Отзывы Епископа Феофана Затворника о графе Толстом и о его лжеучении

6-го января 1894 года тихо почил о Господе великий подвиж­ник нашего времени святитель Феофан, преисполненный ревности о Боге и высоких дарований духовных. 28 лет провел он в затворе, никого к себе не принимая, и однако душу челове­ческую знал он так, как только возможно знать ее ограничен­ному разуму человеческому. Все время своего затвора он напол­нял трудами писания на пользу ближних своих. От святителя Феофана досталось миру богатое наследство — его многочис­ленные творения, свидетельствующие о его высокой душе, о его разностороннем просвещении, о богатых умственных даро­ваниях, отличающиеся глубиною и ясностью мысли и сладо­стью назидания. Все, метущиеся умом и смущаемые совестью, черпали из богатого кладезя его духа себе умиротворение, разъяснение и назидание. Святитель живо отзывался на все явления жизни и старался всеми силами остановить зло и предупредить людей не поддаваться влиянию этого зла. Не могло, конечно, ускользнуть от внимания святителя появление богохульного лжеучения еретика и безбожника Льва Толстого. Епископ Феофан считал это зло тем опаснее, что оно причи­няет непоправимый вред душе человека, умерщвляет ее, губит для будущей блаженной жизни. Святитель доставал рукописи Толстого, вникал в них и составил как о самом Толстом, так и о его измышлениях ясное представление, какое и сообщал разным лицам в своих письмах. Так как большинству еще не­знакомы дивные творения великого святителя, то, разумеется, неизвестны и те отзывы, какие делал святитель о Толстом и его ересеучении. Посему считаем необходимым привести ниже

эти отзывы, так как, к глубокому сожалению, находятся в на­стоящее время люди, которые числятся православными и в то же время стараются изо всех сил возвести Толстого на степень „пророка", „нового святого" и „праведника".

Отзыв святителя, такого святого знатока души человеческой, такого высокопросвещенного, даже в смысле научном, человека (он знал несколько иностранных языков и его библиотека бо­лее чем на половину состоит из иностранных книг), — отзыв, говорим, такого мужа о лжеучении графа Толстого для право­славных особенно должен быть авторитетен: в нем они должны видеть предостережение и как бы грозный окрик голоса самой церкви... Пусть этот окрик резок, силен, но этого требует самое положение дела, этого требует наша легкомысленная ветрен- ность в вопросах, веры с какою мы встречаем всякого хулителя церкви... Послушаем же, что пишет святитель-подвижник.

„Изумляет меня", — пишет святитель, — „речь вашего сына о Льве Толстом. Этот Лев до 1881 года был безбожник. Тут надумал взяться за веру и попал в глубины сатанины: св. Троицы не исповедует; о Боге самое нелепое понятие; Го­сподь Спаситель — простой сын человеческий; церковь ху­лит; ни молитвы, ни таинств и ничего церковного не нужно; и будущей жизни нет... От таких диких учений чего доброго ожидать? В нравственных правилах нет худого, но и доброго мало... Без веры как жить доброй жизнью?"

„Какие сочинения Толстого... разумеет ваш сын? До 1881 г. писал только романы. А с того времени написал Евангелие, которое есть искажение истинного Евангелия; написал: В чем моя вера? И тут все свои бредни поместил... Все бездо­казательно... врет на чем свет стоит; написал исповедь, как он скверно жил, как дошел до отчаяния и как уверовал во что- то, но совсем не в истину Божию...

Есть и еще что-то у него. Всюду бредни самые безалабер­ные... Не берите их в руки... Уж нет ли этих сочинений у ваше­го сына?!... Яд настоящий для молодежи".

„Слышали ли вы про статьи графа Льва Толстого? Они все разрушительного свойства — для веры, церкви и отечества".

Они секретно распространяются, литографированные за границей. У меня теперь — его Евангелие и статья „В чем моя вера“. Первое есть полное искажение настоящего Евангелия. А вторая — ужас!.. Отрицание всех догматов, и все во имя уче­ния Христа. А у него и Христос — не истинный наш Господь Спаситель, а что-то туманное. Ни Троицы, ни воплощения, ни воскресения, ни бессмертия. Жизнь наша здесь начинает­ся и кончается".

„Теперь слышу, что у него также тайком распространяются еще две статьи: „Критика догматов церкви" и „В чем моя вера..."

