Отзывы Епископа Феофана Затворника о графе Толстом и о его лжеучении
6-го января 1894 года тихо почил о Господе великий подвижник нашего времени святитель Феофан, преисполненный ревности о Боге и высоких дарований духовных. 28 лет провел он в затворе, никого к себе не принимая, и однако душу человеческую знал он так, как только возможно знать ее ограниченному разуму человеческому. Все время своего затвора он наполнял трудами писания на пользу ближних своих. От святителя Феофана досталось миру богатое наследство — его многочисленные творения, свидетельствующие о его высокой душе, о его разностороннем просвещении, о богатых умственных дарованиях, отличающиеся глубиною и ясностью мысли и сладостью назидания. Все, метущиеся умом и смущаемые совестью, черпали из богатого кладезя его духа себе умиротворение, разъяснение и назидание. Святитель живо отзывался на все явления жизни и старался всеми силами остановить зло и предупредить людей не поддаваться влиянию этого зла. Не могло, конечно, ускользнуть от внимания святителя появление богохульного лжеучения еретика и безбожника Льва Толстого. Епископ Феофан считал это зло тем опаснее, что оно причиняет непоправимый вред душе человека, умерщвляет ее, губит для будущей блаженной жизни. Святитель доставал рукописи Толстого, вникал в них и составил как о самом Толстом, так и о его измышлениях ясное представление, какое и сообщал разным лицам в своих письмах. Так как большинству еще незнакомы дивные творения великого святителя, то, разумеется, неизвестны и те отзывы, какие делал святитель о Толстом и его ересеучении. Посему считаем необходимым привести ниже
эти отзывы, так как, к глубокому сожалению, находятся в настоящее время люди, которые числятся православными и в то же время стараются изо всех сил возвести Толстого на степень „пророка", „нового святого" и „праведника".
Отзыв святителя, такого святого знатока души человеческой, такого высокопросвещенного, даже в смысле научном, человека (он знал несколько иностранных языков и его библиотека более чем на половину состоит из иностранных книг), — отзыв, говорим, такого мужа о лжеучении графа Толстого для православных особенно должен быть авторитетен: в нем они должны видеть предостережение и как бы грозный окрик голоса самой церкви... Пусть этот окрик резок, силен, но этого требует самое положение дела, этого требует наша легкомысленная ветрен- ность в вопросах, веры с какою мы встречаем всякого хулителя церкви... Послушаем же, что пишет святитель-подвижник.
„Изумляет меня", — пишет святитель, — „речь вашего сына о Льве Толстом. Этот Лев до 1881 года был безбожник. Тут надумал взяться за веру и попал в глубины сатанины: св. Троицы не исповедует; о Боге самое нелепое понятие; Господь Спаситель — простой сын человеческий; церковь хулит; ни молитвы, ни таинств и ничего церковного не нужно; и будущей жизни нет... От таких диких учений чего доброго ожидать? В нравственных правилах нет худого, но и доброго мало... Без веры как жить доброй жизнью?"
„Какие сочинения Толстого... разумеет ваш сын? До 1881 г. писал только романы. А с того времени написал Евангелие, которое есть искажение истинного Евангелия; написал: В чем моя вера? И тут все свои бредни поместил... Все бездоказательно... врет на чем свет стоит; написал исповедь, как он скверно жил, как дошел до отчаяния и как уверовал во что- то, но совсем не в истину Божию...
Есть и еще что-то у него. Всюду бредни самые безалаберные... Не берите их в руки... Уж нет ли этих сочинений у вашего сына?!... Яд настоящий для молодежи".
„Слышали ли вы про статьи графа Льва Толстого? Они все разрушительного свойства — для веры, церкви и отечества".
Они секретно распространяются, литографированные за границей. У меня теперь — его Евангелие и статья „В чем моя вера“. Первое есть полное искажение настоящего Евангелия. А вторая — ужас!.. Отрицание всех догматов, и все во имя учения Христа. А у него и Христос — не истинный наш Господь Спаситель, а что-то туманное. Ни Троицы, ни воплощения, ни воскресения, ни бессмертия. Жизнь наша здесь начинается и кончается".
„Теперь слышу, что у него также тайком распространяются еще две статьи: „Критика догматов церкви" и „В чем моя вера..."
