и в этом есть истина.

Мужчины за один раз могут иметь только один оргазм, а женщины могут иметь множество оргазмов. Мужчина может заниматься любовью только с одной женщиной в один раз, а женщина может заниматься любовью со столькими, со сколькими она захочет. Если женщине предоставить полную свободу, ни один мужчина не сможет удовлетворить ее, ни один мужчина. Теперь психологи соглашаются с этим. Все недавние исследования Мастера и Джонсона, Кинси пришли к выводу, что ни один мужчина не обладает способностью удовлетворить женщину в сексуальном смысле, и если женщинам предоставить полную свободу, будет нужна группа мужчин для того, чтобы удовлетворить женщину.

Один мужчина и одна женщина не могут жить вместе. Если бы была полная свобода, то женщины бы требовали удовлетворения. Они бы жаловались на то, что мужчина их не удовлетворяет, и это бы стало смертью.

Сексуальная энергия дает вам жизнь. Чем больше вы пользуетесь сексуальной энергией, тем больше приближается к вам смерть. Вот почему йоги так сильно боятся высвобождать сексуальную энергию, и они сохраняют ее, потому что они хотят продлить жизнь, чтобы завершить работу над собой. Поэтому они не умирают до тех пор, пока их работа не будет завершена, потому что если этого не произойдет, им придется начать с самого начала.

Секс дает вам жизнь, и в то мгновение, когда сексуальная энергия оставляет ваше тело, вы направляетесь к смерти. Есть много маленьких насекомых, которые умирают во время сексуального оргазма. Есть несколько пауков, которые умирают на своей подруге, в то время пока занимаются любовью. Они занимаются любовью, и не только это. Вы будете удивлены: когда они умирают, их подруга поедает их. Он съедает своего партнера. А что еще делать с мертвым партнером? И это происходит во всех сексуальных отношениях. Вот чего мужчины постоянно боятся.

Женщина получает энергию от сексуальной любви, а мужчина теряет энергию, потому что женская хара действует, она преобразует горячую энергию в прохладную энергию, она восприимчива, она пассивно открыта, она есть приветствие. Она поглощает энергию, а мужчина теряет энергию.

Этот центр, хара, или вы можете назвать его Луной — существует также и в мужчине, но он не действует. Он может действовать только в том случае, если вы приложите много усилий к тому, чтобы преобразовать его, к тому, чтобы возбудить его деятельность.

Вся наука Дао не что иное, как попытка, направленная на то, чтобы развить лунный центр до полного действия. Вот почему все Дао восприимчиво, женственно, пассивно. Йога также находится на том же пути, но у нее другой взгляд. Йога пытается развить солнечную энергию, которая находится внутри тела. Йога работает над солнечной энергией и развивает пути, по которым эта солнечная энергия движется и доходит до Луны. Дао и тантра работают над луной, они делают ее более восприимчивой, более притягательной, чтобы она тянула свою солнечную энергию, а йога — это солнечный метод. Дао и тантра — это лунные методы, но они работают над одним и тем же.

Все упражнения йоги направлены на то, чтобы солнечная энергия по энергетическим каналам двигалась к луне, а все упражнения дао и тантры направлены на то, чтобы Луна стала настолько притягательной, чтобы притянуть энергию, которая создается в солнечном центре, и преобразовать ее.

Вот почему Будда, или Махавира, или Патанджали, или Лао Цзы, когда они достигают своей тотальности, абсолютного цветения, выглядят более женственными, нежели мужественными. Они теряют все углы, которыми обладает мужчина, и становятся более округлыми. Их тела становятся более женственными, они достигают определенного величия, определенной женственности, их глаза, их лица, их походка, то, как они сидят — все приближается к женской красоте. Они перестают быть агрессивными, перестают быть насильственными.

Совершая самьяму над Луной, вы достигаете знания, связанного с расположением звезд. Если вы направите самьяму, свое чувство свидетеля, к центру харе, вы будете способны познать все звезды внутри своего тела, все тела внутри вашего тела. Потому что когда вы сфокусированы на солнечном центре, вы настолько восхищены, у вас такая лихорадка, что вы не можете достигнуть ясности. Для того чтобы достигнуть ясности, вы должны сначала обратиться к Луне. Луна — это великое явление преображения энергии.

