Община видела от них такое поведение, и кто не видел этого, тот слышал об этом, и это порождает печаль в сердцах.

Что же до слов: «Поистине, призыв их окружает их», - то это одно из самых прекрасных и лаконичных выражений, тем не менее заключающих в себе крайне важный смысл. Призыв мусульман сравнивается с оградой, окружающей мусульман и мешающей врагу войти к ним.

Этот призыв – призыв Ислама, и они находятся внутри него. А поскольку он является для них неким подобием крепостной стены, то и было сказано, что того, кто держится общины, окружает этот призыв – призыв Ислама – подобно тому, как крепостная стена окружает крепость. Призыв объединяет членов общины, собирает их вместе и охватывает собой.

См. «Мифтах дар ас-саада»

ЗАПАС ПЕРЕСЕЛЯЮЩЕГОСЯ

К величайшим проявлениям взаимопомощи в благочестии и богобоязненности относится взаимопомощь в переселении к Аллаху и Его Посланнику. Это может быть помощь, оказываемая руками, языком и сердцем. Это может быть содействие, совет, обучение, наставление и любовь.

Кто поступает подобным образом с рабами Аллаха, тому Аллах дарует всякое благо без промедления, обратит к нему сердца рабов Своих, откроет сердцу его врата знания и пошлет ему облегчение.

Тот же, кто поступает наоборот, и получит противоположное упомянутому выше:

«Кто поступает праведно, тот поступает во благо себе. А кто творит зло, тот поступает во вред себе. Господь твой не поступает несправедливо со Своими рабами» (41:46).

Ты можешь сказать: мол, ты упомянул о великом путешествии, которое является делом крайне важным, каковы же запасы для него, каков его путь и средство передвижения по нему?

Я отвечу: запас для него – знание, унаследованное от последнего из пророка, мир ему и благословение Аллаха, и нет для него иного запаса. Пусть же тот, кто не приготовил такой запас, вообще не выходит из дома своего – пусть он сидит вместе с оставшимися.

Бездельников, решивших не отправляться в путь, не счесть, и они подают ему пример, но следование их примеру, не принесет ему никакой пользы в День сожаления.

Как сказал Всевышний Аллах:

«Вы поступали несправедливо, и сегодня вам не поможет то, что вы разделяете мучения» (43:39).

Всевышний Аллах постановил, что им ничем не поможет то, что они разделят мучения. Обычно в бедах мира этого, когда они постигают сразу многих, это становится своеобразным утешением для тех, кого они постигли, и они испытывают облегчения, глядя друг на друга.

Как сказал аль-Ханса:

Если бы не множество плачущих

Вокруг меня, я себя бы убила.

Оплакивают они не таких, как мой брат, но все же,

Глядя на то, как плачут они, я утешаюсь…

Однако разделяющие наказание в Судный день не испытают подобного облегчения.

Если же говорить о пути, то это приложение усилий, когда человек делает все, что может. Не достигнуть цели пустыми мечтаниями. Как говорится:

Ужасам смерти навстречу иди и возвышайся,

Обретая величие, которое на вершинах.

Нет блага в душе, которая смерти боится,

И на истинный пыл не влияет ничье порицание…

И продвигаться по этому пути можно только с помощью двух вещей. Первая: человек не должен обращать внимания на порицание порицающего, когда дело касается истины, ибо порицание способно выбить всадника из седла и оставит его распластанным на земле.

Вторая: готовность пожертвовать душой своей ради Аллаха. Человек должен идти вперед, и никакие ужасы не должны пугать его, ведь если душа боится, то она замедляет свое движение, и отступает, и прижимается к земле.

Ни того, ни другого не достичь без терпения. Для того, кто потерпит немного, эти ужасы обернутся ветром, который подхватит его душу и понесет ее к тому, к чему она стремится. Он боится их, а они вдруг превращаются для него в наилучшего помощника и слугу. Это знают лишь испытавшие это на себе.

Если же говорить о средстве передвижения, то это искренность устремленности к Аллаху и полная сосредоточенность на Нем одном, демонстрация своей потребности в Нем и абсолютной невозможности обойтись без Него. А также обращение к Нему с горячими мольбами, искренность упования на Него, испрашивание у Него помощи, смирение пред Ним – так, что человек уподобляется выщербленной и сломанной посуде, в которой ничего нет.

Он надеется, что его Покровитель исправит его положение, и одарит его милостью Своей, и покроет его. У такого человека есть основания надеяться, что Аллах поведет его прямым путем и откроет ему то из связанного с этим путем и остановками на нем, что остается сокрытым для других.

См. «Рисаля табукийя»

Наши рекомендации