Освобождение сердца от ложного - непременное условие для его привязанности к аллаху

Пригодность чего-либо для того, для чего его используют, обусловлена отсутствием в нём противоположного ему. Это правило действует как в отношении объектов и предметов, так и в отношении убеждений и устремлений.

Если сердце наполнено ложным, как в том, что касается убеждений, так и в том, что касается любви, в нём не остаётся места для истинных убеждений и любви к ним. Точно так же, если язык занят бесполезными разговорами, его обладатель лишается способности произносить то, что приносит пользу — если только он не прекратит произносить ложное. Так же и остальные органы тела: если они заняты чем-то помимо покорности Аллаху, то их невозможно занять покорностью Ему до тех пор, пока они не перестанут заниматься тем, что противоположно ей.

Так же и сердце, занятое любовью не к Аллаху, стремлением и близостью не к Нему — его невозможно занять любовью к Аллаху, стремлением к Нему и Его любви и желанием встречи с Ним до тех пор, пока оно не будет освобождено от привязанности к кому-то или чему-то помимо Него. Так же невозможно заставить язык шевелиться ради поминания Аллаха, а органы тела — ради служения Ему до тех пор, пока они не будут освобождены от поминания кого-то другого и служения кому-то другому.

Когда сердце занято творениями и знанием, не приносящим пользы, то в нём не остаётся места для занятия Аллахом и познанием Его имён, качеств и постановлений.

Секрет прост: внимание сердца подобно вниманию уха. Если оно внимает не повествованию Аллаха, то оно не сможет одновременно внимать ему и понимать его. И если оно склоняется к любви не к Аллаху, в нём не остаётся склонности к любви к Нему. И когда его сердце поминает не Его, то у него не остаётся возможности поминать Его, как и в случае с языком.

Поэтому Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал в достоверном хадисе:

«Для любого из вас лучше, чтобы его чрево наполнилось гноем, который разъест его, чем чтобы оно наполнилось стихами».

Так он разъяснил, что чрево может наполниться стихами.

Оно также может наполниться сомнениями, подозрениями, выдумками, безосновательными предположениями, бесполезными знаниями, пустыми шутками, историями и так далее.

И когда сердце наполняется подобным содержанием, приходят истины Корана и знание, которое несёт ему совершенство и счастье, и не находят для себя места в сердце такого человека, и сердце это не принимает их. И они направляются в другое место, оставляя и покидая его. Точно так же когда чистосердечные наставления даются сердцу, наполненному тем, что по сути своей противоположно этим наставлениям, они не могут проникнуть в него. Оно не принимает их, и они не могут просочиться в него и, как следствие, просто проходят мимо, не задерживаясь. Поэтому и было сказано:

Сердце своё освободи от всего, кроме Нас,

Наша забота достанется каждому освобождённому,

Терпенье — тесьма, которой завязано

сокровище близости к Нам:

Кто развяжет тесьму, сокровище то заполучит...

А Аллах оказывает помощь.

См. "Фаваид"

ЗАЩИТА ОТ ШАЙТАНА

Есть средства, помогающие рабу Аллаха защититься от шайтана и уберечься от его зла. Ниже названы десять таких средств.

Первое средство: испрашивание защиты от шайтана. Аллах Всевышний сказал:

«А если тебя коснется наваждение от шайтана, то прибегай к защите Аллаха, ибо Он – Слышащий, Знающий» (41:36).

Второе средство: чтение сур «Рассвет» (аль-Фаляк) и «Люди» (ан-Нас). Это способ испрашивания у Аллаха защиты от зла шайтана, отдаление его от себя и отгораживания от него, дающий удивительный эффект.

Поэтому Посланник Аллаха да благословит Его Аллах и приветствует сказал: «Нет способа испрашивания защиты, подобного этим двум сурам» (Абу Дауд, ан-Насаи).

Посланник Аллаха да благословит Его Аллах и приветствует испрашивал у Аллаха защиты посредством этих двух сур каждый вечер перед сном и велел Укбе читать эти две суры после каждой обязательной молитвы.

Посланник Аллаха да благословит Его Аллах и приветствует сказал, что читающий эти суры вместе с сурой «Искренность» по три раза вечером и утром будет защищен от всего дурного (Абу Дауд).

Третье средство: чтение аята «аль-Курси». Абу Хурайра передает: «Однажды Посланник Аллаха да благословит Его Аллах и приветствует поручил мне хранит собранный в рамадане закят. Через некоторое время ко мне пришел какой-то человек, который принялся пригоршнями набирать себе еду. Я схватил его и сказал: «Клянусь Аллахом, я непременно отведу тебя к Посланнику Аллаха!» Он сказал: «Поистине, я нуждаюсь, у меня много детей, и я – в крайней нужде!» Тогда я отпустил его, а утром Посланник Аллаха да благословит Его Аллах и приветствует спросил меня: «О Абу Хурайра, что делал вчера твой пленник?» Я ответил: «О Посланник Аллаха, он жаловался на крайнюю нужду и на то, что у него много детей, а я пожалел его и отпустил». Посланник Аллаха да благословит Его Аллах и приветствует сказал: «Поистине, он солгал тебе, и он еще вернется». Таким образом, я заранее узнал, что он вернется, так как Посланник Аллаха да благословит Его Аллах и приветствует сказал: «Поистине, он вернется», и я стал поджидать его.

