Лечение не противоречит упованию

В достоверных хадисах мы находим веление лечиться и упоминание о том, что лечение не противоречит упованию, подобно тому; как не противоречит ему принятие мер для утоления голода и жажды или защиты от зноя или холода посредством противоположного им. Более того, истинная сущность единобожия требует использования причин, которые Аллах сделал приводящими к определенным следствиям. Это предопределено Всевышним и предписано Шариатом. Отказ от использования причин наносит удар по самому упованию и ставит под сомнение веление Аллаха и мудрость Его. Это действие ослабляет упование: отказывающийся от пользования причинами считает, что отказ от пользования ими придаёт силу упованию, а на самом деле отказ от пользования ими — слабость, противоречащая упованию.

Ведь истинная сущность упования в том, чтобы полагаться сердцем на Аллаха в обретении того, что приносит Его рабу пользу в религии и в мирских делах, и избавлении от того, что вредит ему в религии и в мирской жизни, И наряду с этим требуется пользование причинами, а в противном случае получается, что человек отрицает мудрость Всевышнего и Шариат. Раб Аллаха не должен превращать свою слабость в упование, а упование — в слабость.

Это ответ всем тем, кто отвергает лечение и говорит: мол, если исцеление предопределено, то лечение не принесет пользы, а если человеку не суждено выздороветь, то лечение тем более бесполезно. Они также говорят, что болезнь предопределена Аллахом, а предопределение Аллаха неотвратимо.

Этот вопрос бедуины задавали Посланнику Аллаха ( да благословит его Аллах и приветствует).

Что же касается лучших сподвижников, то они знали об Аллахе, Его мудрости и Его качествах достаточно, чтобы не задавать подобных вопросов.

Пророк ( да благословит его Аллах и приветствует) дал им исчерпывающий ответ, разъяснив, что все эти лекарства‚ лечебные формулы (рукъйа) и профилактические средства являются частью предопределения Аллаха. Ничто не выходит за пределы Его предопределения, но Его предопределение отвращается Его же предопределением, и это также является частью Его предопределения.

Выйти за пределы предопределения невозможно. Примеры тому — избавление от предопределённых голода и жажды, зноя и холода посредством предопределённых же противоположностей им, а также избавление от предопределённого врага посредством предопреледённого же сражения на пути Аллаха. Всё это относится к предопредопределению Аллаха: и то, что избавляет, и то, от чего избавляют, и само избавление.

И человеку, поднимающему этот вопрос, следует сказать: это предполагает отказ от пользования любой из причин, приносящих пользу или отводящих вред, потому что если польза и вред предопределены, то их не избежать, а если они не предопределены, то и осуществиться они не могут.

Это разрушение религии и мирской жизни, ведущее мир к упадку, и подобное не утверждает никто, кроме отворачивающегося от истины и упрямо отказывающегося принимать её.

Он приводит предопределение в качестве довода, которым желает разбить довод своего оппонента, на стороне которого истина, подобно многобожникам, которые сказали:

«Есди бы Аллаах пожелал, то ни мы, ни наши отцы не

Приобщали бы сотоварищей» (сура 6 «Скот», аят 148).

«Есди бы Аллах захотел, то ни мы, ни наши отцы не стали бы поклоняться ничему, кроме Него» (сура 16

«Пчелы», аЯТ 35).

Они сказади это в ответ на довод, полученный Аллахом против них посредством посланников.

А нашему оппоненту мы скажем: осталась ещё третья категория, о которой ты не упомянул: Аллах предопределил то—то и то—то посредством этой причины, и если ты используешь эту причину, то получишь следствие, а если нет, то не получишь.

Он, возможно, скажет: мол, если Он предопределил мне причину, то я воспользуюсь ею, а если не предопределил, то я никак не смогу воспользоваться ею.

Мы ответим ему так: а примешь ли ты подобный довод от своего слуги, ребёнка или наёмного работника, если он приведёт тебе его в ответ на отданное тобою веление или установленный тобою запрет? Если примешь, то не порицай тех, кто ослушивается тебя, забирает принадлежащее тебе, пятнает твою честь и ущемляет твои права. Если же ты не принимаешь такой довод, то как он может быть принят от тебя, когда посредством него ты пытаешься уклониться от исполнения своих обязанностей пред Аллахом?

Наши рекомендации