Он позвал Его к вратам Своим, однако он не встал перед ними и не постучался в них. Потом их открыли для него, но он не подошёл к ним и не вошёл внутрь.

И Он отправил к нему Своего посланника, призывающего его к обители почёта Его, однако он ослушивался посланника и сказал: «Я не стану менять сиюминутное на то, что будет в будущем, не стану платить сейчас за товар, который получу потом, и я не оставлю то,что вижу, ради того, О чём я только слышал!»

И он говорит:

Бери то, что видишь, а то, о чём слышал, оставь!

Достаточно солнца тебе и не нужно Сатурна...

Если же его собственные интересы согласуются с покорностью посланнику, то он покоряется ему ради собственных интересов, а не ради довольства Того, Кто направил посланника. И он постоянно навлекает на себя Его ненависть своим ослушанием, так что Он отворачивается от него и закрывает пред ним врата Свои.

И, несмотря на это. Он не дал ему повод отчаиваться в Его милости , а сказал : когда бы ты ни пришёл ко Мне, Я всегда приму тебя. Если ты придёшь ко Мне ночью, Я приму тебя, и если ты придёшь ко Мне днём, Я приму тебя. Если ты приблизишься ко Мне на пядь, Я приближусь к тебе на локоть, а если ты приблизишься ко Мне на локоть, Я приближусь к тебе на сажень. Если ты пойдёшь ко Мне, Я побегу к тебе. И если встретишь ты Меня с грехами размером с землю , но не придавая Мне сотоварищей, Я дарую тебе такого же размера прощение. И если грехи твои достигнут туч небесных, а потом ты попросишь у Меня прощения, Я прощу тебя. Кто же более щедр и великодушен, чем Я?

Рабы Мои открыто совершают тяжкие грехи, а Я оберегаю их, когда они спят в постелях своих. Поистине, Я, джинны и люди в вести великой: Я творю, а они поклоняются не Мне, и Я дарую им удел, а они благодарят не Меня. От Меня к рабам спускается благо, а от них ко Мне поднимается зло. Я помогаю им полюбить Меня, одаривая их милостями , притом, что Я не нуждаюсь в них, а они навлекают на себя ненависть Мою своим ослушанием притом, что они не способны обойтись без Меня.

Кто направляется ко Мне, того Я уже встречаю, когда он ещё далеко , а того, кто отворачивается от Меня, Я зову поблизости. Кто отказывается от чего-то ради Меня, тому Я дарую намного больше , а если кто-то желает Моего довольства , то Я желаю того же, чего желает он. А кто действует, пользуясь способностью и силой от Меня, для того Я и железо сделаю мягким.

Поминающие Меня заслуживают приближения ко Мне, благодарящим Меня Я добавляю блага, покорным Мне, Я дарую почёт от Меня, а ослушивающимся Меня Я не даю повода отчаиваться в милости Моей, и если они каются предо Мной, то Я - любящий их, ибо Я люблю кающихся и люблю очищающихся. Если же они не каются предо Мной, то Я -их лекарь: Я подвергаю их испытаниям, дабы очистить их от пороков.

Кто предпочитает Меня всем остальным, того и Я предпочту остальным. За благое дело Я дарую десятикратное воздаяние и вплоть до семисоткратного и намного большего. А за скверное дело воздаяние однократное, а если человек раскаивается и просит у Меня прощения, то Я прощаю его.

Я благодарю за немногие благие деяния и при этом прощаю множество проступков, и милость Моя опережает гнев Мой, а выдержка Моя опережает взыскание Моё, и прощение Моё опережает наказание Моё, и Я более милостив к Своим рабам, чем мать к своему ребёнку: «Аллах радуется покаянию Своего раба больше, чем радуется человек, у которого в пустыне убежала верблюдица, на которой были его еда и питьё. Он долго искал её, а когда совсем отчаялся уснул под деревом в ожидании смерти и, проснувшись, обнаружил, что его верблюдица стоит возле его головы, а повод её зацепился за дерево. Аллах радуется покаянию Своего раба больше, чем обрадовался этот человек возвращению своей верблюдицы» [Бухари, 6308].

