Всевышний Аллах сказал: «От того, кто ищет иную религию помимо Ислама, это никогда не будет принято, и в Последней жизни он окажется среди потерпевших урон» (3:85).
Любовь к Аллаху, такая, при которой человек любит Аллаха больше всего остального, относится к важнейшим религиозным обязанностям, величайшим основам и опорам религии. Тот, кто любит наравне с Ним творение, совершает ширк, который не прощается человеку и который препятствует принятию деяний.
Всевышний Аллах сказал: «Среди людей есть такие, который приобщают к Аллаху равных и любят их так же, как любят Аллаха. Но те, которые уверовали, любят Аллаха сильнее» (2:165).
Человек не входит в число верующих, пока не будет истинным рабов Аллаха и не начнет любить Его Посланника больше, чем самого себя, жены, детей, родителей и всех людей вообще, причем любовь к нему есть следствие любви к Всевышнему. А что говорить о любви к Самому Всевышнему?
Всевышний сотворил джиннов и людей только для поклонения Ему, которое включает полноту любви к Нему и полноту возвеличивания Его и смирения пред Ним. И ради этого Он направил Своих посланников, ниспослал Свои писания и установил Свои законы. За это предписаны награда и наказания и для этого созданы Рай и Ад, и люди разделились на несчастных и счастливых. И как нет никого и ничего подобного Всевышнему Аллаху, так нет и любви, возвеличивания и страха, подобно любви, возвеличиванию и страху перед Ним.
Боясь творения, ты относишься к нему настороженно, и бежишь от него, а когда ты боишься Аллаха, ты чувствуешь Его близость к тебе и стремишься приблизиться к Нему (еще больше). В творениях мы боимся их несправедливости и агрессии, что же касается Всевышнего Господа, то мы боимся как раз Его справедливости и беспристрастности.
То же самое можно сказать и о любви. Любовь к творению, если это не любовь ради Аллаха, - мучения и беда для человека, и она приносит ему больше боли, чем наслаждения, и чем дальше она от Аллаха, тем сильнее причиняемые ею бол и муки.
Сюда можно добавить и то, что когда ты любишь творение, оно может отвернуться от тебя, причинить тебе зло, нарушать свою верность тебе – либо потому, что его любишь не только ты, но и еще кто-то, либо потому, что оно не любит тебя и настроено враждебно по отношению к тебе, которые для него дороже, чем ты, либо в силу каких-то иных причин.
Если же говорить о любви к Всевышнему Господу, то она совсем другая. Для сердец нет ничего любимее их Творца и Создателя, ведь Он – их Бог, Тот, Кому они поклоняются, их защитник и покровитель, их Господь, Который распоряжается ими и дарует им удел, умерщвляет их и дарует им жизнь.
Любовь к Нему – наслаждение. Она – жизнь духа, радость души, пища сердец, свет умов, отрада глаз и внутреннее процветание. Для здравого сердца, благого духа и светлого ума нет ничего слаще, приятнее, лучше и радостнее, чем любовь к Нему и ощущение близости к Нему, стремление к встрече с Ним. И сладость, которую ощущает верующий в своем сердце, благодаря этому, превосходит любую другую сладость. Наслаждение, испытываемое им благодаря этому, превыше любого другого наслаждения, а блаженство – превыше любого другого блаженства.
Один из познавших это блаженство говорил: «Поистине, бывают времена, когда мне думается: если обитатели Рая испытывают нечто подобное, то жизнь их действительно прекрасна».
А другой сказал: «Поистине, бывают времена, когда по сердцу проходит радостная дрожь от ощущения близости к Аллаху и любви к Нему».
Другой же сказал: «Бедные беспечные люди: они покидают этот мир, так и не вкусив лучшее из того, что есть в нем».
А другой сказал: «Если бы цари и сыновья царей узнали о том, что есть у нас, они набросились бы на нас с мечами, лишь бы заполучить это».
Чем сильнее любовь верующего к Аллаху, чем лучше он осознает Его красоту, чем ближе он к Нему, тем сильнее он ощущает все это. Чем полнее эта любовь, чем лучше понимание того, Кого ты любишь, и чем ближе ты к Нему, тем сильнее сладость, радость и блаженство.
Кто лучше знает Аллаха, Его имена и качества, тот больше стремится к Нему и любит Его, и кто ближе к Нему, тот ощущает в сердце своем сладость, не поддающуюся описанию, - ее можно только почувствовать. Если сердце вкусило эту сладость, то оно уже не может предпочесть любви и близости к Нему любовь и близость к кому-то другому. Чем сильнее любовь раба к Нему, тем больше он поклоняется Ему и тем он смиреннее и покорнее. Становясь Его истинным рабом, человек освобождается от всякого рабства.
Сердце не преуспеть, не исправиться, не испытать блаженства, радости и наслаждения, не обрести покой и умиротворение, кроме как посредством поклонения Господу, любви к Нему, возвращения к покорности Ему после ослушания.
Даже если бы человек мог обрести все из сотворенного, что способно приносить наслаждение, то он и тогда не смог бы обрести покой и умиротворение – напротив, все это только добавило бы его сердцу нужды и тревог.
И так продолжается до тех пор, пока оно не обретет то, для чего оно было сотворено и к чему оно было подготовлено. А оно подготовлено к тому, чтобы только Аллах был пределом его стремлений и объектом его исканий. Поистине, в нем изначально заложена потребность в Господе и Боге. Он для сердца – объект поклонения и любви, его Бог и цель, к которой оно стремится. И в нем изначально заложена потребность в Нем как в его Господе и Творце, дарующему ему удел и распоряжающемся им.