Сектанты и не дорожат вечным спасением

В средине марта настоящего года мне впервые пришлось на месте моего нового служения вступить в довольно про­должительный разговор с двумя молодыми людьми, которых сильно сбивает с толку один торговец, который своими убеж­дениями, воззрениями и жизнью уже отколовшийся от спа­сительной Православной Церкви. Сам он, как и увлекаемая им молодежь, далеки от среднего даже образования и едва вкусили от источника просвещения. Но это их нисколько не смущает; напротив, они с уверенностью в том, что обладают истиною, смело и даже не отдавая себе отчета в словах, со всею силою молодой натуры обрушиваются на учение Пра­вославной Церкви и кощунственно высмеивают ее таинства, обряды и установления. Правда, что в словах, выражениях, мыслях, самом тоне разговора ничего нового я не встретил в сравнении с прежде бывавшими беседами моими при встрече с сектантами, но все-таки этот последний разговор заставил меня поразмыслить о том несчастном погибельном состоя­нии, в каком находятся отколовшиеся от единения с благо­датной Православной Церковью.

Прежде всего меня поражает в совопросниках отсутствие добросовестности, добропорядочности, честности, ну хотя бы в отношении самих себя. Когда можно отрицать, отвергать и считать ненужным, бесполезным и даже вредным то или дру­гое учение? Конечно, лишь когда я со всею тщательностью, со всем старанием, со всею охотою и желанием потрудился изу­чить то или другое учение и до последнего момента пытался провести его в свою жизнь. Если после моего действительно честного и добросовестного стремления познать истину, я при­ду к заключению, что учение, над которым я трудился, бес­смысленно, невыполнимо, вредно, то мое отрицание его все- таки будет иметь некоторое оправдание, хотя я, быть может, по своей неопытности, малоразвитости, малообразованности, наконец, по своему неумению разобраться во всем объеме дан­ного учения многого не уразумел, многое превратно понял,

многое упустил из вида, во многое не вник, многое не так осу­ществлял. Наши же самозванные учителя и их ученики как раз погрешают против добросовестного и честного отношения к святой Православной Церкви. Они, не понимая, а пожалуй, и не зная, что православная христианская вера есть религия духа, что в православной христианской Церкви все направлено исключительно на то, чтобы поддерживать, развивать, укре­плять и усовершенствовать жизнь этого духа, весь свой взор, всю мысль свою обращают только на ту самую внешность, ко­торая служит развитию духа. Изо всех сил стараясь доказать, что православная христианская церковь затемнила и искази­ла чистое и святое учение Христа Спасителя, они успокаивают себя тем, что хотят знать и исполнять лишь одно Евангелие, в коем заключается спасительное учение Господа нашего, но в то же самое время как-то непростительно, невежественно относятся даже к столь для себя важному «единственному» источнику знания, который они в громадном большинстве не потрудились даже и одного раза прочитать, вследствие чего и приводят из «Евангелия» такие выдержки, каких в Еванге­лии никогда и не существовало. Ну как же не до боли жалко людей, которые к столь важному вопросу, как личное спасе­ние, относятся так халатно, так равнодушно, так преступно?! Если иногда некоторые проговариваются откровенно, что они не читали ни разу Евангелие, то чувство самолюбия, гордо­сти и упорства заставляет их опять далее стоять на своем и не конфузясь своего невежества огулом отрицать все, что им не нравится, что им противно, что кажется смешным.

Отождествлять проступки духовенства и мирян с право­славным христианским учением — самое любимое для них дело. И опять-таки в данном случае они не конфузятся свое­го невежества. Как это не понимать, что каковы бы ни были проступки против веры, сама вера остается чистой, незапят­нанной, неприкосновенной?! Ведь грешат же сами сектанты, но от этого в их сознании нисколько не грязнится их учени. Почему же та же мерка не прилагается лишь к Православ­ной вере? Разве когда Православная Церковь и ее пастыри

благословляли чад своих на грех? Напротив, как бы сам плох и низок и грешен пастырь ни был, он всегда скажет своим па­сомым: „Не греши, не нарушай заповеди Божией, не делай того-то и того-то, не бери с меня примера". И надо сознатель­но закрывать глаза свои и сознательно лукаво мыслить, что­бы из-за проступков того или другого члена церкви хулить, поносить и отвергать ее учение.

