Так же и идолопоклонники. Они не пожелали подчиниться посланникам из числа людей и поклоняться Единому Богу, однако удовольствовались поклонением божествам из камня.

Таким оказывается — в качестве наказания — положение всякого, кто отказывается принизить себя ради Аллаха, или расходовать свои средства ради снискания Его довольства, или утомлять свою душу и тело в покорности Ему — ему непременно придётся унизиться перед тем, кто не подобен Аллаху, и расходовать ради него своё имущество, и утомлять душу и тело в покорности ему и ради снискания его довольства.

Как сказал один из наших праведных предшественников: «Кто не пожелает пройти с братом своим несколько шагов ради его потребности, того Всевышний Аллах заставит пройти во много раз больше не ради покорности Ему»

См. [Игасат аль-ляхфан]

КАК ТЕРПЕЛИВО ПЕРЕНОСИТЬ ИСПЫТАНИЯ

Во-первых, осознание того, что за это терпение полагается награда.

Во-вторых, осознание того, что испытания служат искуплением для грехов и стирают их.

В-третьих, осознание того, что всё предопределено, в том числе и эти испытания. Они были в Хранимой Скрижали ещё до создания творений, и они непременно постигнуть человека в соответствии с предопределением, поэтому проявления недовольства не добавят человеку ничего, кроме испытаний.

В-четвёртых, осознание своей обязанности перед Аллахом во время этих испытаний. Учёные согласны в том, что человек обязан проявлять терпение, а согласно одному из мнений, терпение и довольство. Человек должен соблюдать право Аллаха и сохранять подчинённость Ему в этих испытаниях – он должен делать это, а иначе его испытания умножается.

В-пятых, осознание того, что эти испытания постигли его за его же грехи. Как сказал Всевышний Аллах:

«Любое бедствие постигает вас лишь за то, что приобрели ваши руки» (сура 42«Совет», аят 30).

Это относится ко всякому испытанию, как незначительному, так и серьёзному, и осознание этой причины побуждает человека к испрашиванию прощения, которое относится к величайшим способам отвести от себя эти испытания.

‘Али ибн Абу Талиб сказал: « Испытание приходит из-за греха, и ничто не отвращает испытания, кроме покаяния ».

В-шестых, осознание того, что Аллаху было угодно послать эти испытания, избрать их и предопределить, и что подчиненность Аллаху предполагает довольство тем, что пожелал послать ему Его Владыка и Покровитель. И если он по слабости своей не способен проявить довольство, то пусть по меньшей мере проявляет терпение. Если же он опустился ещё ниже, то это будет уже несправедливость и отход от истины.

В-седьмых, осознание того, что это испытание – полезное лекарство, которое послал ему лекарь, знающий о том, что приносит ему пользу, и милостивый к нему, а потому он должен проявить терпение и проглотить это лекарство, а не извергать его посредством ропота недовольства и жалоб, а иначе оно не принесёт пользы.

В-восьмых, осознание того, что итогом принятия этого лекарства становится я исцеление, благополучие и здравие, недостижимые без него, и если он чувствует отвращение к горечи этого лекарства, то пусть он смотрит на итог, то есть на его благое воздействие, Всевышний Аллах сказал:

«Быть может, вам неприятно то, что является благом для вас. И быть может, вы любите то, что является злом для вас. Аллах знает, а вы не знаете» (сура 2 «Корова», аят 216).

И Всевышний Аллах сказал:

«ведь вам может быть неприятно то, в чём Аллах заложил много добра» (сура 4 «Женщины», аят 19).

Как раз об этом сказано:

Случается, что неприятное

Имеет благие последствия,

И бывает, болезни приносят тебе

Исцеление.

В-девятых, осознание того, что это испытание постигло его не для того, чтобы погубить, а для того, чтобы испытать его терпение, дабы человек показал себя: пригоден ли он для того, чтобы использовать его и включать его в число Его приближённых или нет?

Если он проявляет стойкость, то Аллах избирает его, и оказывает ему почёт, и облачает его в одеяние достоинства,и делает своих приближённых слугами и помощниками для него.

Если же он обращается вспять, то изгоняется и отдаляется, и испытание его умножается, притом что он не чувствует этого умножения и увеличения. Однако впоследствии он узнает, что его испытание умножилось, а терпеливый узнает, что его испытание обернулось для него многочисленными благами и милостями. Эти два положения отдаляет друг от друга лишь терпение, проявляемое на протяжении недолгого времени, и поощрение сердца в этот период.

Испытания в конце концов отпустят и того, и другого. Однако отпуская одного, они оставляют после себя разновидности почёта и благ, а отпуская другого, они оставляют после себя лишение и оставление без помощи, потому что таково предопределение Могущественного, Знающего. Аллах дарует милость Свою, кому пожелает, поистине, Аллах – Обладатель великой милости.

В-десятых, осознание того, что Аллах воспитывает раба Своего посредством радостей и печалей, милостей и испытаний, и таким образом заставляет его проявлять подчиненность Ему (‘убудиййа) во всех ситуациях. Ведь истинный раб Аллаха – тот, кто сохраняет свою подчинённость Ему в любом положении.

Что же касается раба радости и благополучия, который поклоняется Аллаху только в благоденствии, и когда к нему приходит благо, он успокаивается, а если его постигает испытание, то он обращается вспять, то он не относится к рабам Его, которых Он избрал для подчинённости Ему (‘убудиййа).

И не приходится сомневаться в том, что вера, которая остаётся твёрдой во время испытаний, – это вера, приносящая пользу тогда, когда она нужна. Что же касается веры благополучия, то она обычно не сопровождает верующего и не возносит его до положения верующих. Верующего сопровождает вера, которая остаётся твёрдой и в дни испытаний, и в дни благополучия.

Испытания подобны кузнечному меху для веры: либо выйдет красное золото, либо выйдет чистая окалина, либо выйдет два вещества – золото и медь. И испытания не перестанут постигать его до тех пор, пока медь не выйдет из золота и не останется чистое золото. Если бы раб Аллаха знал,что милость Всевышнего, которая приходит к нему через испытание, не меньше той милости, которая приходит к нему через благополучие, то он занял бы сердце своё и язык свой благодарностью Ему:

« О Аллах! Помоги мне поминать Тебя и благодарить Тебя и поклоняться Тебе наилучшим образом! »

Да и как не благодарить Того, Кто посылает человеку то, посредством чего выходит из него окалина и медь и он превращается в чистое золото, пригодное для того, чтобы находиться при Нём и созерцать Его в Его Царстве?

Эти и другие подобные им причины порождают терпение в испытаниях, а если их воздействие сильно, то они порождают также довольство и благодарность. Просим Аллаха, чтобы по милости и щедрости Своей Он окружил нас благополучием и не позорил нас посредством испытаний!»

См. [Тарик аль-хиджратейн]

Наши рекомендации