К признакам смирения относится, что, когда рабу Аллаха противоречат, указывая ему на истину, он принимает это покорно и безропотно.

Говорят также, что смирение - это угасание пламени страсти, исчезновение дыма, который рождается в груди, и сияние света возвеличивания [Аллаха] в сердце.

Аль-Джунайд сказал: «Смирение - это кротость сердец пред Знающим сокровенное».

Обладающие знанием согласны в том, что область смирения - сердце, а выражается оно через органы тела. Пророк ( да благословит его Аллах и приветствует) как-то увидел человека, который теребил бороду свою во время молитвы, и сказал: «Если бы сердце его было смиренным, то и органы тела его были бы смиренными».

И Пророк ( да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Богобоязненность - вот здесь».

И он указал на свою грудь и повторил свои слова трижды [Муслим, 2564].

Один из обладающих знаниями сказал: "Благовоспитанность внешняя свидетельство благовоспитанности внутренней». И Один из них как-то увидел человека, смиренно сгорбившего плечи, и сказал ему: « О такой-то! Поистине, смирение - вот здесь, - и он указал на свою грудь, - а не вот здесь", - и он указал на свои плечи.

Хузайфа, один из сподвижников Пророка ( да благословит его Аллах и приветствует) говорил: «Опасайтесь смирения лицемерия». Его спросили: «А что такое смирение лицемерия?» Он ответил: «Когда тело смиренно, а сердце нет».

А ‘Умар ибн аль-Хаттаб ( да будет доволен им Аллах) как-то увидел человека, который низко наклонял шею в молитве, и сказал ему: « О обладатель шеи! Подними шею свою, ибо смирение не в шеях, а в сердцах».

‘Аиша как-то увидела юношей, которые шли, всем своим видом выражая смирение и еле волоча ноги, и спросила сопровождавших их: «Кто это?» Ей сказали: «Поклоняющиеся Аллаху». Тогда она сказала: «‘Умар ибн аль-Хаттаб ( да будет доволен им Аллах) ходил быстро, говорил громко, ударял больно, кормил досыта, и при этом он был настоящим поклоняющимся Аллаху!»

Аль-Фудайль ибн ‘Ияд сказал: «Это считалось нежелательным чтобы человек демонстрировал большее смирение, чем было в сердце его». Хузайфа ( да будет доволен им Аллах) сказал: «Первым, что вы потеряете из своей религии, будет смирение, а последним молитва, и может статься, что в молящемся не будет блага, и близится те времена, когда, входя в мечеть, где совершаются пятничные и коллективные молитвы, ты не будешь видеть ни одного смиренного».

Сахль говорил: «У кого смиренное сердце, к тому не приблизится шайтан»

См. [Мадаридж ас-саликин]

СТЕПЕНИ СМИРЕНИЯ

Аль-Харави (да помилует его Аллах) сказал: «У смирения три степени. Первая степень: Подчинение велению, подчинение предписанию [Всевышнего], смирение, обусловленное осознанием того, что Аллах смотрит на нас».

Подчинение велению - это когда человек принимает его смиренно и исполняет его с кротостью и безропотно, и внешнее совпадает с внутренним, и это сопровождается демонстрацией слабости и потребности в ознакомлении с велением прежде его исполнения, и помощи во время его совершения и принятии его после его совершения.

Подчинение предписанию - возможно, имеется в виду религиозное, шариатское постановление, и тогда это означает отказ от противоречия ему посредством мнения или страсти. Возможно также, что подразумевается смиренное принятие предопределения, то есть отказ от недовольства им, отвращения к нему и ропота.

В действительности же смирение - это покорное принятие обоих постановлений, и это смиренное и безропотное подчинение велению Аллаха и Его предопределению.

Что же касается смирения, обусловленного осознанием того, что Аллах наблюдает за нами, то это смирение сердца и органов тела, причиной которого становится то, что Господь видит их и знает все подробности, связанные с сердцем и органами тела. Это одно из толкований слов Всевышнего:

«Для тех же, которые боялись предстать перед своим Господом, приготовлены два сада» (сура 55 «Милостивый», аят 46).

А также Его слов:

«Тому же, кто боялся предстать перед своим Господом и удерживал себя от страстей» (сура 79 «Вырывающие»‚ аят 40).

Речь идёт о том, что Аллах видит раба Своего, и на него распространяется Его могущество и Господство.

Этот страх непременно приносит смирение сердцу, и чем острее раб Аллаха ощущает это, тем сильнее его смирение. И оно покидает сердце, когда оно беспечно относится к тому, что Аллах смотрит на него и видит его.

Ещё одно объяснение - что имеется в виду предстояние пред Господом при встрече с Ним.

Аль-Харави сказал: «Вторая степень: предвидение поред кем ты в дому, и ощущение дуновения растворения».

Он имел в виду ожидание того, когда тебе станут видны недостатки души твоей и деяний твоих, сердце непременно становится смиренным, поскольку человек видит недостатки собственной души и деяний, будь то высокомерие, самолюбование, совершение деяний напоказ, слабость искренности, недостаток твёрдой убежденности, размытость намерения, зависимость побуждений от страстей души, совершение деяний не таким образом, как это угодно Господу твоему, или иные пороки души и изъяны деяний.

Что же касается признания заслуг, то речь идёт о соблюдении тобою прав людей должным образом. При этом ты не должен считать, что их услуги и благодеяние - просто соблюдение ими твоих прав, и потому ты не должен воздавать им за это, ибо это проявление грубости и глупости души. Ты не должен требовать от них соблюдения своих прав, и ты должен признавать заслуги тех, перед кем ты в долгу, и при этом тебе следует забывать о собственных заслугах.

Я слышал, как шейх ислама Ибн Таймийя (да помилует его Аллах) говорил: «Знающий не считает, что у него есть права в отношении кого бы то ни было, и не считает, что у него есть заслуги перед кем-то, поэтому он не упрекает, не требует и не затевает ссор».

Что же касается того, чтобы ощущать дуновение растворения, то, поскольку «растворение», то есть самозабвение ради Аллаха, понимается им как цель, эта степень сравнивается с дыханием или лёгким дуновением. Это потому, что для духа оно подобно мягкому дуновению, пронизывающему его. И не приходится сомневаться в том, что смирение приводит к самозабвению, как наилучшему, так и уступающему ему.

Наши рекомендации