Признаки любви к всевышнему аллаху

Если захочешь измерить любовь к Аллаху в своем сердце или в сердце другого, то посмотри на любовь к Корану в твоем сердце и выясни, наслаждаешься ли ты вниманием ему больше, чем наслаждаются любители развлечений и пения вниманием песням и музыке, ибо известно, что для любящего нет ничего любимее слов объекта его любви. Недаром сказано:

Утверждаешь, что любишь Меня? Тогда почему же

Писанье Мое предаешь ты забвению?

Разве не видел ты, как много в нем

Моих прекраснейших обращений?..

А Усман ибн Аффан, да будет доволен им Аллах, сказал: «Если бы сердца ваши были чисты, они не могли бы насытиться словами Аллаха».

Действительно, как может любящий насытиться словами объекта своей любви, когда он – цель, к которой стремится?..

Однажды Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал АбдуЛлаху ибн Масуду, да будет доволен им Аллах: «Почитай мне». Он же сказал: «Мне читать тебе притом, что тебе он был ниспослан?» Он сказал: «Поистине, я люблю слышать его от кого-то другого». И он начал читать суру «Женщины», и когда он дошел до слов: «Что же произойдет, когда Мы приведем по свидетелю от каждой общины, а тебя приведем свидетелем против этих?», он сказал: «Достаточно». И он поднял голову и увидел, что из глаз Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, текут слезы (Бухари, 4582).

И когда сподвижники собирались вместе и среди них был Абу Муса, они говорили ему: «О Абу Муса, напомни нам о Господе нашем!» И он читал, а они слушали. Любящий Коран испытывает несравнимо большую любовь, духовное наслаждение, блаженство, сладость и радость, чем любящий слушать угодное шайтану.

Ты можешь увидеть человека, которому внимание стихам приносит больше радости и удовольствия, нежели внимание кораническим аятам, и он больше любит слушать музыку, чем Коран. Как говорится:

Читают полностью тебе Коран,

А ты, как камень, тверд и недвижим,

Но вот читают стих, и ты – в движеньи весь,

Ему внимаешь, словно опьяненный …

Это самое неопровержимое доказательство того, что в сердце нет любви к Аллаху и Его словам и оно любит слушать угодное шайтану. И эти обольщенные думают, что они на истинном пути…

См. «Ад-да’ уа дауа’»

СМИРЕНИЕ ПРЕД ВСЕВЫШНИМ АЛЛАХОМ

Раб Аллаха не может обойтись без смирения, покорности Всевышнему Господу, и он не может не нуждаться в Нем. В каждой мельчайшей частичке своей, сокрытой и явной, он видит постоянную потребность в Нем и абсолютную невозможность обойтись без Господа и Покровителя, Того, в Чьих руках его благополучие и успех, его следование прямым путем и его счастье.

Это состояние сердца невозможно описать словами – его можно только почувствовать. В сердце появляется особое, ни с чем не сравнимое смирение. И человеку начинает казаться, что душа его подобна разбитой посуде, которую топчут ноги: в ней ничего нет и ее никак не применить и не получить от нее пользы, и она никому не нужна. И она ни на что не пригодна, если только изготовивший ее и заботящийся о ней не починит ее.

И пребывая в таком состоянии, человек осознает, как много блага даровал ему его Господь, и считает при этом, что он не заслуживает ни малых из них, ни великих. Какое бы благо ни пришло к нему от Аллаха, он считает, что это слишком много, и понимает, что он не заслуживает столько, и что это милость Господа его стала причиной прихода к нему этого блага.

И ему кажется, что его покорность Господу чрезвычайно мала, и он считает, что даже если бы его покорность была покорности всех людей и джиннов вместе взятых, то и тогда это была бы лишь малая толика той покорности, которую должен проявлять по отношению к Аллаху Его раб. И его немногочисленные грехи и ослушания кажутся ему крайне тяжкими и многочисленными. А причиной всех этих явлений становится смирение, проникшее в его сердце.

