Итак, спутником души успокоившейся является ангел, а спутником души, побуждающей к скверному – шайтан.

Абуль-Ахвас передает от Ата ибн ас-Саиба от Мурры от АбдуЛлаха, что посланник Аллаха да благословит Его Аллах и приветствует сказал: «Поистине, к потомку Адама приходит то шайтан, то ангел, и шайтан приносит обещание зла и неверие в истину, а ангел – обещание блага и веру в истину. Кто обнаружит это, пусть знает, что это – от Аллаха, и восхваляет Аллаха, а кто обнаружит иное, пусть просит у Аллаха защиты от проклятого шайтана». А потом он прочитал: «Шайтан угрожает вам бедностью и велит творить мерзость» (2:268). Этот хадис приводят ат-Тирмизи, ан-Насаи и другие.

Амр передает его от Ата ибн ас-Саиба. В версии Амра имеется добавление: «Об этом хадисе мы слышали, что было сказано: мол, если кто-то из почувствовал что-то из того, что приносит с собой ангел, то пусть он благодарит Аллаха и просит у Него Его милости, если же он почувствует что-то из того, что приносит шайтан, пусть он просит у Аллаха прощения и защиты от шайтана.

См. «Ар-Рух»

ВРАЖДА ДУШИ, ПОБУЖДАЮЩЕЙ К СКВЕРНОМУ, С ДУШОЙ УСПОКОИВШЕЙСЯ

Душа, побуждающая к скверному, противостоит душе успокоившейся. Всякий раз, когда она делает добро, вторая, противоположная ей, делает зло, дабы испортить первой добро.

Когда одна приносит веру и единобожие, вторая приносит то, что противоположно вере – сомнения и лицемерие, и то, что противоположно единобожию, - придавание Аллаху сотоварищей, любовь не к Аллаху, страх не перед Ним и надежду не на Него.

И она не успокаивается до тех пор, пока не добьется, чтобы его любовь, страх и надежда по отношению не к Аллаху стали сильнее его любви к Всевышнему, страха перед Ним и надежды на Него, и то, что ради Аллаха, было у него на втором месте, а то, что ради творений, - на первом. Таково положение большинства людей.

Когда душа успокоившаяся приносит неуклонное следование Посланнику, душа, побуждающая к скверному, приносит предпочтение мнений людей и их слов откровению. И она приносит вводящие в заблуждение ложные утверждения, мешающие человеку полноценно следовать Посланнику да благословит Его Аллах и приветствует и руководствоваться его Сунной, не обращая внимания на мнения людей. И так продолжается война между этими двумя душами, и побеждает в ней та, которой Аллах дарует победу.

Когда одна приносит искренность, правдивость, упование, возвращение к покорности Ему и память о том, что Он видит и слышит нас везде и всегда, вторая приносит противоположное этому, представляя его в разных формах, и клянется Аллахом, что не желает ничего, кроме благодеяния и преуспеяния. А Аллах знает, что она лжет и что она заботится лишь о себе и следовании своим страстям.

И она вырывается из тюрьмы следования Посланнику да благословит Его Аллах и приветствует и неуклонного соблюдения Сунны к претворению к жизнь своих желаний, страстей и капризов. Клянусь Аллахом, в действительности она вырывается из простора следования Посланнику да благословит Его Аллах и приветствует и покорности ему в темницу страстей и желаний, в ее тесноту, мрак и одиночество. Она заключена в темницу в этом мире, которая в промежуточном мире будет еще теснее, а в Судный день – еще теснее.

Удивительно то, что она очаровывает разум и сердце и придает самому благородному, лучшему и великому вид порицаемого. Большинство людей остаются детьми в том, что касается их разума и мечтаний. Они так и не достигли этапа первого отлучения от привычного, не говоря уже о совершеннолетии, достигший которого отличает лучшее из двух благ и выбирает его, и худшее из двух зол и сторониться его.

Она показывает ему чистое единобожие, которое не самом деле прекраснее солнца и луны в образе наносящего ущерб и порицаемого: мол, она отбирает у великих их положение и опускает их на уровень рабов, нуждающихся, смиренных, неимущих, не имеющих ни собственной воли, ни права заступничества, кроме как с позволения Аллаха.

Это завораживающая душа внушает человеку, что это предел унижения и ущемления, и понижение их положения таким образом, что он перестает отличаться от неимущих бедняков. И их души начинают питать сильнейшее отвращение к чистому единобожию, и они говорят:

«Неужели он превратил богов в Единственного Бога? Поистине, это – нечто удивительное!» (38:5).

Она внушает ему, будто неуклонно следовать Посланнику да благословит Его Аллах и приветствует и тому, с чем он пришел, и ставить это выше, чем мнения людей, - это принижение ученых, нежелание принимать из мнение и понятое ими (из того, что пришло) от Аллаха и Его посланника. Мол, это неблаговоспитанность по отношению к нем и опережение их, и это якобы ведет к тому, что человек начинает плохо думать о них и считать их мнения правильными. Мол, как мы можем противоречить им и при этом преуспеть и найти правильное самостоятельно, без них?

И человек начинает испытывать к этому величайшее отвращение, считая, что их слова ясные и однозначные и им обязательно следовать, тогда как слова Посланника да благословит Его Аллах и приветствует - многозначны и неясны, и их нужно «накладывать» на их слова и что соответствует им, то принимать, а что не соответствует – отвергать или истолковывать или говорить: мол, только Аллах знает, что это означает. И эта обольщающая душа клянется Аллахом:

«”Мы хотели только добра и примирения”». Аллах знает, что у них в сердцах» (4:62-63).

И эта душа показывает человеку искренность в таком виде, что он начинает питать отвращение к ней. Мол, это выход из-под власти разума, озабоченного лишь мирскими благами и привыкшего льстить и подделываться, что помогает ему сохранять свое положение среди людей и добиваться своего. А если он сделает свои деяния искренними и не будет совершать их ради кого-то, кроме Аллаха, то получится, что он сторониться людей и они будут сторониться его и он возненавидит их, а они – его, будет относиться враждебно к ним, а они – к нему. Он будет идти одной дорогой, а они – другой. И он начинает испытывать к этому сильнейшее отвращение, и в лучшем случае проявляет искренность лишь в небольшой части своих деяний, которая не связана с ними, тогда как все остальные его деяния будут совершаться не ради Аллаха.

И эта душа показывает ему закят и милостыню как потерю имущества и уменьшение и истощение его. Мол, это делает его нуждающимся в людях, ставит его на один уровень с бедняком и приучает его занимать такое же место.

И эта душа показывает ему признание присущих Аллаху качеств – признаков совершенства в виде уподобления Аллаху творениям и придания Ему определенного образа. И это отвращает человека от веры в эти качества, и сам он, в свою очередь, начинает отвращать от веры в них других людей.

Наши рекомендации