Первый том посвящён деяниям сердец.

Деяния сердца - дух и суть поклонения, и если деяния органов тела лишены этого духа, то человек словно мёртв. Цель всех деянии - праведность сердца, его совершенство и его поклонение Господу. Сердце знает Аллаха‚ оно стремится к Нему, оно любит Его, и оно -обитель веры и знания. Именно к сердцу обращено послание Всевышнего, к сердцам направлены посланники. Органы тела следуют за сердцем, и проявления покорности либо ослушания Аллаха, совершаемые ими, исходят от сердца. Здравое сердце - это сердце, избегающее любых форм придавания Аллаху сотоварищей, так что его поклонение обращено исключительно к Всевышнему.

Автор раскрывает тему с присущим ему мастерством - недаром его так часто называют врачевателем сердец.

ГЛАВА ПЕРВАЯ

Важность деяний сердца

ВАЖНОСТЬ ПОКЛОНЕНИЯ СЕРДЦЕМ

Раб Аллаха должен поклоняться Ему поклонением внутренним (скрытым) и внешним (явным). Он обязан поклоняться Ему и сердцем, и языком, и другими органами тела. Однако поклонение внешнее при отсутствии истинного внутреннего поклонения относится к тому, что не приближает человека к его Господу, не приносит ему награды и не влечет за собой принятия его деяний. Цель ведь заключается в том, чтобы испытать сердца, дабы человек обнаружил свою внутреннюю сущность.

Деяния сердца - дух и суть поклонения, и если деяния органов тела лишены этого духа, то они подобны мертвому телу, лишенному духа. Намерение - это деяние сердца, которое является царем для остальных органов тела, и именно сердцу адресованы величие и запреты. Так как может быть снята обязанность с него и засчитано исполнение этой обязанности его паствой, его воинством, его последователями? Ведь на них наложены обязанности ради него, ради его праведности. Разве допустить это не значит поставить все с ног на голову и вывернуть действительность наизнанку?

Цель всех деяний, внешних и внутренних, - праведность сердца, его совершенство и его поклонение его Господу, Покровителю и Богу. И образцовое осуществление этого - служение и поклонение его и его воинства его Богу и Господу. А если оно посылает свое воинство, свою паству вместо себя, а само уклоняется от служения и поклонения Господу, то такое служение заслуживает быть отвергнутым и вызывает лишь ненависть. Это очень тонкий пример.

Разве деяния, лишенные деяний сердца, не есть пустые движения, за которые в любом случае, не будет ни награды, ни наказания?

Некоторые уделявшие много внимания сердцу, увидев путь этих (пренебрегших деяниями сердца), отклонились от него и целиком сосредоточились на поклонении сердцем и при этом полностью пренебрегли поклонением органами тела. Они сказали: мол, требуется истинное служение сердцем, а органы тела следуют за ним. Это две крайности: одни пренебрегли поклонением органами тела, из-за чего их поклонение сердцем испортилось, а те пренебрегли поклонением сердцем, из-за чего испортилось их поклонение органами тела.

А верующие, знающие Аллаха и Его веления, поклоняются Ему истинным поклонением, внешним и внутренним. Они посвятили сердца свои служению Ему и сделали так, чтобы органы их тела следовали за их сердцами. Таким образом, они сделали так, что и царь, и его воинство служат Богу. А это и есть истинное поклонение.

Мы знаем, что именно эту цель преследовал Господь, направляя посланников, ниспосылая Писания и устанавливая законы, и утверждение настаивающего на том, что это поклонение осуществляется и без поклонения сердцем, относится к числу самых ложных и скверных утверждений... А Аллах помогает следовать правильным путем.

Размышляющий о Шариате и его источниках непременно замечает связь между деяниями органов тела и деяниями сердца и понимает, что первые бесполезны, если нет вторых, и что деяния сердца обязательнее деяний органов тела. Разве верующий и лицемер отличаются друг от друга не деяниями сердца каждого из них? И разве может кто-то войти в Ислам, не предварив деяния органов тела деяниями сердца?

Поклонение сердцем важнее и существеннее поклонения органами тела и оно более постоянное. Ведь оно обязательно всегда, в любое время. Поэтому вера - постоянная обязанность сердца, а ислам - обязанность органов тела, исполнять которую им приписывается время от времени. Колесница веры - сердце, а колесница ислама - органы тела.

Наши рекомендации