Государь и патриарх. Субординация отношений государя и патриарха.

Сделаем небольшое отступление в рамках излагаемой здесь доктрины соборности относительно сравнения власти патриаршей и власти царской. Хотя даже на соборном суде 1666 г. над патриархом Никоном вселенским разумом церкви было утверждено первенство царя над патриархом, что и было закреплено соборным разумом и соборным постановлением.
Итак. Патриарх – это первый по чести епископ, права и полномочия которого регламентируются Апостольскими правилами, которые четко ограничивают власть и полномочия патриарха только его собственной епископской епархией. Патриарх даже не имеет права вмешиваться в дела другой епархии, а уполномочен только разрешать споры между епископами и решать вопросы, превышающие полномочия отдельного епископа, а также вести собрания епископов и председательствовать на церковном суде. Распространяется ли власть патриарха на всю страну, а правильнее сказать на все царство? Учитывая еще тот непреложный факт, что в царство входят также инославные народы и области с инославными верующими? Признают ли инославные верующие русского патриарха своим лидером? Нет? Удивительно, как при таком ограничении власти патриарха размером одной патриаршей епархии можно претендовать на преимущество над помазанником Божьим? Кстати, местонахождение патриаршей епархии полностью зависит от желания царя, так как царь определяет какой из городов его царства будет столицей, а патриаршая епархия может быть только в столичном граде, Царь, определяя местонахождение столицы, определяет местонахождение патриаршей епархии. Рассмотрим также вопрос: а что же во что входит, церковь ли входит в государство, или государство входит в церковь? Если государство входит в церковь, то все граждане государства должны быть одновременно и членами церкви, а это невозможно по причине вхождения в состав государства инославных народов. Если государство входит в церковь, то размеры государства должны быть ограничены размерами церкви и никак иначе, другими словами в таком случае никаких инославных народов в составе такого государства быть не может. А раз это невозможно, раз государство гораздо шире и больше размеров церкви, то не государство входит в церковь, а церковь входит в государство.

да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных.
(Матф.5:45)

Государь своей царской властью подобен Богу, ибо власть его распространяется и на членов православной церкви и на инославных, на всех в равной степени распространяется и власть государева и защита его и благодать его, на верного и на неверного, на доброго и на злого, на православного и на мусульманина, на католика и на буддиста. Все народы и все вероисповедания переданы Богом под власть помазанника Божьего, чтобы направлять их пути к спасению и к истинной вере. Таким образом, православный царь выглядит как соборный отец всех народов своего государства, не зависимо от вероисповедания и принадлежности к православной церкви. Царь – отец всех народов государства.

1 Бог стал в сонме богов; среди богов произнес суд:
2 доколе будете вы судить неправедно и оказывать лицеприятие нечестивым?
3 Давайте суд бедному и сироте; угнетенному и нищему оказывайте справедливость;
4 избавляйте бедного и нищего; исторгайте его из руки нечестивых.
5 Не знают, не разумеют, во тьме ходят; все основания земли колеблются.
6 Я сказал: вы - боги, и сыны Всевышнего - все вы;
7 но вы умрете, как человеки, и падете, как всякий из князей.
8 Восстань, Боже, суди землю, ибо Ты наследуешь все народы.
(Пс.81:1-8)

Патриарх, в силу своего служения и призвания никак не может быть отцом всех народов государства. Если православный патриарх провозгласит себя отцом инославных, то тем самым он осквернит чистоту православной веры, признав права инославных, ложно верующих в Бога, на спасение души, не смотря на их зловерие. И это ограничение не позволяет патриарху выйти за рамки церкви, не позволяет признавать права на равноправие в вере для инославных, так как признание такого равноправия в вере уничижает истину и уничижает Бога, оскверняет веру и губит душу.

Таким образом, понятно, что государство больше церкви и государь выше патриарха, что и закреплено православными канонами, которые дают власть государю единолично поставлять епископов на кафедры и снимать епископов с кафедр, единолично лишать епископов сана, судить епископов, назначать и снимать патриарха. Также государь, как помазанник Божий, не подсуден суду людскому, а ответственен в своих действиях только перед Самим Богом.

Не оставим в стороне и такой щекотливый момент как то кто кого содержит? Церковь ли содержит государство, или государство содержит церковь? Не мудрствуя лукаво, отметим, что государство содержит церковь, безвозмездно отдавая часть своих благ и ресурсов церкви, которая не производит никаких материальных благ для пользы государства и не обеспечивает государство финансово. Наоборот, именно государство финансово и материально помогает православной церкви, постоянно откликаясь на ее потребности. Откуда такая черная черствость и неблагодарность современных клириков по отношению к государству? Откуда взялось предположение, выросшее в утверждение, что церковь должна быть отделена от государства? Известно откуда. От врага рода человеческого, от дьявола. А поддерживают это утверждение те клирики, которые совершенно не понимают что такое соборность, хотя ежедневно повторяют Символ православной веры, никак не вдумываясь в смысл содержания фразы: верую в едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.


Что же такое соборность в православном государстве?

Соборность в православном государстве можно сравнить с образом, где государство – это тело, а православная церковь – это душа. Как можно разделить тело и душу? Только в смерти. Только в том случае, если желать смерти телу, можно стремиться отделить душу от тела и утверждать что это благо есть, когда душа живет отдельно, а тело отдельно от души. Но, как известно, ни тело не может жить отдельно от души, ни душа не может жить отдельно от тела в земной жизни, если не призовет ее Господь. Тело без души есть зомби, а душа без тела есть призрак, и то и другое есть неполноценность.

Таким образом, тело и душа в земной жизни полноценны только совместно, как государство и церковь в земной жизни полноценны только совместно. Государство есть физическая ограда и защита церкви от физических угроз и врагов, а церковь есть духовная ограда и защита государства от духовных и душевных врагов. Это есть София и Соборность государства и церкви.

Наши рекомендации