Просто смотрите в небо. Луна получает энергию от Солнца и отражает ее. У нее нет собственной энергии, она просто отражает, но она меняет свое качество так тотально. Посмотрите на Луну, и вы почувствуете покой. Посмотрите на Солнце — и вы начнете сходить с ума. Посмотрите на Луну — и вы почувствуете спокойствие, которое вас окружает. Будда обрел высшее просветление в ночь полнолуния.

На самом деле, все те, кто достигли, всегда достигали ночью. Ни один человек не стал просветленным днем. Махавира стал просветленным ночью. Это, конечно, была не лунная ночь, амава, это была совершенно темная ночь. Будда стал просветленным в ночь полнолуния, в пурниму. Но и тот, и другой стали просветленными ночью. Тем не менее, ни разу не происходило так, чтобы человек стал просветленным днем. Так не происходит, потому что энергия просветления движется из солнечного центра к лунному, потому что просветление — это охлаждение, а не восхищение, это не напряжение, это великое расслабление, высшее расслабление, в котором вообще нет движения.

Попытайтесь сделать это. Когда у вас есть время, просто закройте глаза. Вначале нажмите на точку, которая находится на два дюйма ниже пупка, своими пальцами, чтобы почувствовать ее, чтобы осознать ее. Ваше дыхание должно идти в эту точку. Когда вы дышите естественно, ваш живот движется вверх-вниз, вверх-вниз, вверх-вниз, и постепенно вы видите, что ваше дыхание в точности касается этой точки хары. Оно вынуждено касаться ее, вот почему, когда дыхание останавливается, вы умираете — потому что ваше дыхание больше не касается хары. Хара разъединяется. Когда однажды хара разъединяется от вас, вы умираете. Смерть приходит из хары.

Когда мужчина молодой, он солнечный. Когда мужчина старый, он становится лунным. Когда женщина молодая — она солнечная. Когда она становится старой, она становится солнечной. Вот почему многие женщины, когда становятся старыми, жалуются на то, что у них начинают расти усы — потому что они становятся солнечными. Колесо вращается. Многие мужчины, когда стареют, становятся лысыми. Старики жалуются на лысину, это их раздражает, они постоянно гневаются. Они гневаются на все и на вся, потому что они становятся лунными. Они не преобразовали свои энергии, они жили случайной жизнью. Женщины становятся более агрессивными в старости, потому что их ум, Луна, исчерпана. Они пользовались ей, и теперь солнечная часть остается все еще свежей, новой, и она начинает действовать.

Мужчины в старости становятся похожими на женщин. Они начинают делать вещи, которых от них никогда не ожидаете. Например, у женщин и мужчин все отличается. Если мужчина гневается, ему хочется ударить, а если женщина гневается, она будет говорить, кричать, но она не будет ударять. Она не агрессивна, она пассивна.

Я слышал одну историю. Женщина-лектор вошла в раж. "Да, — кричала она, — женщины страдали тысячи раз". Потом она сделала паузу, чтобы посмотреть, какой это вызовет отклик. Мягкий маленький мужчина в переднем ряду поднял руку: "Я знаю один способ, которым они никогда не страдали", — сказал он. Лектор уставилась на него. "И что это за способ?" — спросила она требовательно. "Они никогда не страдали от тишины".

Пассивная энергия превращается в раздражение. Наблюдали ли вы это? Девочка болтает с мальчиками, и почти что всегда девочки идут впереди в отношении болтовни. В школах, в университетах, в колледжах девочки всегда разговаривают лучше, чем мальчики. Девочки начинают разговаривать на шесть-восемь месяцев раньше, чем мальчики, и девочки очень умелые в разговорах. Они достигают практически совершенства в этом. Они могут говорить какую-то чепуху, но они говорят ее очень умело. Мальчикам не хватает умения. Они могут драться, они могут бегать, они могут быть агрессивными, но они не такие выразительные.