Это радость благодеяния, доброты и заботы, а не радость нуждающегося в покаянии раба Своего. И Его близость к рабу Своему является Его благодеянием по отношению к нему, проявление любви и доброты к нему, а не действия того, у кого мало сторонников и он старается приобрести новых, и не действия слабого, старающегося обрести силу, и не того, кому нужны помощники против того, кто одолевает его, и не действия того, кто делает это на случай возможной беды или того, чтобы однажды воспользоваться помощью того, кому оказывает благодеяние:

«Скажи: “Хвала Аллаху, Который не взял Себе сына, Который ни с кем не делит власть, Которому не нужен защитник от унижения”. И возвеличивай Его должным образом!» (сура 17 «Ночное путешествие», аят 111).

Сам Всевышний сказал о Себе, что Ему не нужен защитник в унижении. Ведь Аллах покровитель тех, кто уверовал а они - Его приближённые.

См. [Мадаридж ас-саликин]

ВСЕ МИЛОСТИ - ОТ АЛЛАХА

Ибн Са'д приводит в «Табакат» историю об 'Умаре ибн 'Абду-ль-Азизе, в которой рассказывается о том, что он, произнося проповедь с минбара, боялся для себя самолюбования и прерывал свою речь. И когда он писал что-нибудь и начинал бояться самолюбования, он рвал написанное и говорил: «О Аллах! Поистине, я прошу у Тебя защиты от зла души своей!»

Знай, что когда раб Аллаха начинает говорить или приступает к совершению какого-либо действия, стремясь к довольству Аллаха, полагаясь на милость Аллаха и Его поддержку и содействие, и понимая, что [если у него получится осуществить задуманное, то] только благодаря Аллаху, а не благодаря ему самому, его знанию, мышлению, сообразительности и силе. Всё это он осуществляет только благодаря Тому, Кто наделил его языком, сердцем, глазами и ушами, ибо Тот, Кто даровал ему всё это, наделил его и возможностью произнести эти слова или осуществить данное действие. Если человек постоянно помнит об этом и видит это сердцем своим, то ему не грозит самолюбование, основой которого является чрезмерное внимание к собственной персоне и забвение милости, содействия и помощи Господа.

Если же это ускользает от внимания человека, то душа его восстаёт и начинает претендовать [на то, на что у неё нет права], и появляется самолюбование, из-за которого его слова и дела становятся тщетными. А иногда Всевышний мешает человеку завершить начатое, и это оказывается милостью для него, дабы он не забывал о милости и содействии Аллаха. А в некоторых случаях ему всё-таки удаётся довести задуманное до конца, однако его труды не приносят плодов, а если и приносят, то плод получается слабым и совсем не таким, каким должен был быть. А бывает, что совершённое приносит человеку больше вреда, чем пользы и влечёт за собой разные скверные последствия, — в зависимости от того, в какой степени он проигнорировал содействие и милость Аллаха и был убеждён в том, что эти слова и действия — его личная заслуга.

Всевышний Аллах делает благими слова и дела Своего раба и увеличивает плоды, приносимые ими, либо, напротив, делает их скверными и лишает его этих плодов. И нет ничего более губительного для дел, чем самолюбование.

Если Аллах желает рабу Своему блага, Он помогает ему увидеть Его милость, содействие и помощь ему во всём, что он говорит и делает, дабы у него не возникало самолюбования. А затем Он помогает ему увидеть собственные упущения в совершённом им деле и осознать, что он недоволен этим делом для Господа и он раскаивается перед Ним, просит прощения [за свою нерадивость] и стыдится просить награды. Если же Всевышний не покажет Своему рабу всё это, то это остаётся сокрытым от него, и, совершая какое-нибудь дело, он видит в нём лишь себя, причём видит оком совершенства и довольства, и совершённое им дело не удостаивается принятия, довольства и любви.

Знающий совершает дела свои ради Аллаха, видя в совершаемом им деле Его милость, дарованное Им благо и содействие, извиняется перед Ним [за сделанные упущения] и стыдится, потому что не совершил это дело должным образом. А невежественный совершает что-то, как ему заблагорассудится, и замечает при этом лишь собственные заслуги и попрекает своими деяниями Господа своего, будучи доволен ими. Это — одно положение, а то — совсем другое.

См. [Фаваид]

Наши рекомендации