Он сказал: «Вторая степень: почтение к тому, что свято пред Ним, при озарении, оберегание времени от совершения деяний напоказ людям и чистое видение милости».

Если говорить о почитании святого при озарении, то подразумевается удерживание души посредством смирения от ликования и хвастовства, к которым побуждает озарение, ибо оно рождает ликование, и есть основание опасаться, что он может отклониться от правильного пути, если не будет смирения, удерживающего от запретного.

Что же касается оберегания времени от совершения деяний напоказ людям, то не имеется в виду отказ от действий напоказ людям, поскольку обладатели этой степени занимают уже слишком высокое положение для этого. Подразумевается, что человек должен, насколько это в его силах, скрывать своё положение, то есть своё смирение, кротость и безропотность, дабы люди не видели всего этого, потому что иначе ему может понравиться демонстрировать им это, дабы они видели и это испортит его время, его сердце и положение пред Аллахом. Сколько идущих к Аллаху остановило это! Убережён тот, кого уберёг Аллах.

Нет для искреннего ничего полезнее, чем ощущать собственную незначительность и потребность в Аллахе и невозможность обойтись без Него, и осознавать, что он - ничто и что его ислам до сих пор не стал правильным, не говоря уже о том, чтобы претендовать на какие-то достоинства в нём.

Я видел у шейха ислама Ибн Таймийи (да помилует его Аллах) то из этого, чего не видел ни у кого иного. Он часто говорил «Нет у меня ничего, и нет от меня ничего, и нет во мне ничего». И он часто повторял эти строки:

Неимущий я, сын неимущего,

Такими же были отец мой и дед мой.

А когда кто-то хвалил его в лицо, он говорил «Клянусь Аллахом, поистине я до сих пор постоянно обновляю ислам мой, и я до сих пор не исповедую ислам как следует».

В конце жизни он послал мне запись тафсира, сделанную его рукой, а на обратной стороне были слова, сочинённые им и записанные его рукой:

Нуждаюсь я, нуждаюсь в Господе творений,

И в положении любом я -неимущий,

С душой своей несправедливо поступаю, а она - со мной,

А благо, что приходит К нам,

От Него Приходит.

Я не способен пользу принести себе,

Себя избавить от вреда я не способен.

Нет у меня покровителя, который распоряжается мною, Кроме Него

И нет заступника, когда грехи обступают Меня,

Кроме как с разрешения Милостивого, Создателя нашего,

Заступнику данного, о чём говорится в аятах,

Нет у меня ничего, - всё Ему принадлежит,

И нет у Него сотоварищей вовсе, я знаю,

И помощников нет, к которым за помощью бы Он обращался,

Как бывает с обладателями власти обычно.

Потребность в Нём - свойство моё постоянное,

Тогда как Он никогда и ни в чём не нуждается,

Таково положение всех творений, и все они

Рабы Его, которые к Нему придут непременно.

И кто желает чего-то не от своего Создателя, Тот невежественный, несправедливый и скверный многобожник.

Хвала Аллаху, наполняющая весь мир существующий!

То, что прошло, от Него, как и то, что грядёт ещё,

И благословенья выбранному из Мудара‚

Мухаммаду избранному, лучшему из творений!

Если говорить о чистом видении милости, то речь идёт о том, что он должен осознавать, что все милости и благодеяния - от Аллаха. Он оказывает тебе милость без того, то, чтобы ты создавал какую-то причину для этого, и без заступника, который ходатайствовал бы за тебя, и без средств, посредством которых ты старался бы снискать благодеяние Его.

Под чистым видением понимается осознание того, что вся милость принадлежит исключительно его Покровителю, и отказ приписывать её кому-то иному. Очищение этого видения необходимо для того, чтобы представления человека совпадали с истиной.

См. [Мадаридж ас-саликин].

ВЕЛИКОЕ ПОКЛОНЕНИЕ

Всевышний Аллах отдаёт веления, которые Его раб должен исполнять, и есть Его предопределение, которое непременно исполняется, и милости, которыми Он одаряет Своего раба, и он не способен оторваться от этих трёх вещей.

Предопределение бывает двух видов: предопределение трудностей и несчастий и предопределение предосудительного.

Раб Аллаха обязан сохранять подчинённость Ему ('убудиййа) во всём вышеперечисленном.

Больше всего из Своих творений Он любит тех, кто знает, в чём выражается подчинённость Ему в указанных случаях, и осуществляет её надлежащим образом.

Это — самые близкие к Нему из Его творений.

Наши рекомендации