Претворение сил сердца в жизнь

Каким бы свойством ни было испытано сердце, Аллах непременно устраивает для него выход и способ претворения этого свойства в жизнь.

- Для силы зависти устроен способ претворения ее в жизнь. Это состязание в совершении благих дел, белая зависть по отношению к тому, кто превзошел тебя в этом, и стремление догнать его в этом.

- Для силы высокомерия также устроен способ претворения ее в жизнь. Это высокомерие и пренебрежительное отношение к врагам Всевышнего Аллаха.

Пророк да благословит Его Аллах и приветствует сказал о том, кто горделиво выступал между рядами во время войны: «Аллах ненавидит, когда ходят вот так, во всех случаях, кроме этого». (Табарани. Кабир, 6508). Ведь Всевышний Аллах повелел сурово относиться к Его врагам.

- Для силы жадного стремления также устроен способ претворения её в жизнь. Это жадное стремление человека к тому, что приносит ему пользу. Как сказал Пророк да благословит Его Аллах и приветствует: «Стремись к тому, что приносит тебе пользу». (Муслим, 2664).

- Для силы страсти также устроен способ претворения ее в жизнь. Это женитьба на женщинах вплоть до четырех и разрешение брать наложницу.

- Для силы любви к имуществу также устроен способ претворения ее в жизнь. Это расходование его на угодное Всевышнему Аллаху и создание тем самым благих запасов для Дня воскрешения. Такая любовь к имуществу не порицается.

- Для силы любви к влиянию также устроен способ претворения ее в жизнь. Это использование этого влияния для исполнения Его велений, утверждения Его религии, помощи притесняемому, поддержки нуждающегося и слабого, а также подавления врагов Аллаха. Такая любовь к главенству и влиянию является поклонением.

- Для силы любви к развлечениям и забавам также устроен способ претворения ее в жизнь. Это игра мужчины со своей женой, а также упражнения с луком и стрелами, объездка коня и все виды развлечений, помогающих в том, что является истиной.

Таким образом, для всех сил, заложенных в человеке, устроен дозволенный способ претворения их в жизнь. Всевышний Аллах вложил эти силы в человека с благой целью по мудрости Своей, и Он не требует от человека подавлять их – от него требуется употреблять их по назначению и правильно применять.

Кто станет размышлять над этой темой и усвоит ее, тот поймет, как велика наша потребность в ее изучении и какую огромную пользу она приносит.

См. «Тибьян»

ОБЛАДАТЕЛЬ ЖИВОГО СЕРДЦА

Всевышний Аллах сказал:

«Сколько же Мы истребили до них поколений, которые превосходили их мощью! Они странствовали по земле. Но разве они могли сбежать? Поистине, в этом заключено напоминание для тех, у кого есть сердце, или кто прислушивается и присутствует при этом». (Сура 50 «Каф», аяты 36-37).

Люди делятся на три категории.

К первой относится человек, сердце которого мертво. У такого человека нет сердца, и приведенный аят не становится для него напоминанием.

Ко второй категории относится обладатель сердца живого и готового, который, однако, не прислушивается к аятам читаемым, в который Аллах сообщает о тех Своих знамениях, которые можно созерцать – либо потому, что они не доходят до него, либо потому, что они доходят до него, но сердце его при этом занято чем-то иным. Сердце его отсутствует. Относящийся к этой категории также не получает напоминания, несмотря на свою готовность и наличие сердца.

К третьей категории относится обладатель сердца живого и готового. Ему читают аяты, и он прислушивается к ним, слушая внимательно и сосредотачиваясь на них сердцем своим, не занимая себя в это время ничем, кроме понимания того, что он слышит. Он присутствует сердцем и прислушивается. Относящиеся к этой категории получают пользу от читаемых аятов и созерцаемых знамений.

Относящийся к первой категории подобен слепому, который ничего не видит.

Относящийся ко второй категории подобен зрячему, но смотрящему в другую сторону, не на то, что он должен видеть.

Она они не видят его.

А относящийся к третьей категории подобен зрячему, который сосредоточенно смотрит на то, что должен видеть, не отрывая от него взгляд свой, и смотрит на него с расстояния не слишком далекого и не слишком близкого. Он действительно видит его.

Пречист Тот, Кто сделал слова Свои исцелением для того, что в груди…

Кто-то может спросить, что, в таком случае, означает союз «или» в приведенном выше аяте?

Наши рекомендации