То есть: пусть он не клеймит её позором. Это подобно словам пророка Юсуфа (мир ему) с которыми он обратился к братьям своим: «Сегодня я не стану укорять вас» (сура 12 «Юсуф», аят 92).

Весы — в руках Аллаха, и решения выносит Аллах, и плеть, которой ударяли этого ослушника, — в руке Распоряжающегося сердцами. И целью является применение установленного наказания, а не укоры и упрёки, и лишь люди невежественные в отношении Аллаха считают, что они находятся в безопасности от ударов судьбы. Ведь Всевышний Аллах сказал тому из Своих творений, кто лучше остальных знал Его и был наиболее близок к Нему: «Мы поддержали тебя, когда ты готов был уже немного склониться на их сторону» (сура 17 «Ночное путешествие», аят 74). И правдивый Юсуф ( мир ему) сказал: «Если ты не отвратишь от меня их козни, то я уступлю им и окажусь в числе невежд» (сура 12 «Юсуф», аят 33).

И чаще всего Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), клялся так: «Нет, клянусь Распоряжающимся сердцами!» (бухари, 6617,6628).

И Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Всякое сердце — меж двух пальцев Милостивого, и Он, если желает, делает так, что оно следует прямым путём, а если желает уклонить его, то уклоняет». Затем он сказал: «О Аллах, Распоряжающийся сердцами! Утверди сердца наши на религии Твоей!» [Сахих Ибн Маджа, 165].

И он сказал: «О Аллах, Поворачивающий сердца! Поверни сердца наши к религии Твоей!» (Муслим, 2654]

См. [Мадаридж ас-саликин].

ПРОЩЕНИЕ ПРОСТУПКОВ

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Прощайте достойным их проступки, за исключением тех, за которые Шариатом установлено наказание» [Абу Дауд, 4375].

Ибн ‘Акыль сказал, что подразумеваются люди, которые постоянно покорны Аллаху и праведны и лишь иногда совершают проступки. Я же скажу, что данное им толкование не очень подходит к хадису, ибо Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) никогда не упоминал такие слова применительно к богобоязненным, покорным Аллаху и много поклоняющимся Ему людям. Ни в словах Аллаха, ни в словах Его Посланника мы не видим аналогов подобного употребления и применения этих слов к покорным и богобоязненным.

Очевидно, что речь идёт о влиятельных людях, которые пользуются почётом и уважением, о предводителях, ибо, поистине, Всевышний Аллах почтил их особым образом и даровал им превосходство над другими представителями рода человеческого. И если речь идёт о человеке благородном, которого все знают лишь с хорошей стороны и которому однажды довелось споткнуться, потому что терпение его ослабло и шайтан его сумел одержать над ним верх, то не спешите упрекать его и подвергать наказанию. Им следует прощать их проступки, если только проступок этот не из тех, за которые Шариатом установлено определённое наказание. Если же речь идёт об установленном Шариатом наказании, то ему должен подвергаться и знатный, и простолюдин. Поистине, Пророк ( да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Если бы Фатыма, дочь Мухаммада, украла, то я отрубил бы ей руку» [Бухари, 4304; Муслим 1688].

И Пророк сказал: «Бану Исраиль погибли потому, что, когда у них совершал кражу знатный, они не трогали его, а когда кражу совершал слабый, они подвергали его установленному наказанию». Это одно из достоинств совершенного исламского Шариата и благая особенность его управления миром и регулирования им интересов Его рабов в этом мире и в мире вечном.

См. [Бадаи аль-фаваид]

НИСПОСЫЛАЕМОЕ ВСЕВЫШНИМ СПОКОЙСТВИЕ (САКИНА),ЕГО СУЩНОСТЬ И ВИДЫ

Учитывая остроту потребности в этом спокойствии и знании его сущности, связанных с ним подробностей и видов его, мы расскажем о нём в соответствии с нашим ограниченным знанием, нашим неподвижным разумом и используя наши несовершенные слова. Как бы там ни было, мы - сыны нашей эпохи, а представители одной эпохи больше похожи друг на друга, чем на своих предков. Однако всякой эпохе — свои государства и мужи. Слово сакина образовано от слова сукун, означающего спокойствие сердца и его умиротворённость. Основа её в сердце, но она оказывает влияние и на органы тела. Сакина бывает общая и особенная. Сакина пророков (мир и благословение Аллаха им всем) — самая особенная, наивысшая её степень. В качестве примера можно привести спокойствие, охватившее Ибрахима(мир ему) в те мгновения, когда его бросили в огонь, который развели для него враги Аллаха. Каким бесподобным спокойствием наполнилось сердце его в тот момент! Ещё один пример — спокойствие, охватившее Мусу(мир ему) в те минуты, когда фараон со своим войском неумолимо приближался, преследуя его: позади было войско, а впереди — море, и бану Исраиль [сыны Исраиля] взывали о помощи. Они говорили: «О Муса! Куда же ты ведёшь нас?! Впереди — море, позади — фараон...» Ещё один пример — спокойствие, которое овладело им, когда Аллах заговорил с ним и воззвал к нему. Это были настоящие слова, которые Муса по-настоящему слышал своими ушами. Вспомним также спокойствие, охватившее Мусу ( мир ему), когда он увидел, как посох его превратился в явную змею. Было ещё спокойствие, которое снизошло на него, когда он увидел, как верёвки и палки колдунов зашевелились, и ему стало не по себе. На нашего Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) также снизошло это спокойствие, когда враги подошли почти вплотную к ним с Абу Бакром, укрывавшимся в пещере, так что если бы один из язычников взглянул себе под ноги, он увидел бы их. Подобное спокойствие охватывало его и во время великих сражений, когда враги Аллаха окружали его, как это было в день битвы при Бадре, битвы при Хунайне, битвы у Рва и так далее. Это спокойствие — нечто непостижимое для человеческого разума. И это одно из величайших чудес, которые служат подтверждениями правдивости пророков, о чём известно обладателям прозорливых сердец. Поистине, лжец, особенно если он возводит ложь на Аллаха, пребывает в состоянии крайней тревоги, страха и беспокойства в подобных случаях. И если бы у посланников (мир и благословение Аллаха им всем) не было бы иных знамений, кроме этого спокойствия, то и его одного было бы достаточно. Что же касается особенного спокойствия, то оно нисходит на некоторых последователей посланников в соответствии с их усердием в следовании им. Это спокойствие веры. Это спокойствие, освобождающее сердце от сомнений. Поэтому Всевышний Аллах ниспосылал его верующим в самые трудные минуты, когда они больше всего нуждались в нём: «Он — Тот, Кто ниспослал покой в сердца верующих, чтобы их вера увеличилась. Аллаху принадлежит воинство небес и земли, Аллах — Знающий, Мудрый» (сура 48 "Победа", аят 4).

