Степени зависти и одно из лекарств от нее
Поразмышляйте над тем, как Аллах сказал о зле завистника в суре «Аль-Фаляк»: «Когда он завидует». Потому что бывает, что у человека есть зависть, но он скрывает ее и она не подталкивает его наносить кому-то обиды – ни сердцем, ни языком, ни руками. Он просто обнаруживает ее в сердце своем, но продолжает относиться к брату своему так, как это угодно Аллаху. Это испытывает почти каждый, за исключением тех, кого Аллах уберег от этого.
Аль-Хасана аль-Басри спросили: «Завидует ли верующий?» Он ответил: «Неужели ты забыл братьев Юсуфа?»
Бывает, что в сердце человека есть эта сила, но он не подчиняется ей и не поступает согласно ей, но ослушивается ее, будучи покорным Аллаху, из страха и стыда перед Ним, возвеличивая Его и не позволяя себе питать отвращение к милостям, которыми Он одаривает Своих рабов, считая это противоречием Аллаху, ненавистью к тому, что любит Аллах, и любовью к тому, что Он ненавидит. Он борется с собственной душой, подавляя это чувство, и обязывая себя обращаться к Аллаху с благими мольбами за того, кому он завидует, и испрашивать для него еще большего блага. Такой человек отличается от того, кто претворяет свою зависть в жизнь и обижает того, кому завидует, сердцем, языком или руками. Это порицаемая зависть есть желание, чтобы другой лишился каких-то благ.
Есть три степени зависти.
Первая степень описана выше.
Вторая степень: желание, чтобы другой и дальше оставался без благ. Завидующий такой завистью не желает, чтобы Аллах одаривал Своего раба благом, а желает ему оставаться в прежнем положении – невежественным, бедным, слабым, с сердцем, отдалившимся от Аллаха, и слабой верой. Он желает, чтобы другой человек продолжал находиться в таком состоянии, сохраняя свои изъяны и пороки. Такой человек завидует тому, чего еще нет, тогда как первый завидует тому, что уже осуществилось. Оба таких завистника – враги милостей Аллаха и Его рабов, ненавистные для Аллаха и для людей. Таких не избирают предводителями и не помогают им, потому что люди избирают предводителями лишь тех, кто желает им блага.
Что же касается врагов приходящих к ним милостей Аллаха, то люди никогда не изберут такого своим предводителем добровольно – только против воли, и даже после этого они будут считать его бедой и испытанием, которому подверг их Аллах. Они ненавидят его, и он ненавидит их.
Третья степень зависти: белая зависть. Это желание иметь такое же благо, как у другого. Но при этом человек не желает, чтобы тот, кому он завидует, лишился этого блага. В этом чувстве нет ничего страшного, и испытывающий его не заслуживает порицания. Это близко к состязанию, а Всевышний Аллах сказал:
«В этом пусть состязаются состязающиеся» (83:26).
А в достоверном хадисе Пророк да благословит Его Аллах и приветствует сказал: «Не следует завидовать никому, кроме двоих. Это человек, которого Аллах наделил богатством и дал ему возможность расходовать его правильно; и человек, которого Аллах наделил мудростью и он судит согласно ей и обучает ей людей».
Это белая зависть, к которой человека побуждает величие души его, и любовь к благу, и желание быть похожим на обладающих им и войти в их число, причем ему хочется быть впереди, во главе, а не замыкать их процессию. Это стремление заставляет его состязаться и соревноваться с людьми и при этом продолжать любить тех, кому он завидует, и желает, чтобы милости, дарованные им Аллахом, оставались при них. Это чувство не имеет ничего общего с завистью, упомянутой в аяте.
Эта сура относится к числу наилучших лекарств для того, кому завидуют, потому что она содержит в себе упование на Аллаха, обращение к Нему за защитой, испрашивание у Него защиты от зла завидующего благу. Он просит у Обладателя и Покровителя этих благ. Человек как будто говорит: «О Тот, Кто одарил меня Своими милостями и послал мне их! Я прошу у Тебя защиты от того, кто желает отобрать их у меня и лишить меня их!»
А Его достаточно тому, кто уповает на Него и ищет у Него защиты. Он Тот, Кто прогоняет страх боящегося, защищает того, кто просит у Него защиты, и Он – прекрасный Покровитель и прекрасный Помощник. И кто избирает Его своим покровителем, просит у Него помощи, уповает на Него и полностью предается Ему, тому Он покровительствует, защищает и оберегает его, и кто боится Его, того Он избавляет от того, чего он опасается и остерегается, и дарует ему все полезное, в чем он нуждается:
«Тому, кто боится Аллаха, Он создает выход из положения и наделяет его уделом оттуда, откуда он даже не предполагает. Тому, кто уповает на Аллаха, достаточно Его» (65:2-3).
И не считай, что помощь, удел и благополучие от Аллаха слишком задерживаются. Поистине, Всевышний Аллах доводит до конца предопределенное Им, и Аллах установил для каждой вещи свой срок, и случается все только в срок, не раньше и не позже. А тому, кто не боится Его, Он внушает страх перед всем, и человек боится чего-то помимо Аллаха только потому, что он недостаточно боится Аллаха.
Всевышний Аллах сказал: «Когда ты читаешь Коран, то проси защиты от изгнанного и побиваемого шайтана у Аллаха. Поистине. Он не властен над теми, которые уверовали и уповают только на своего Господа. Ему подвластны только те, которые считают его (шайтана) своим помощником и покровителем и которые приобщают к Нему сотоварищей» (16:98-100).