„Тут-то, вишь, сокровища премудрости изрыгнуты... хулы на церковь Божию, на св. отцев и даже на Апостолов!., кои все будто суть исказите л и учения Христова... Сам же он не верит ни в Святую Троицу, ни в Воплощенное домостроительство, ни в силу таинств... Сын Человеческий у него — то разум всечелове­ческий, то сущность человечества. Есть ли Бог — не видно. Но о начале жизни поминает. Так вот какие сласти! Рукописи тай­ком распространяются среди университетов. Верно и в Киеве есть... Как будущей жизни нет у него, а люди продолжают жить только в потомстве, то вся забота у него — составить программу счастья на земле. Внемлите. Се, пункты: г) не противься злу: пусть бьют, режут, грабят — молчи и терпи; 2) суды не нужны; 3) ни полиции, ни жандармов, ни войска... Все это насиловате- ли свободы; 4) с женой не разводись, хоть она и неверна. Брака у него тоже — нет; 5) война богопротивна — и войска не нужно. Пункты заимствованы из 5 гл. Матф., где Господь говорит в на­горной беседе „вам сказано... а Я говорю".

„Радуйтесь российские люди! Зло потихоньку расходится. Уродливый план осчастливления не привьется, а все пункты неверия не останутся без последователей.

Пишут мне: «Студенты Московского университета напере­хват читают все сие и начитаться не могут». Не страшно ли это?!

Какие это глупые студенты, что верят Л. Толстому, кото­рый ни во что не верит. У него нет ни Бога, ни души и ничего святого. Он пишет глупости только для того, чтобы смутить верующих, и все криво толкует. На войнах и воинах часто

видимое Бог являл благословение, и в ветхом и в новом заве­те. А у нас сколько князей прославлены мощами?.. Кои однако ж воевали. В Киевопечерской Лавре в пещерах есть мощи вои­нов. Воюют по любви к своим, чтобы они не подверглись пле­ну и насилиям вражеским. Что делали французы в России?.. И как было не воевать с ними... Ужели и о поклонении ико­нам колеблется их верование? Уж это ни на что не похоже... К таковым будьте безжалостны — не разрешайте на исповеди, если Не обещают изменить свои мысли“.

„Атеисты... толстовщина! Где же это? Неужели около вас теперь в деревне? Господи помилуй! Этот Толстой, у которо­го в писаниях один бред, имеет последователей? Верно, Русь православная совсем оглупела. У него души нет, Бога нет, нет и другой жизни. Он не стыдясь изрыгает хулы на Божию Матерь, на Спасителя и всю веру православную. Дерзнул и новое еван­гелие составить несогласное с настоящим и через то подпал под анафему апостольскую. Тексты цитируются по истинно­му Евангелию, а самые тексты иное говорят... подделыватель. Из всех наших пустословов он самый пустой и зловредный... Настоящий сын сатанин. Спаси Господи от него!..“

„Вы помянули, что многие переходят в иную веру, начитав­шись сочинения Толстого. Диво! У этого Льва никакой веры нет. У него нет Бога, нет души, нет будущей жизни, а Господь Иисус Христос — простой человек. В его писаниях — хула на Бога, на Христа Господа, на св. церковь и ее таинства. Он разрушитель царства истины, враг Божий, слуга сатанин; как написал сам святой Апостол Павел волхву Еллину, противевшемуся его про­поведи на острове Кипре (Деян. 13, 8-ю). Этот бесов сын дерз­нул написать новое евангелие, которое есть искажение Еванге­лия истинного. И за это он есть проклятый апостольским про­клятием. Апостол святой Павел написал: „Кто новое Евангелие будет проповедовать да будет проклят, анафема" (Галл. 1, 8). И чтобы все это затвердили добре, в другой раз это подтвер­дил... (ст. 9) В евангелии богохульника сего цитаты похожи на наши, например: Иоан. гл. 1, ст. 1, а сам текст — другой. Посему он есть подделыватель бесчестный, лгун, обманщик.

Если дойдет до вас какая-либо из его бредней, с отвращени­ем отвергайте... В наших духовных журналах он разобран до последних косточек, всесторонне обличен в безумии и злоумии. Но журналы духовные кто читает? А тетрадки Толстого ходят по рукам секретно и секретно распространяют ложь".

