Степень пятая: думать о Всевышнем Аллахе хорошее. Степень твоего упования на Господа своего зависит от того, насколько хорошо ты думаешь о Нем и в какой степени ты связываешь с Ним свои надежды.
Ведь когда ты думаешь об Аллахе хорошее, это побуждает тебя уповать на Него, поскольку невозможно себе представить, чтобы человек уповал на того, о ком думает плохое, и на того, с кем не связывает надежды. Поэтому некоторые сказали, что уповать на Аллаха – значит думать о Нем благое. А Аллах знает лучше.
Степень шестая: смирение сердца пред Ним, связывание с Ним всех его устремлений и непротивление Ему. Некоторые объяснили это так: «Раб Аллаха должен быть пред Аллахом как мертвый перед омывающим его тело: он поворачивает его, как пожелает, а тот в ответ не двигается и никак не реагирует».
Это и означают слова некоторых: «Упование – это отказ от распоряжения». То есть препоручение распоряжения собой Господу. Речь не идет о велениях и запретах, а лишь о том, что Он делает с тобой, а не о том, что Он повелел делать тебе.
Это смирение подобно смирению кроткого раба пред своим господином – как он подчиняется ему, не противоречит воле своего господина. А Всевышний Аллах знает обо всем лучше.
Степень седьмая: препоручение всего Аллаху. Это дух упования и его истинная сущность. Это препоручение всех дел Аллаху, по собственному стремлению и выбору, а не против воли и вынужденно. Это подобно тому, как слабый, ни к чему не способный ребенок поручает дела свои отцу, зная о его жалости и милосердии к нему, и о том, что ему достаточно его, и он хорошо заботится о нем и распоряжается его делами. Он видит, что распоряжение отца его делами лучше для него, чем если бы он распоряжался ими самостоятельно, и забота отца о его нуждах и интересах лучше для него, чем его собственная забота о своих нуждах и интересах. И он не находит ничего лучше, чем поручить распоряжение всеми своими делами отцу, сложив с себя это бремя притом, что он и не способен самостоятельно распоряжаться ими и не знает, в чем благо для него, и ему известно о знании, силах и сострадании к нему того, кому он поручает распоряжение делами своими.
Степень восьмая: довольство. Это плод упования. И кто толкует упование таким образом, указывает при этом на лучший из плодов упования и величайшую пользу, приносимую им. Уповающий по-настоящему доволен тем, что делает Тот, на Кого он уповает.
Наш шейх сказал: «Предопределение охватывают две вещи. Это упование до его осуществления и довольство после его осуществления, и кто уповает на Аллаха до действия и доволен предопределенным ему после действия, у того действительно есть подчиненность Аллаху (убудиййя)».
Скажу, что это и есть смысл слов Пророка да благословит Его Аллах и приветствует в мольбе-истихара: «О Аллах! Вот я прошу Тебя о благе через Твое знание и о способности через Твое Могущество и прошу из Твоей великой милости» (аль-Бухари, 6382).
Это упование и препоручение своих дел Аллаху.
Затем он сказал: «Ибо, поистине, Ты знаешь, а я не знаю, и Ты обладаешь могуществом, а я не обладаю, и Ты – Знающий сокровенное».
Это признание пред Аллахом отсутствия у себя знания, способности изменить что-то и силы и обращение к Нему с упоминанием Его качеств, которые для Него самое любимое из того, посредством чего обращаются к Нему.
А потом он попросил Господа привести для него данное дело к завершению, если в нем есть благо для него в этом мире или в мире вечном, или отвратить его от него, если в нем вред для него в этом мире или в мире вечном. Это его потребность, об удовлетворении которой он попросил, и ему не осталось ничего, кроме довольства тем, что Он предопределил ему.
Поэтому он сказал: «И предопредели мне благо, где бы оно ни было, а потом внуши мне довольство им».
Эта мольба содержит в себе эти божественные знания и истины веры, к которым относятся и упование и препоручение Аллаху распоряжения делами своими до осуществления предопределенного, и довольство после его осуществления. Это плод упования, а препоручение дел своих – признак правильности его. А если человек недоволен тем, что предопределено ему, то его препоручение распоряжения своими делами Аллаху неполноценно и недействительно.
Посредством осуществления этих восьми степеней упование раба Аллаха становится полноценным и он укрепляется в нем. Это и есть смысл слов Бишра аль-Хафи: «Один из них говорит: мол, я уповаю на Аллаха, но на самом деле он лжет перед Аллахом. Если бы он действительно уповал на Аллаха, он был бы доволен тем, что делает с ним Аллах».