Эта помощь зависит от степени веры, то есть чем слабее вера, тем слабее помощь, и чем она сильнее, тем сильнее помощь.
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, больше всех людей помогал своим сподвижникам посредством всего перечисленного, и его последователи практикуют это каждый в зависимости от степени своего следования ему.
Однажды люди зашли к Бишру аль-Хафи, который был в легкой одежде в очень холодный день и дрожал от холода.
Они спросили: "Что это, о Абу Наср?"
Он ответил: "Я вспомнил о бедняках и о том, как они страдают от холода и, поскольку я не в состоянии чем-то помочь им, я решил поддержать их в их страданиях от холода таким способом".
См. "Фаваид"
БЛАГОРОДСТВО
Благородство есть благодеяние по отношению к людям, отказ от нанесения им обид и терпеливое перенесение обид, наносимых ими. Оно предполагает благонравие по отношению к ним. По сути, оно является результатом благонравия и его претворения в жизнь. И различие между ним и возвышенностью в том, что возвышенность – понятие более широкое, тогда как благородство является одной из разновидностей возвышенности. Возвышенность есть претворение в жизнь прекрасного из того, что связано непосредственно с рабом Аллаха ли же имеет отношение к кому-то другому, а также отказ от всего, что оскверняет и навлекает позор, также из того, что связано с самим рабом Аллаха либо с кем-то другим.
А благородство есть использование благонравия в отношениях с творениями.
Различают три степени: степень благонравия, степень благородства и степень возвышенности.
Благородство – почетная степень. Шариат именует ее не благородством, а благими нравственными качествами. В хадисе, который передает Юсуф ибн Мухаммад ибн аль-Мункадир от своего отца от Джабира, да будет доволен им Аллах, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Поистине, Аллах послал меня для того, чтобы довести до совершенства благие нравственные качества и прекрасные деяния» (Ахмад).
Самое раннее из известных мне упоминаний о благородстве принадлежит Джа’фару ибн Мухаммаду. Потом о нем упоминали аль-Фудайль ибн Ияд, имам Ахмад, Сахль ибн АбдуЛлах, аль-Джунайд и другие.
Сообщается, что Джафара ибн Мухаммада спросили о благородстве, и он сказал задавшему вопрос: «А сам ты что скажешь?». Тот ответил: «Если мне дают, я благодарю, если меня лишают, я проявляю терпение». Джафар ибн Мухаммад сказал: «У нас так ведут себя собаки». Спрашивающий спросил: «О потомок Посланника Аллаха, что же такое благородство, по вашему мнению?» Он ответил: «Когда нам дают, мы предпочитаем себе других, а если нас лишают, мы благодарим».
Аль-Фудайль ибн Ийад, да помилует его Аллах, сказал: «Благородство – это снисходительное отношение к проступкам братьев».
А сын имама Ахмада АбдуЛлах передает от него такой ответ на вопрос о благородстве: «Отказ от того, чего ты желаешь, из-за того, чего ты опасаешься».
И мне неизвестно, чтобы кто-то из четырех имамов говорил об этом качестве, кроме него.
Когда аль-Джунайда спросили о благородстве, он сказал: «Не отталкивай от себя бедняка и не вступай в споры с богатым».
А аль-Харис аль-Мухасиби (да помилует его Аллах) сказал: «Благородство – это когда ты беспристрастен, но не требуешь беспристрастности по отношению к себе».
Умар ибн Усман аль-Мекки (да помилует его Аллах) сказал: «Благородство – это благонравие».
Мухаммад ибн Али ат-Тирмизи (да помилует его Аллах) сказал: «Благородство – это когда ты выступаешь на стороне Господа твоего против души твоей».
Говорили также, что благородство – это когда ты не ощущаешь никакого превосходства над другими.
Ад-Даккак (да помилует его Аллах) сказал: «Поистине, совершенным был только нрав Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и в Судный день все будут восклицать: «Душа моя! Душа моя!» - и только он будет восклицать: «Моя община! Моя община!».
Говорили также, что благородство – это разрушение идола, стоящего между тобой и Господом твоим. Этот идол – твоя душа. Поистине, Аллах сказал о пророке Ибрахиме, да благословит его Аллах и приветствует, что он разбил идолов на куски, разрушив их ради Него. Благородным же считается тот, кто разрушил ради Аллаха одного идола.
Говорили также, что благородство – это когда ты ни с кем не споришь ради самого себя. Что же касается Аллаха, то благородство предполагает ведение тяжб ради Него со всяким, даже с любимым и близким.
Говорят также, что благородство – это когда ты не бежишь от того, кто просит тебя сделать ему добро. Также говорят, что это демонстрация приходящей тебе милости и сокрытие постигающих тебя испытаний. Или же благородство – это когда ты не копишь имущество и не ищешь повода (отказать в даянии).
Рассказывают, что один мужчина женился, и когда невесту ввели к нему, он увидел следы оспы на ее теле. Тогда он сказал: «У меня плохо со зрением… Я слеп». Спустя двадцать лет она умерла, так и не узнав, что он был зрячим, и когда его спросили об этом, он объяснил: «Я не хотел расстраивать ее, показывая, что я вижу ее изъяны». Тогда ему сказали: «Поистине, ты опередил благородных!»