Обе энергии действуют по-разному. Лунная энергия становится печальной, если жизни не хватает. Солнечная энергия становится разгневанной, если жизнь идет не так, как надо; поэтому женщины становятся печальными, а мужчины гневаются. Если мужчины чувствуют, что что-то идет не так, им хочется что-то изменить, а женщина будет ждать. Если мужчина гневается, ему хочется убить кого-то, а если женщина гневается, ей хочется совершить самоубийство. Первая мысль, которая приходит к мужчине, когда он гневается — это убийство, убить; а первое, что приходит женщине, когда она гневается — совершить самоубийство, уничтожить себя.

Вы когда-нибудь видели, как борются муж с женой? Муж начинает бить свою жену, а жена начинает бить себя. Их реакции разные.

Но совершенный человек должен синтезировать в себе обе энергии — солнечную и лунную. Когда обе энергии уравновешены, пятьдесят на пятьдесят, вы обретаете равновесие. Когда мужчина и женщина уравновешены в вас, вы приходите в спокойное состояние, которое не принадлежит этой земле. Солнце успокаивает Луну, у Луна успокаивает Солнце. И вас ничто не волнует, вы остаетесь в своем абсолютном бытии, без движения, без мотивов, без желаний.

И однажды вы можете почувствовать, что хара действует, и ваша солнечная энергия преображается харой. Вы увидите, как много происходит внутри вас. Вы увидите все звезды. Что это за звезды? Это ваши центры.

Каждый центр — это звезда в вашем внутреннем небе, и каждый центр должен быть познан. Вы должны направить свою самьяму на него, потому что в ней спрятаны многие тайны, и они вам откроются. Вы — это великая книга, самая великая, и до тех пор, пока вы не прочтете себя, любое другое чтение бесполезно.

Когда Сократ и такие люди, как Сократ, говорят: "Познай себя", они имеют в виду именно это. Они имеют в виду, что вы должны познать всю территорию вашего внутреннего бытия, каждую клетку, каждый уголок; вы должны путешествовать в них, вы должны принести туда свет, и тогда вы увидите, кто вы. Космос такой же безграничный, как внешний космос, и в каком-то смысле, вы даже еще величественнее. Потому что в вас есть также сознание. Вы не только живые, вы знаете, что вы живые, потому что вы также можете стать свидетелями.

Совершая самьяму на Полярную звезду, приходит знание о движении всех звезд, и помните

Что такое Полярная звезда в вашем внутреннем бытии? Полярная звезда очень символична. Мифологически считается, что Полярная звезда — это единственная звезда, которая совершенно неподвижно, но это не истинно. Она движется, но очень медленно. Но это символично. В вас должно быть что-то, что не движется вообще. Только это может быть вашей природой, и только тогда вы можете быть самими собой, чем-то вроде Полярной звезды. Друве, неподвижной, совершенно неподвижной, потому что когда нет движения, есть вечность, а когда есть движение, есть время.

Движение нуждается во времени. Отсутствие движения не нуждается во времени. Если вы движетесь, есть начало и есть конец. Все движения где-то начинаются и где-то заканчиваются, будет рождение и смерть, но если нет движения, то нет ни начала, ни конца, ни рождения, не смерти.

Поэтому, где Полярная звезда внутри вас? Это то, что йоги называют сакшин, свидетель. Свидетель и есть Полярная звезда. Сначала вы должны направить самьяму на солнечную энергию, потому что обычно вы находитесь в ней биологически. Там вы себя находите. Вы уже направлены в этом направлении. Преобразуйте ее в лунную энергию, станьте более холодными, более собранными, более спокойными. Пусть лихорадка возбуждения, жар уйдут, исчезнут, растворяться, чтобы вы смогли наблюдать утреннее небо, и тогда первое, что вы обнаружите — вы обнаружите наблюдателя. Это Полярная звезда, потому что наблюдатель — это единственный, кто не движется внутри вас.