Как легко починить такое сломанное сердце! Как близка к нему помощь Аллаха, Его милость и удел! И что полезнее этого состояния! Малая толика этого угоднее Аллаху, чем проявления покорности Ему величиной с горы, исходящие от людей самовлюбленных и восхищающихся своими деяниями, знаниями и положением. И больше всех сердец Всевышний Аллах любит сердце, которое «сломлено» подобным образом и которым овладело такое смирение. Оно опускает главу пред Господом своим, и больше не поднимает ее из стыда пред Ним.

Одного из обладателей знания спросили: «Совершает ли сердце земные поклоны?» Он ответил: «Да, оно совершает земной поклон, и больше не поднимает из него главы своей до самой встречи с Ним. Это и есть земной поклон сердца».

Сердце, не «сломленное» подобным образом, не совершает того земного поклона, который требуется от него. А когда сердце совершает этот величайший земной поклон Аллаху, вслед за ним этот поклон совершают и остальные органы тела, и лик раба смиряется пред Живым, Вседержителем, и глас его преисполняется смирением, равно как и все органы тела. И раб Аллаха смиряется, покоряется, подчиняется и опускается щекой своей на порог истинной покорности Ему (убудийя). И смотрит сердцем своим на своего Господа и Покровителя так, как смотрит смиренно-униженный на могущественного и милостивого. И его не увидишь иначе как подобострастным по отношению к Господу своему, покорным Ему, униженным, просящим у Него заботы и милости.

Он старается снискать довольство Господа своего так, как любящий по-настоящему пытается снискать довольство объекта своей любви, владеющего им, без которого ему не обойтись и который необходим ему, и нет у него иной заботы, кроме как снискать Его довольство и благосклонность… Потому что не будет ему жизни и преуспеяния без близости к Нему и Его довольства. Он говорит: «Как же я прогневаю Того, в Чьем довольстве жизнь моя? И как отвернусь я от Того, в близости и любви к Кому и в поминании Кого – мое счастье и преуспеяние?»

Вот как представляет собственную душу человек, достигший такого состояния. Был человек, о котором заботился его отец. Он обеспечивал его лучшей едой, питьем и одеждой и давал ему наилучшее воспитание, и так постепенно шаг за шагом вел его к совершенству, заботясь о его нуждах.

И вот однажды отец послал его по какой-то своей надобности, и по дороге ему встретился враг, который захватил его и связал, а потом забрал его во вражескую землю и там подверг его страшным мучениям, обращаясь с ним прямо противоположно тому обращению, которое он видел от отца. И вот он вспоминает время от времени то, как заботился о нем отец и сколько добра он делал ему, и скорбь овладевает им всякий раз, когда он видит положение, в котором оказался.

Он вспоминает, как жил раньше, и все, что было у него прежде. И вот однажды, когда враг мучил его так, желая зарезать его в конце, он взглянул в ту сторону, где жил его отец, и вдруг увидел отца недалеко от себя и устремился к нему, бросившись в его объятья, а потом бросился к ногам его, взывая: «О отец! О отец! О отец! Посмотри на сына своего и на его положение!»

И слезы текут по его щекам, а сам он вцепляется в отца. А враг идет за ним и вот он уже у его головы, а тот обнимает отца, крепко держась за него. Неужели можно предположить, что этот отец отдаст сына врагу и не станет препятствовать ему?.. А что говорить о том, кто более милостив в Своему рабу, чем родители – к своему ребенку?

Если раб бежит к Нему от врага своего, бросаясь на землю у врат Его, и окунает щеку свою в пыль у порога, плача пред Ним и повторяя: «Господи! Господи! Помилуй того, кого не помилует никто, кроме Тебя, кому не поможет никто, кроме Тебя, кого не защитит никто, кроме Тебя, и не спасет никто, кроме Тебя. Он нуждается в Тебе и не может без Тебя, просит Тебя, надеется на Тебя, и нет убежища и нет спасения ему от Тебя, кроме как у Тебя же, и Ты – защитник Его и к Тебе обращается он за тем, в чем нуждается».

Наши рекомендации