Через некоторое время он снова пришел и стал пригоршнями набирать себе еду, а я схватил его и сказал: «Поистине, я отведу тебя к Посланнику Аллаха да благословит Его Аллах и приветствует!» Он сказал: «Отпусти меня, ведь я нуждаюсь, и у меня много детей, и я больше не вернусь!» Тогда я пожалел его и отпустил, а утром Посланник Аллаха да благословит Его Аллах и приветствует спросил меня: «О Абу Хурайра, что делал твой пленник?» Я ответил: «О Посланник Аллаха, он жаловался на крайнюю нужду и на то, что у него много детей, а я пожалел его и отпустил». Посланник Аллаха да благословит Его Аллах и приветствует сказал: «Поистине, он солгал тебе, и он еще вернется».

И я стал поджидать его третьего прихода, а когда он пришел и снова принялся набирать себе еду пригоршнями, я схватил его и сказал: «Поистине, теперь-то я отведу тебя к Посланнику Аллаха да благословит Его Аллах и приветствует, потому что ты в третий раз говоришь, что не вернешься, а потом возвращаешься!» Тогда этот человек сказал: «Отпусти меня, и я научу тебя словам, которые Аллах сделает полезными для тебя!» Я спросил: «Что за слова?» Он сказал: «Когда будешь ложиться спать, читай аят «аль-Курси»: «Аллах – нет (истинного) божества, кроме Него, Живого, Вседержителя…» от начала и до конца, и с тобой всегда будет находиться хранитель от Аллаха, а шайтан не сможет приблизиться к тебе, пока ты не проснешься утром!» - и я отпустил его.

А утром Посланник Аллаха да благословит Его Аллах и приветствует спросил меня: «Что делал вчера твой пленник?» Я ответил: «О Посланник Аллаха, он сказал, что научит меня таким словам, которые Аллах сделает полезными для меня, и я отпустил его». Посланник Аллаха да благословит Его Аллах и приветствует спросил: «Что же это за слова?» Я ответил: «Он сказал мне: «Когда будешь ложиться спать, прочитай от начала и до конца аят «аль-Курси»: «Аллах – нет (истинного) божества, кроме Него, Живого, Вседержителя…», и еще сказал мне: «С тобой всегда будет хранитель от Аллаха, а шайтан не сможет приблизиться к тебе, пока ты не проснешься утром!» А они больше всего стремились к благу. Посланник Аллаха да благословит Его Аллах и приветствует сказал: «Он действительно сказал тебе правду, несмотря на то, что он – отъявленный лжец! Известно ли тебе, с кем ты разговаривал в эти три ночи, о Абу Хурайра?» Я сказал: «Нет». Посланник Аллаха да благословит Его Аллах и приветствует сказал: «Это – шайтан». (Аль-Бухари, 2311).

Четвертое средство: чтение суры «Корова». Сахль ибн АбдуЛлах передает от Абу Хурайры достоверный хадис о том, что Посланник Аллаха да благословит Его Аллах и приветствует сказал: «Не превращайте свои дома в могилы, и поистине, шайтан не входит в дом, в котором читается сура «Корова» (Муслим, ат-Тирмизи).

Пятое средство: чтение последних аятов суры «Корова». Абу Муса передает, что Посланник Аллаха да благословит Его Аллах и приветствует сказал: «Для того, кто прочитает на ночь два аята суры «Корова», они будут достаточной защитой» (аль-Бухари, 5010; Муслим, 807).

И ан-Нуман ибн Башир передает, что Посланник Аллаха да благословит Его Аллах и приветствует сказал: «Поистине, Аллах записал нечто за две тысячи лет до сотворения небес и земли, и ниспослал оттуда два аята, завершив ими суру «Корова», и если в доме они читаются три ночи, то шайтан не приблизится к нему» (ат-Тирмизи).

Шестое средство: чтение начала суры «Прощающий» (первых трех аятов) вместе с аятом «аль-Курси». Ат-Тирмизи приводит хадис Абдур-Рахмана ибн Абу Бакра ибн Абу Муляйки от Зурары ибн Мусаба от Абу Салямы: от Абу Хурайры передается, что Посланник Аллаха да благословит Его Аллах и приветствует сказал, что того, кто прочитает эти аяты вместе с аятом «аль-Курси» утром, Аллах будет оберегать до вечера, а того, кто прочитает их утром, Аллах будет оберегать до утра.

Хотя ученые критиковали Абдур-Рахмана аль-Муляйки как передатчика, есть другие хадисы, подтверждающие этот, о чтении аята «аль-Курси», так что хадис может быть принят, несмотря на то, что относится к категории редких (гариб).

Седьмое средство: слова «Нет (истинного) божества, кроме Одного лишь Аллаха, у Которого нет сотоварищей, Ему принадлежит власть и Ему хвала, и Он все может». Абу Хурайра передает, что Посланник Аллаха да благословит Его Аллах и приветствует сказал: «Тот, кто сто раз в день скажет: «Нет (истинного) божества, кроме Одного лишь Аллаха, у Которого нет сотоварищей, Ему принадлежит власть и Ему хвала, и Он все может», получит такую же награду, какая полагается за освобождение десяти рабов, и запишется ему совершение ста добрых дел, и будут стерты записи о ста его дурных делах, и послужат они ему защитой от шайтана на этот день до самого вечера, и никто не сможет сделать ничего лучше того, что сделал он, кроме такого человека, который сделает еще больше» (аль-Бухари, 3293; Муслим, 2691).

Наши рекомендации