Таким образом со всяким тщанием берегитесь, православ­ные верующие люди, того страшного яда, который преподно­сится вам в богохульных сочинениях безбожника Льва Толстого. Не берите его сочинений в руки, не читайте их, не знакомьтесь с ними, не интересуйтесь ими, чтобы ваш ум и сердце не омра­чались его безумными мыслями и словами. Как нельзя пройти по грязи, чтобы не запачкаться, так точно нельзя и знакомиться с писаниями дурного направления без того, чтобы хоть какая- нибудь малая доля из них не запала в душу или в память и по­том иногда не тревожила спокойного течения добрых мыслей. Нет ничего легче, как перенять что-либо худое. И мы посто­янно замечаем, что часто не в состоянии бываем последовать чьим-либо добродетелям, но очень быстро и легко усваиваем недостатки наших ближних. Нас почти не тянет читать книги духовного содержания, нам тяжело взять даже самую дорогую для христианина книгу — св. Евангелие, и питать ею душу, а все, что пишется против, христианской религии и нравственно­сти против православной церкви и ее установлений привлекает легкомысленных, и они набрасываются на клеветы и хулы и с жадностью поглощают их, проникаются ими и затем во всеус­лышание повторяют их. Не так дым и смрадное испарение ест глаза, как дурное направление книги уязвляет душу человека и часто вытравляет последнюю каплю веры в сердце. Если по­садить доброе растение среди терния и волчцев, то последние заглушат доброе растение, и оно погибнет и не принесет плода, так точно и религиозное чувство подавляется чтением ерети­ческих и богохульных произведений. А писания противника Христа Спасителя — еретика Льва Толстого — именно и полны страшными хулами и поношениями всего святого, причем все его нападки на православную веру совершенно бездоказатель­ны и для серьезного ума не могут быть основательными.

У нас, православные, есть что читать. Много пишется и пе­чатается хороших, добрых книг, где есть чему поучиться, где можно почерпнуть правильные сведения о Боге и о вере пра­вославной, о церкви-матери нашей и о ее установлениях.

Возьмите, например, дивные творения святителя Феофа­на „Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться" или „Путь ко спасению", или его письма, внимательно прочитайте их, вникните в них, и вы сами заметите, какая благодать Духа Божия веет в них, как сладко и полезно читать их. Святитель Феофан, как и отец Иоанн Кронштадтский, как и прочие пра­ведные и святые люди не только учили, но и творили, сами опытно проводили в жизнь учение Христа Спасителя. Поэто­му слово их сильно и действенно. Они своею жизнью доказали приложимость к человеческой жизни всего учения христиан­ского и возможность полную со стороны человека осуществить заветы Христовы лишь бы только человек решился идти по стопам Христа Спасителя.

Святитель Феофан, как и отец Иоанн Кронштадтский, как и другие праведные и святые люди, возложивши на себя иго Христово, познали истину и правый путь, и потому им не было нужды „искать Бога" вне христианства, отрицать церковь и вы­рабатывать новую веру, подделываясь под телесное начало в человеке и выбирая из разных религий то, что льстит этому на­чалу. Чем больше они жили, тем они яснее и глубже понимали, что вне церкви нет спасения, что только в одной православной вере заключается спасительная благодать, подаваемая верую­щим через Св. Таинства. Поэтому они дорожили этим сокрови­щем и всем внушали беречь его как зеницу ока, чтобы, потеряв его, не блуждать во тьме и не потонуть в водах вольнодумства, суеверия, безбожия, отчаяния, как случилось это с Львом Тол­стым. В наступившее тяжелое время, когда на единую святую веру православную ополчились все силы ада, когда с легкой руки богохульника Толстого стали хулить и те, которые ниче­го не признают, ни во что не веруют и не знают самого учения церкви, когда люди как бы просеиваются, чтобы пшеница отде­лилась от плевел, теперь придите все верные, сплотимся около

матери нашей — церкви православной, прильнем к ее святому лону, постоим за нее „даже до смерти“, не устыдимся исповедо­вать Сладчайшего Иисуса, чтобы и Он не постыдился нас пе­ред святыми Ангелами, когда придет судить живых и мертвых. Пусть другие чествуют Толстого, в сущности не зная за что, а мы убоимся его страшной нераскаянной кончины, его не только не христианского, но даже и не человеческого погребения, потому что и язычника хоронят с религиозными обрядами, а тут за­копали его просто, как „зеленую палочку" и ознаменовали его смерть скандалами, кощунством и всякого рода бесчинствами. Горячо станем просить Бога, Его пречистую Матерь и всех свя­тых Божиих, чтобы они укрепили нас в правой вере, сделали нас мужественными и стойкими и обратили на истинный путь всех увлекшихся вольнодумством, отступивших от православ­ной веры и ослепленных погибельными ересями.

Христе, Свете истинный! отверзи очи ума нашего, да раз­умеем Отца Твоего и Тебя Спасителя нашего и Духа Святого, просвещающего и освещающего тварь.

Отзывы святителя заимствованы из его писем, изданных Афонским Пантелеимоновским монастырем.

Белев, 1910 г.

Наши рекомендации