Теперь позвольте мне объяснить это вам. Представьте себе, что вы гневаетесь — но вы не можете гневаться вечно. Даже самые сердитые люди иногда смеются, они вынуждены это делать. Они не могут постоянно гневаться. И даже самые печальные люди иногда улыбаются, а самые веселые люди иногда плачут и рыдают, и слезы текут из их глаз. Эмоции не могут быть постоянными, вот почему мы называем их эмоциями. Это слово происходит от слова "движение". Они движутся, вот почему их называют эмоциями. Они меняются от одного состояния к другому. В одно мгновение вы печальны, в другое мгновение вы счастливы. В одно мгновение вы гневаетесь, в другое мгновение вы очень сострадательны. В одно мгновение вы любите, а в другое мгновение ненавидите. В одно мгновение все прекрасно, в другое мгновение все уродливо. Этот процесс продолжается.

Это не может быть вашей природой, потому что со всеми этими изменениями нужна какая-то ось, которая удерживает все вместе, точно так же как в гирлянде цветы удерживаются ниткой. Вы не видите это нити, но нить есть, и именно она удерживает цветы. И тут происходит то же самое: иногда цветок гнева, иногда цветок печали, иногда цветок счастья, иногда цветок боли, иногда цветок страдания, но это все цветы, и вся ваша жизнь — это гирлянда. Но должна быть нить, иначе вы бы распались на части. Но вы живете как единое существо, где эта нить, где эта Полярная звезда? Что есть в вас неизменного?

Вот на что направлен поиск религии — определить постоянство в вас. Если вы будете озабочены. Если вы будете направлять свое внимание на то, что меняется, вы будете в этом мире. В то мгновение, когда вы измените, ваше отношение и направите внимание на то, что в вас постоянно, вы станете религиозными.

Сакшин, свидетель. Вы можете стать свидетелем своего гнева. Вы можете стать свидетелем своей печали, стать свидетелем страдания, стать свидетелем блаженства. Свидетель остается одним и тем же. Или, например, ночью вы спите, днем вы несете какой-то определенный образ, вы думаете, что вы кто-то. И ночью это все исчезает. Днем вы можете считать себя очень Богатым человеком, а ночью во время сна вы можете стать нищими.

У императоров есть тенденция становиться нищими во сне, а у нищих есть тенденция становиться императорами во сне, потому что сон — это завершение. Даже императоры иногда завидуют нищим, потому что они передвигаются по улице свободно, они ничем не озабочены, им нечего делать, и весь мир для них просто наслаждение. Императоры видят, как нищие сидят на солнце, наслаждаются солнечным светом, солнечными лучами. Императоры не могут поступить так же. Кроме того, у них есть очень много других обязанностей, они очень заняты. Они видят, как нищие сидят и поют под звездами ночью, и они не могут поступить так же. Император будет выглядеть дураком, если он будет делать это, и поэтому императоры чувствуют зависть. Ночью императорам снятся сны, как будто бы они стали нищими, а нищим снятся сны, как будто они стали императорами, потому что они тоже завидуют. Они видят дворцы, Богатства, веселье, которое в них проходит, им тоже хотелось бы это иметь.

Поэтому все, чего вам не хватает, превращается в ваши сны. Ваши сны — это дополнение. Если вы будете изучать ваши сны, то вы узнаете, чего вам не хватает в жизни. В то мгновение, когда вам всего хватает, ваши сны исчезают, поэтому просветленный человек никогда не видит снов. Он не может видеть снов, это невозможно для него, потому что ему всего хватает. Он удовлетворен, совершенно удовлетворен. Если он нищий, то он удовлетворен, и даже в своей нищете он император.

Однажды случилось так, что великий суфийский мистик, Ибрагим, жил вместе с нищим. Ибрагим отказался от своего трона, потому что он увидел всю лживость и глупость этого положения, и он был достаточно смел для того, чтобы это сделать. Он оставил свое царство и стал нищим. И однажды ему пришлось путешествовать вместе с одним нищим на протяжении нескольких дней. Нищий молился каждую ночь Богу: "Бог, сделай что-нибудь. Почему я такой бедный? Весь мир наслаждается, и я единственный, кто лишен всего этого. У меня даже нет достаточно хлеба, чтобы наестся, нет одежды, нет крова. Сделай что-нибудь. Иногда я даже начинаю сомневаться, есть ли ты. Почему мои молитвы остаются неисполненными?

