Не умереть с голоду». Сулеймана удивило стремление этого муравья сохранить свое пропитание, ибо, поистине, это внушение и направление от Всевышнего Аллаха.
Муравей трудится всё лето, делая запасы на зиму, когда уже нельзя будет найти пропитание. Муравей, несмотря на свою внешнюю хрупкость, обладает большой силой: он поднимает и тащит в муравейник добычу, вес которой во много раз превышает его собственный.
Это поистине удивительно: если ты поднесёшь к носу какую-нибудь часть тела засохшей саранчи, ты не почувствуешь никакого запаха. Но стоит положить этот кусок на землю, как издалека приходит муравей и уносит его. А если он не в состоянии унести его самостоятельно, то он уходит и приводит с собой других муравьёв и вместе они уносят добычу. Как они ощущают запах этой саранчи, находясь в своих жилищах, что приходят с такой быстротой?
Муравей узнаёт издалека по запаху о том, о чём другие узнают с помощью зрения и слуха.
Муравьи приходят издалека к тому месту, где ел человек и где остались крошки хлеба или остатки другой еды. Они уносят найденное с собой, даже если куски превышают их собственный размер. А если муравей не может утащить найденное, он возвращается в своё жилище и приводит вереницу других муравьёв, которые тёмной нитью тянутся от муравейника, дабы помочь друг другу нести найденную еду.
Муравей подходит к колосу и по запаху определяет, что это, и если это оказывается зерно пшеницы, он отрывает его, делит на части и уносит. Если же это оказывается ячмень, он не трогает его.
Муравей обладает прекрасным обонянием, наделён упорством, стремлением запасать пропитание и смелостью: он не боится предпринимать попытки утащить то, что в несколько раз тяжелее его самого.
У муравьёв нет вожака и повелителя, который управлял бы ими, как у пчёл, однако у них есть разведчики, которые ищут добычу, а потом зовут остальных, чтобы вместе унести её. Причём каждый муравей заботится прежде всего об общем благе, а не о себе.
Ещё удивительнее, что, когда человек, желая уберечь от муравьёв мёд или ещё что-то, ставит его в яму, окружённую водой, или в большую посудину, наполненную водой, приходит муравей, но, не видя возможности достать добычу, начинает ходить вокруг, потом ползёт вверх по стене, перебирается на потолок и, оказавшись как раз над желанной добычей, падает туда. Мы проделывали такой опыт не раз.
Однажды один кузнец раскалил железный круг на огне, а потом бросил его на землю, чтобы он остыл, и случилось так, что внутри круга оказались муравьи. Они бросились в стороны, чтобы выйти, и обожглись. Тогда они собрались в центре круга, в самом отдалённом от всех стенок месте.
[Шифа аль-‘алиль].
РУКОВОДСТВО АЛЛАХА, ДАРОВАННОЕ ПЧЕЛЕ
Всевышний Аллах удивительно устроил жизнь пчел: у них есть повелитель, которого они слушаются. Он выделяется на фоне других пчел своими размерами, а также цветом и обликом...
Самки пчел приносят потомство в начале весны (у пчел яйца откладывает только матка), причем большую часть этого потомства составляют самки. Что же касается самцов, то их не оставляют, кроме очень небольшого количества, а сразу изгоняют или убивают, потому что самцы ничего не делают и не приносят никакой пользы.
Пчелы подразделяются на группы. Среди них группа, которая везде сопровождает повелителя, группа, которая производит воск... Воск - осадок мёда, и в нем сладость, подобная сладости инжира. Пчелы заботятся о воске больше, чем о мёде, тщательно очищая его от своих экскрементов и прочего сора. Другая группа строит соты, третья приносит воду, четвертая "подметает" соты и очищает их от грязи, мертвых пчел и сора. А когда они видят среди них пчелу, которая ничего не делает, они тут же убивают ее, чтобы она не подавала дурной пример другим работницам.
Первым строится жилище для повелителя. Дом этот квадратный, напоминающий тахту. Он усаживается на него и вокруг него собирается группа пчел, которые напоминают собой свиту короля, - наместники, слуги и приближенные. Они не отходят от повелителя. Они ставят перед ним нечто похожее на чашу, в которую наливают самый чистый мед. Это пища, предназначенная для повелителя и его приближенных.
Затем пчелы принимаются за строительство сот, причем строят они их ровными рядами, словно это блоки и дорожки. Каждая ячейка представляет собой равносторонний шестиугольник - как будто пчелы читали труды Евклида и сделали вывод о том, что шестиугольник - наилучшая форма для их сот. Ведь дом должен быть прочным и просторным, а шестиугольник, если к каждой его грани примкнут другие шестиугольники, составит подобие мельницы, и вокруг него не останется щелей и пустого пространства. Они укрепляют друг друга и так плотно примыкают друг к другу, что составляют единое целое, так что между ними не вставить даже иголку... Преславен Тот, Кто внушил пчелам, чтобы они строили эти замечательные дома, подобные которым не способен построить человек!