„Тут-то, вишь, сокровища премудрости изрыгнуты... хулы на церковь Божию, на св. отцев и даже на Апостолов!., кои все будто суть исказите л и учения Христова... Сам же он не верит ни в Святую Троицу, ни в Воплощенное домостроительство, ни в силу таинств... Сын Человеческий у него — то разум всечеловеческий, то сущность человечества. Есть ли Бог — не видно. Но о начале жизни поминает. Так вот какие сласти! Рукописи тайком распространяются среди университетов. Верно и в Киеве есть... Как будущей жизни нет у него, а люди продолжают жить только в потомстве, то вся забота у него — составить программу счастья на земле. Внемлите. Се, пункты: г) не противься злу: пусть бьют, режут, грабят — молчи и терпи; 2) суды не нужны; 3) ни полиции, ни жандармов, ни войска... Все это насиловате- ли свободы; 4) с женой не разводись, хоть она и неверна. Брака у него тоже — нет; 5) война богопротивна — и войска не нужно. Пункты заимствованы из 5 гл. Матф., где Господь говорит в нагорной беседе „вам сказано... а Я говорю".
„Радуйтесь российские люди! Зло потихоньку расходится. Уродливый план осчастливления не привьется, а все пункты неверия не останутся без последователей.
Пишут мне: «Студенты Московского университета наперехват читают все сие и начитаться не могут». Не страшно ли это?!
Какие это глупые студенты, что верят Л. Толстому, который ни во что не верит. У него нет ни Бога, ни души и ничего святого. Он пишет глупости только для того, чтобы смутить верующих, и все криво толкует. На войнах и воинах часто
видимое Бог являл благословение, и в ветхом и в новом завете. А у нас сколько князей прославлены мощами?.. Кои однако ж воевали. В Киевопечерской Лавре в пещерах есть мощи воинов. Воюют по любви к своим, чтобы они не подверглись плену и насилиям вражеским. Что делали французы в России?.. И как было не воевать с ними... Ужели и о поклонении иконам колеблется их верование? Уж это ни на что не похоже... К таковым будьте безжалостны — не разрешайте на исповеди, если Не обещают изменить свои мысли“.
„Атеисты... толстовщина! Где же это? Неужели около вас теперь в деревне? Господи помилуй! Этот Толстой, у которого в писаниях один бред, имеет последователей? Верно, Русь православная совсем оглупела. У него души нет, Бога нет, нет и другой жизни. Он не стыдясь изрыгает хулы на Божию Матерь, на Спасителя и всю веру православную. Дерзнул и новое евангелие составить несогласное с настоящим и через то подпал под анафему апостольскую. Тексты цитируются по истинному Евангелию, а самые тексты иное говорят... подделыватель. Из всех наших пустословов он самый пустой и зловредный... Настоящий сын сатанин. Спаси Господи от него!..“
„Вы помянули, что многие переходят в иную веру, начитавшись сочинения Толстого. Диво! У этого Льва никакой веры нет. У него нет Бога, нет души, нет будущей жизни, а Господь Иисус Христос — простой человек. В его писаниях — хула на Бога, на Христа Господа, на св. церковь и ее таинства. Он разрушитель царства истины, враг Божий, слуга сатанин; как написал сам святой Апостол Павел волхву Еллину, противевшемуся его проповеди на острове Кипре (Деян. 13, 8-ю). Этот бесов сын дерзнул написать новое евангелие, которое есть искажение Евангелия истинного. И за это он есть проклятый апостольским проклятием. Апостол святой Павел написал: „Кто новое Евангелие будет проповедовать да будет проклят, анафема" (Галл. 1, 8). И чтобы все это затвердили добре, в другой раз это подтвердил... (ст. 9) В евангелии богохульника сего цитаты похожи на наши, например: Иоан. гл. 1, ст. 1, а сам текст — другой. Посему он есть подделыватель бесчестный, лгун, обманщик.
Если дойдет до вас какая-либо из его бредней, с отвращением отвергайте... В наших духовных журналах он разобран до последних косточек, всесторонне обличен в безумии и злоумии. Но журналы духовные кто читает? А тетрадки Толстого ходят по рукам секретно и секретно распространяют ложь".