Ибрагим слушал эту молитву. Он слушал один раз, два раза, три раза, и однажды он не выдержал. "Подожди, мне кажется, ты получил свою нищету, не заплатив за это".

Нищий сказал: "Заплатить за нищету? Но что ты имеешь в виду? Почему ты говоришь это? Разве за нищету нужно платить?" И Ибрагим сказал: "Да, я заплатил за нее всем своим царством, и поэтому я знаю все прикрасы нищеты, а ты получил ее бесплатно, и поэтому ты не понимаешь того, что такое нищета. Ты не знаешь, какую свободу она дает. Ты не знаешь, какая она невесомая. Ты не знаешь, что такое нищета. Сначала ты должен выстрадать, будучи Богачом, и тогда ты поймешь. Я знаю и то, и другое, и я чувствую себя удовлетворенным.

На самом деле, — сказал Ибрагим, — я не могу молиться. Потому что я не могу ни к чему стремиться, ради чего следовало бы молиться. Самое большее, я могу сказать: «Привет, Бог, спасибо тебе «, вот и все. Мне больше нечего говорить, я и так удовлетворен".

Просветленный человек не может мечтать, он и так удовлетворен. И я говорю вам, что он не будет говорить даже "Привет, Бог, спасибо". Зачем беспокоить Бога? Или он может это сказать однажды, а во все остальные дни он будет говорить "дито". Для чего говорить все это? На самом деле, Бог и так уже знает, на самом деле, Бог и так уже знает, что вы всем своим сердцем говорите "привет, спасибо". К чему говорить это словами?

Ночью вы видите сны, и вы забываете образ, который несли с собой весь день. Вы можете быть великими учеными днем, но ночью вы это забываете. Вы можете быть королем, но ночью вы забываете. Днем вы можете быть великим аскетом, который отрекся от мира, а ночью вас окружают прекрасные женщины, и вы забываете о том, что вы аскет, монах, и это нехорошо. То, что хорошо и плохо днем, полностью исчезает ночью, потому что вы становитесь кем-то отличным. Ваше настроение меняется, климат меняется, но одно остается постоянным. Днем вы наблюдаете за своей деятельностью, за тем, как вы идете по улице, как едите. За тем, как вы идете на работу, как вы возвращаетесь домой, как вы гневаетесь, как вы любите. Вы наблюдаете, и ночью вы тоже можете наблюдать. Вы можете продолжать наблюдать даже во сне, поэтому во сне вы можете наблюдать, как стали императором. Хорошо, вы продолжаете наблюдать.

Двадцать четыре часа проходят, и единственно, что постоянно двадцать четыре часа — это наблюдатель, свидетель. Вот что такое Полярная звезда внутри вас.

Совершая самьяму на Полярную звезду, приходит знание о движении всех звезд, и помните.

Первое, о чем говорит Патанджали — совершайте самьяму на Луну, и вы обретете знание о расположении звезд, какая звезда что означает, где она. Совершая самьяму на Полярную звезду, сакшин, вы постигаете движение звезд, потому что движение может быть познано только из того места, которое постоянно. Если нет ничего постоянного, то вы не можете познать движения. Если все движется, у вас нет какой-то базы, которая неподвижна, как вы можете познать движение?

Вот почему вы не можете почувствовать движения Земли. Земля движется, вы даже не можете себе представить, с какой скоростью. Она подобна космическому кораблю. Она постоянно движется, она вращается вокруг центра и в то же время движется вокруг Солнца. И день за днем, год за годом она продолжает двигаться. Но вы никогда не чувствуете этого. Потому что все остальное движется также с одинаковой скоростью: деревья, дома, вы — все. И поэтому вы не можете почувствовать движения, потому что нет точки, с которой вы можете сравнить. Только представьте себе, как будто бы вы стоите на какой-то маленькой штучке, и вся Земля движется, а вы не движетесь — тогда вы узнаете. Вы можете даже почувствовать слабость, с какой скоростью она движется. Вы не сможете тогда находиться в Пуне. Вот пролетает Филадельфия, вот пролетает Токио. Постоянно Земля движется, меняется.

Земля движе<

Наши рекомендации