Лечение не противоречит упованию
В достоверных хадисах мы находим веление лечиться и упоминание о том, что лечение не противоречит упованию, подобно тому; как не противоречит ему принятие мер для утоления голода и жажды или защиты от зноя или холода посредством противоположного им. Более того, истинная сущность единобожия требует использования причин, которые Аллах сделал приводящими к определенным следствиям. Это предопределено Всевышним и предписано Шариатом. Отказ от использования причин наносит удар по самому упованию и ставит под сомнение веление Аллаха и мудрость Его. Это действие ослабляет упование: отказывающийся от пользования причинами считает, что отказ от пользования ими придаёт силу упованию, а на самом деле отказ от пользования ими — слабость, противоречащая упованию.
Ведь истинная сущность упования в том, чтобы полагаться сердцем на Аллаха в обретении того, что приносит Его рабу пользу в религии и в мирских делах, и избавлении от того, что вредит ему в религии и в мирской жизни, И наряду с этим требуется пользование причинами, а в противном случае получается, что человек отрицает мудрость Всевышнего и Шариат. Раб Аллаха не должен превращать свою слабость в упование, а упование — в слабость.
Это ответ всем тем, кто отвергает лечение и говорит: мол, если исцеление предопределено, то лечение не принесет пользы, а если человеку не суждено выздороветь, то лечение тем более бесполезно. Они также говорят, что болезнь предопределена Аллахом, а предопределение Аллаха неотвратимо.
Этот вопрос бедуины задавали Посланнику Аллаха ( да благословит его Аллах и приветствует).
Что же касается лучших сподвижников, то они знали об Аллахе, Его мудрости и Его качествах достаточно, чтобы не задавать подобных вопросов.
Пророк ( да благословит его Аллах и приветствует) дал им исчерпывающий ответ, разъяснив, что все эти лекарства‚ лечебные формулы (рукъйа) и профилактические средства являются частью предопределения Аллаха. Ничто не выходит за пределы Его предопределения, но Его предопределение отвращается Его же предопределением, и это также является частью Его предопределения.
Выйти за пределы предопределения невозможно. Примеры тому — избавление от предопределённых голода и жажды, зноя и холода посредством предопределённых же противоположностей им, а также избавление от предопределённого врага посредством предопреледённого же сражения на пути Аллаха. Всё это относится к предопредопределению Аллаха: и то, что избавляет, и то, от чего избавляют, и само избавление.
И человеку, поднимающему этот вопрос, следует сказать: это предполагает отказ от пользования любой из причин, приносящих пользу или отводящих вред, потому что если польза и вред предопределены, то их не избежать, а если они не предопределены, то и осуществиться они не могут.
Это разрушение религии и мирской жизни, ведущее мир к упадку, и подобное не утверждает никто, кроме отворачивающегося от истины и упрямо отказывающегося принимать её.
Он приводит предопределение в качестве довода, которым желает разбить довод своего оппонента, на стороне которого истина, подобно многобожникам, которые сказали:
«Есди бы Аллаах пожелал, то ни мы, ни наши отцы не
Приобщали бы сотоварищей» (сура 6 «Скот», аят 148).
«Есди бы Аллах захотел, то ни мы, ни наши отцы не стали бы поклоняться ничему, кроме Него» (сура 16
«Пчелы», аЯТ 35).
Они сказади это в ответ на довод, полученный Аллахом против них посредством посланников.
А нашему оппоненту мы скажем: осталась ещё третья категория, о которой ты не упомянул: Аллах предопределил то—то и то—то посредством этой причины, и если ты используешь эту причину, то получишь следствие, а если нет, то не получишь.
Он, возможно, скажет: мол, если Он предопределил мне причину, то я воспользуюсь ею, а если не предопределил, то я никак не смогу воспользоваться ею.
Мы ответим ему так: а примешь ли ты подобный довод от своего слуги, ребёнка или наёмного работника, если он приведёт тебе его в ответ на отданное тобою веление или установленный тобою запрет? Если примешь, то не порицай тех, кто ослушивается тебя, забирает принадлежащее тебе, пятнает твою честь и ущемляет твои права. Если же ты не принимаешь такой довод, то как он может быть принят от тебя, когда посредством него ты пытаешься уклониться от исполнения своих обязанностей пред Аллахом?