Таким образом со всяким тщанием берегитесь, православные верующие люди, того страшного яда, который преподносится вам в богохульных сочинениях безбожника Льва Толстого. Не берите его сочинений в руки, не читайте их, не знакомьтесь с ними, не интересуйтесь ими, чтобы ваш ум и сердце не омрачались его безумными мыслями и словами. Как нельзя пройти по грязи, чтобы не запачкаться, так точно нельзя и знакомиться с писаниями дурного направления без того, чтобы хоть какая- нибудь малая доля из них не запала в душу или в память и потом иногда не тревожила спокойного течения добрых мыслей. Нет ничего легче, как перенять что-либо худое. И мы постоянно замечаем, что часто не в состоянии бываем последовать чьим-либо добродетелям, но очень быстро и легко усваиваем недостатки наших ближних. Нас почти не тянет читать книги духовного содержания, нам тяжело взять даже самую дорогую для христианина книгу — св. Евангелие, и питать ею душу, а все, что пишется против, христианской религии и нравственности против православной церкви и ее установлений привлекает легкомысленных, и они набрасываются на клеветы и хулы и с жадностью поглощают их, проникаются ими и затем во всеуслышание повторяют их. Не так дым и смрадное испарение ест глаза, как дурное направление книги уязвляет душу человека и часто вытравляет последнюю каплю веры в сердце. Если посадить доброе растение среди терния и волчцев, то последние заглушат доброе растение, и оно погибнет и не принесет плода, так точно и религиозное чувство подавляется чтением еретических и богохульных произведений. А писания противника Христа Спасителя — еретика Льва Толстого — именно и полны страшными хулами и поношениями всего святого, причем все его нападки на православную веру совершенно бездоказательны и для серьезного ума не могут быть основательными.
У нас, православные, есть что читать. Много пишется и печатается хороших, добрых книг, где есть чему поучиться, где можно почерпнуть правильные сведения о Боге и о вере православной, о церкви-матери нашей и о ее установлениях.
Возьмите, например, дивные творения святителя Феофана „Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться" или „Путь ко спасению", или его письма, внимательно прочитайте их, вникните в них, и вы сами заметите, какая благодать Духа Божия веет в них, как сладко и полезно читать их. Святитель Феофан, как и отец Иоанн Кронштадтский, как и прочие праведные и святые люди не только учили, но и творили, сами опытно проводили в жизнь учение Христа Спасителя. Поэтому слово их сильно и действенно. Они своею жизнью доказали приложимость к человеческой жизни всего учения христианского и возможность полную со стороны человека осуществить заветы Христовы лишь бы только человек решился идти по стопам Христа Спасителя.
Святитель Феофан, как и отец Иоанн Кронштадтский, как и другие праведные и святые люди, возложивши на себя иго Христово, познали истину и правый путь, и потому им не было нужды „искать Бога" вне христианства, отрицать церковь и вырабатывать новую веру, подделываясь под телесное начало в человеке и выбирая из разных религий то, что льстит этому началу. Чем больше они жили, тем они яснее и глубже понимали, что вне церкви нет спасения, что только в одной православной вере заключается спасительная благодать, подаваемая верующим через Св. Таинства. Поэтому они дорожили этим сокровищем и всем внушали беречь его как зеницу ока, чтобы, потеряв его, не блуждать во тьме и не потонуть в водах вольнодумства, суеверия, безбожия, отчаяния, как случилось это с Львом Толстым. В наступившее тяжелое время, когда на единую святую веру православную ополчились все силы ада, когда с легкой руки богохульника Толстого стали хулить и те, которые ничего не признают, ни во что не веруют и не знают самого учения церкви, когда люди как бы просеиваются, чтобы пшеница отделилась от плевел, теперь придите все верные, сплотимся около
матери нашей — церкви православной, прильнем к ее святому лону, постоим за нее „даже до смерти“, не устыдимся исповедовать Сладчайшего Иисуса, чтобы и Он не постыдился нас перед святыми Ангелами, когда придет судить живых и мертвых. Пусть другие чествуют Толстого, в сущности не зная за что, а мы убоимся его страшной нераскаянной кончины, его не только не христианского, но даже и не человеческого погребения, потому что и язычника хоронят с религиозными обрядами, а тут закопали его просто, как „зеленую палочку" и ознаменовали его смерть скандалами, кощунством и всякого рода бесчинствами. Горячо станем просить Бога, Его пречистую Матерь и всех святых Божиих, чтобы они укрепили нас в правой вере, сделали нас мужественными и стойкими и обратили на истинный путь всех увлекшихся вольнодумством, отступивших от православной веры и ослепленных погибельными ересями.
Христе, Свете истинный! отверзи очи ума нашего, да разумеем Отца Твоего и Тебя Спасителя нашего и Духа Святого, просвещающего и освещающего тварь.
Отзывы святителя заимствованы из его писем, изданных Афонским Пантелеимоновским монастырем.
Белев, 1910 г.