Он внушил пчелам, что дома их должны отвечать двум требованиям: во-первых, углы не должны быть острыми, чтобы эти узкие места не оставались неиспользуемой площадью, а во-вторых, дома эти должны иметь такую форму, чтобы при присоединении их друг к другу вся площадь их была заполнена и не оставалось пустующих участков. Всевышний внушил пчелам, что этим двум условиям отвечает только шестиугольник.
Треугольники и квадраты тоже можно заполнить, однако в них есть острые (или прямые) углы. Что же касается других форм, то даже если их углы не будут острыми, их всё равно нельзя заполнить должным образом и между ними будут оставаться незаполненные, неиспользованные участки. Получается, что только шестиугольник отвечает необходимым условиям. И Аллах научил пчел строить соты именно такой формы, причем без линейки и каких-либо вспомогательных приборов и показательных чертежей. А самый способный из сынов Адама не может построить шестиугольный дом без разных приспособлений и приборов.
Преславен Тот, Кто внушил пчелам, чтобы они покорно летали каждый день своими путями, ни разу не заблудившись, и собирали нектар лучших растений, которые встречаются им, а по возвращении наполняли свои пустые соты разноцветным питьем, в котором исцеление для людей... Поистине, в этом знамение - для людей размышляющих.
Закончив с постройкой домов, они улетают с пустыми животами и начинают путешествовать по равнинам и горам. Они высасывают из цветов сладкий нектар и возвращаются уже с полными животами. Аллах создал в их ртах теплоту, которая доводит собранный ими нектар до нужной кондиции. Принесенное ими сладкое вещество они помещают в соты, а когда соты наполнятся, запечатывают их очищенным воском. Когда заполнятся одни соты, пчелы принимаются за следующие.
Когда наступают холода, цвета увядают и пчелы больше не могут собирать нектар, они остаются в гнезде, питаясь запасенным медом. А в дни активной деятельности они приступают к работе рано утром, причем каждая группа делает свое дело, а вечером они возвращаются домой.
Что же касается повелителя, то он редко покидает свое жилище - только когда желает прогуляться. С ним выходят приближенные и слуги. Он летает некоторое время по полям и садам, а потом возвращается домой.
А если кто-то посмеет побеспокоить его, он гневается и покидает жилище. За ним следуют пчелы, а жилище остается пустым. как удивительно!
А хозяин гнезда, испугавшись, что повелитель гнезда уведет с собой пчел и обоснуется в другом месте, старается добиться его возвращения и задобрить его. Он ищет место, в которое улетел повелитель. Это место найти несложно, потому что в нем собираются пчелы - они не оставляют повелителя. Они собираются вокруг него, напоминая собой виноградные гроздья. Обычно разгневанный правитель усаживается где-нибудь повыше на дереве, и вокруг него собираются пчелы, образуя шар.
Тогда хозяин пчел берет копье или длинную тростинку, привязывает на нее пучок ароматных цветов и поднимает его, приближая к повелителю. При себе он обычно имеет лютню, дудочку или какой-нибудь музыкальный инструмент, и он играет на нем до тех пор, пока гнев повелителя пчел не утихнет и он не упадет на этот пучок цветов. За ним следуют слуги и все остальные пчелы, и хозяин гнезда несет его обратно. Повелитель слезает и забирается внутрь, и за ним следует его свита. И пчел не привлекает мертвечина, животное или пища.
Удивительно также, что пчелы убивают своих повелителей-тиранов, отказываясь терпеть их власть над собой. Маленькие (рабочие) пчелы стараются изгнать из гнезда больших (трутней), которые не приносят пользы, чтобы они не мешали и не ели мед. И когда они делают это, мед становится хорошим. Причем они пытаются убить "ненужных" особей за пределами гнезда, чтобы труп не оставался внутри гнезда.
Среди них есть особый вид - особи большого размера, не приносящие пользы (трутни). Рабочие пчелы борются с ними, выслеживая их, и стараются избавиться от них и погубить их всеми возможными способами - даже вскрывают их дома соты) и заставляют их выйти, но так, чтобы они испачкались в липком меде и не могли летать. Спастись удается лишь тем, кому Аллах предопределил долгую жизнь. Когда "битва" завершается, рабочие пчелы берут тела убитых и выбрасывают их из гнезда.
Среди рабочих пчел есть старательные труженики, а есть ленивцы, предпочитающие праздность труду. Усердные постоянно выгоняют из гнезда ленивых, приносящих мало пользы, чтобы они не мешали и не подавали дурной пример остальным...
Пчелы - одни из самых чистоплотных живых существ. Они испражняются только в воздухе, во время полета, и питают отвращение к гниющим отходам и дурным запахам. Молодые пчелы усерднее старых, меньше жалят и производят мед лучшего качества, и укусы их наносят меньше вреда, чем укусы старых.
А поскольку пчелы - одни из самых полезных и благословенных тварей, то им отведено особое место в Откровении Всевышнего, Который даровал им их удивительные способности. То, что выходит из их брюшка, является исцелением для людей от многих болезней и настоящим светом...
Они словно руководители среди животных, и у них очень много врагов, причем враги их - животные, приносящие очень мало пользы, в которых мало благодати... таков обычай Аллаха в Его творении, и Он - Могущественный, Мудрый.
См. "Шифа аль-алиль"