Когда в сердце утверждается и укрепляется любовь к Аллаху, оно перестает обожествлять кого-то или что-то, кроме Всевышнего Аллаха, и поклоняться кому-то или чему-то, кроме Него.
В сердце любого верующего есть любовь к Всевышнему Аллаху, и поминание Его приносит ему успокоение, а познание Его – блаженство. Поминание Аллаха доставляет ему удовольствие и радость, и есть в нем стремление к встрече с Ним и ощущение близости к Нему. И если даже человек не ощущает всего этого, потому что сердце его занято чем-то иным, это не исключает наличия всего перечисленного.
Сила этого, а также его увеличение и уменьшение зависят от силы веры и ее увеличения и уменьшения.
А если не Аллах – предел всех стремлений раба и цель, к которой он стремится, хотя Он должен быть единственным объектом его любви и его главной целью, тогда как любовь и стремление ко всему остальному являются следствием этой любви и чем-то второстепенным по отношению к ней, то это означает, что человек не претворяет в жизнь свидетельство «Ля иляха илля-Ллах», и в нем – соответствующая доля изъяна, порока и придавания Аллаху сотоварищей, и чем больше он упускает их этого, тем сильнее будет его боль, скорбь и муки.
Если человек стремится к желаемому всему путями и стучится в каждую дверь, но при этом не просит помощи у Аллаха, не уповает на Него, не ощущает, что нуждается в Нем для обретения желаемого, не убежден в том, что обрести это можно только с Его помощью, по Его воле и благодаря Его содействию, и иного пути нет, то он никогда не обретет желаемое. Поистине, то, чего Аллах желает, непременно случается, а того, чего Он не желает, никогда не будет. И не приводит к Нему ничто, кроме Него, и не указывает на Него ничто, кроме Него, и Ему поклоняется лишь тот, кому Он помог в этом, и подчиняются Ему не иначе как по воле Его:
«тем из вас, кто желает следовать прямым путем. Но вы не пожелаете этого, если этого не пожелает Аллах, Господь миров» (81:28-29).
Таким образом, когда человек занят ослушанием Аллаха или отвлекается от Него на свои страсти и удовольствия, это блаженство и сладость веры скрываются, или уменьшаются, или исчезают. Если бы они присутствовали полностью, то человек, конечно, не стал бы предпочитать удовольствие и страсть, которые не идут ни в какое сравнение со сладостью веры. Это то же самое, что сравнить горчичное зернышко с целым миром. Поэтому Посланник Аллаха да благословит Его Аллах и приветствует сказал: «Не совершает человек прелюбодеяния, будучи верующим, и не совершает он кражи, будучи верующим, и не пьет он вино, будучи верующим» (аль-Бухари, 6810; Муслим, 57).
Когда человек по-настоящему ощущает веру в своем сердце, это удерживает его от того, чтобы предпочесть этому блаженству то ничтожное мирское, и омрачать и уменьшать тем самым это великое блаженство. Когда раб Аллаха искренен по отношению к Нему, возвращается к покорности Ему после ослушания, обретает покой благодаря поминанию Его, стремится сердцем своим к встрече с Ним, отворачивается от запретного, не смотрит в его сторону и не тянется к нему, он понимает, что променять то на это – то же самое, что променять драгоценный камень на кусок помета, золото – на морковную ботву, и мускус – на блевотину.
Вне всяких сомнений, среди людей есть такие, которые стремятся к тому, что им удобно, и склоняются к тому, что для них привычно, и питают к высоким целям такое же отвращении, какое питает навозный жук к аромату роз. Нам случалось видеть тех, кто зажимает нос, почувствовав запах мускуса, и испытывает к нему отвращение, потому что он плохо влияет на них.
Кто создан дубить кожи, тот не может заниматься изготовлением благовоний – это занятие не подходит ему, и он не приспособлен к нему.
Душа оставляет любимое ею только ради того, что она любит еще сильнее, или из страха перед тем, что для нее неприятнее потери этого любимого.
И грех порой не совершается потому, что нет того, что побуждало бы к его совершению, порой – потому что сердце занято тем, что оно любит больше, чем этот грех, порой – потому что имеются препятствия, а порой – потому что человек боится упустить то, что для него любимее этого греха.
Первый случай – это когда человек вкусил сладость веры, почувствовал ее по-настоящему и наслаждается ею, и это заменило его сердце склонность к совершению грехов.
Второй случай – это когда человек ощущает тягу к совершению греха и хочет совершить его, однако у него есть вера и он знает, что благие обещания и угрозы Аллаха истинны, и он боится, что, совершив этот грех, впадет во что-то еще более отвратительное и тяжкое.