Всевышний упомянул о милости, которую Он даровал верующим и которая выражалась в воинстве не из их числа, которое пришло к ним. Это спокойствие, которое выражалось в освобождении от тревоги и нервозности, которые не смогли вытерпеть даже такие люди, как ‘Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) а было это в день Худайбии. Всевышний Аллах сказал, повествуя о милости Своей, которая выражалась в том, что Он ниспослал верующим это спокойствие тогда, когда они больше всего в нём нуждались: «Аллах остался доволен верующими, когда они присягали тебе под деревом [в Худайбии]. Он знал, что у них в сердцах, и ниспослал им покой и вознаградил их близкой победой» (сура 48 «Победа», аят 18).

Всевышний Аллах знал, какие беспокойство и тревога были в их сердцах, когда неверующие курайшиты помешали им войти в Дом Аллаха и не позволили им зарезать жертвенный скот, и поставили им эти несправедливые условия. И их сердца содрогнулись, и они преисполнились невыносимого беспокойства. Всевышний знал, что в их сердцах, и укрепил их посредством спокойствия по милости и доброте Своей, ведь Он — Добрый, Ведающий. Аят может также иметь иное значение, а именно: что Он, Всевышний, знал, что в их сердцах вера, благо, любовь к Нему и к Его Посланнику, и укрепил их посредством этого спокойствия в тревожные для них минуты. Очевидно, что аят допускает оба толкования. То есть Он знал, что в их сердцах то, что требует ниспослания им этого спокойствия, и Он знал также о том благе, которое было в их сердцах и которое стало причиной ниспослания этого спокойствия. Затем Он сказал: «Вот неверующие поместили в своих сердцах заносчивость — заносчивость времён невежества, а Аллах ниспослал Своему Посланнику и верующим покои и возложил на них [или сделал неразлучным с ними] слово богобоязненности [свидетельство о том, что нет божества, кроме Аллаха]. Они заслуживали его более других и были достойны его. Аллах знает о всякой вещи» (сура 48 «Победа», аят 26). Поскольку заносчивость времён невежества требует соответствующих ей слов и дел, то Аллах поместил в сердца Своих приближённых спокойствие, которое являет собой противоположность этой заносчивости, а на языки их поместил слово богобоязненности, которое являет собой противоположность словам нечестия, которые влечёт за собой заносчивость времён невежества. Таким образом, долей верующих стало спокойствие в сердцах и слово богобоязненности на языках. А долей их врагов стала заносчивость времён невежества в сердцах и слово нечестия на их языках. Это спокойствие и это слово относились к воинствам Аллаха, посредством которых Аллах поддержал Своего Посланника и верующих, дабы они противостояли воинствам шайтана, которые в сердцах и на языках его приближённых. Бывает также спокойствие, которое нисходит на человека, когда он исполняет обязанности, которые налагает на него подчинённость Аллаху (‘убудиййа). Оно приносит смирение, покорность, потупление взора и сосредоточенность сердца на Всевышнем Аллахе. В результате человек осуществляет эту подчинённость сердцем и телом. А смирение — результат этого спокойствия и плод его. Смирение органов тела — результат смирения сердца. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), увидев человека, который теребил бороду во время молитвы, сказал: «Если бы сердце его было смиренно, то это смирение передалось бы и органам тела его» [Байхакы, Ибн Абу Шейба]. Ты можешь сказать: вот, мол, ты упомянул о видах этого спокойствия и о его результатах и приметах, а каковы же причины его? Я отвечу следующим образом. Причиной этого спокойствия является то, что рабом Аллаха настолько овладевает осознание того, что Аллах видит и слышит нас везде и всегда, что он как будто видит Его воочию. И усиление этого осознания влечёт за собой стыдливость, спокойствие, любовь, покорность, смирение, страх и надежду, которым не возникнуть без этого осознания. Осознание того, что Аллах видит и слышит нас везде и всегда, — основа деяний сердца и их опора, без которой им не быть. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) собрал основы деяний сердца и все их ответвления в одной фразе: «Ты должен поклоняться Аллаху так, будто ты видишь Его». Поразмышляй о каждом из положений религии и каждом из деяний сердца и обнаружишь, что это — его основа и источник.

См. [Илям аль-муваккы'ин]

Наши рекомендации