А какое ослепление проявляется у них в следующем! Они доверяют каждому слову почти необразованного учителя своего, ему повинуются, его слушают, а человеку, изучивше­му Православную веру, не доверяют, его не слушают, считают его лжецом, так как упрекают его в том, что он исповедует свою веру только потому, что он обязан это делать по своему положению. „Вы не хотите знать истины", — говорили мне мои собеседники. Мы не хотим знать истины!!! Какое горделивое и надменное осуждение сектантами чад Церкви Православ­ной! Знать истину в деле спасения своей души, для которой непременно настанет вечность за гробом или блаженная, или мучительная, необходимо всякому человеку! Кто не желает себе счастья? Кто из людей, колеблясь и сомневаясь в своих религиозных верованиях, лишь по одному своему упорству желает мучиться этими сомнениями и предпочитает лучше остаться во тьме, нежели увидеть свет истины? Надо слиш­ком высоко себя ставить и слишком низко думать о людях, чтобы так дерзко сказать: „Вы не хотите знать истины". А это- то высокое о себе мнение, это-то горделивое чувство в душах сектантов, наоборот, и затемняет им самим глаза и затемняет ум, так, что им и в голову не приходит обернуться на самих себя и взглянуть, действительно ли они познали истину и все ли сделали для того, чтобы овладеть этой истиной. И если бы они, искренно стараясь познать истину для вечного спа­сения своей души, беспристрастно посмотрели на себя, то немедленно увидели бы, что они к истине не приблизились на один даже шаг. Какое это обладание истиной, когда един­ственный для себя источник духовной мудрости они не толь­ко не провели в свою жизнь, но даже и не потрудились про­сто прочитать всего Евангелия! Что же говорить о том, что они не только не постарались внимательно познакомиться с творениями Богоносных Богодухновенных отцов и пастырей церкви, но даже просто отвергли их писания и не считают нужным для себя прочитать их. Не интересуют их ни исто­рия церкви, ни установление богослужения, ни Вселенские Соборы, ни жизнь святых отцов и подвижников веры право­славной, — все это они, не узнавши, отвергли прямо, как глу­пое и вредное, а если и заглянул кто из них туда, то чтобы выловить оттуда «подходящее» для своего нового учения или высмеять, как достойное осмеяния с их предвзятой точ­ки зрения. Вследствие столь невежественного отношения к учению св. Православной Церкви и получается, что лжеучи­теля возводят клевету на св. Церковь, приписывая ей то, чему она никогда не учит. Например, они с горячностью утверж­дают, будто Церковь признает идолопоклонство и заставляет своих чад поклонятся идолам, т. е. иконам, несмотря на яв­ное запрещение идолопоклонства второй заповедью. Но ведь только совершенное невежество может говорить так. Стоит открыть правила Вселенских Соборов об иконопочитании, стоит искренно интересующемуся познать истину заглянуть в молитвы, которые читаются священником при освящении икон, как ему должно сделаться стыдно за столь необдуманно и неосновательно возводимую клевету на св. Православную Церковь. Но, к сожалению, сектанты имеют особую совесть и свои новые понятия о честности и добропорядочности, а потому все-таки продолжают возводить клевету на Церковь, несмотря на то, что вся и все уверяют их в отсутствии идоло­поклонства в св. Церкви. Приходится невольно предполагать, что они или сами не хотят познать истины, или неспособны познать ее вследствие огрубелости ли сердца или малооб­разованности, или же настолько горделивы и упорны, что не желают смириться, несмотря на всю очевидность своей неправоты. Но если так у них обстоит дело, то, конечно, им недорога душа, и они совершенно забывают о необходимо­сти приобрести ей вечное спасение. Какими бы ссылками на

Священное Писание они ни прикрывались, как бы горячо ни порицали учение церкви и жизнь чад ее, все-таки они оста­нутся полными невеждами и равнодушными к истине.

Белев, Тульск. губ., 1910 г.

Покаемся!

(проповедь)

Все еще из разных мест получаются сообщения о том, что по стране нашей распространяются заразные болезни, ко­торые уносят в могилу целые тысячи людей. Неудивительно, что при столь страшном явлении люди приходят в беспокой­ство и стараются придумать всевозможные средства, чтобы отклонить от себя надвигающуюся грозу... Но вот горе наше, что мы изобретаем все не то средство, которое бы действи­тельно нас избавило от ужасной, никого не милующей болез­ни. Мы стараемся пользоваться разными сыворотками и при­вивками, которые бы убивали заразных бацилл, вибрионов и микробов, принимаем меры предосторожности во внешней обстановке жизни нашей, не пьем сырой воды, очищаем гряз­ные места и т.д. и делаем решительно все, чтобы сохранить свое тело и дать ему возможность подольше пожить на земле. Все комиссии и подавляющее большинство частных людей совершенно оставляют в стороне только духовное начало в человеке — его душу, только не желают о ней подумать, да, впрочем, они и не могут о ней желать думать, так как, кажет­ся, и не подозревают, что она у них есть и нуждается в попе­чении гораздо более, чем тело. Не думая о Божественном, не размышляя о Боге и создании мира и человека, о его падении и о наказании Богом падших прародителей, они, естествен­но, не замечают действительного корня болезней, не видят главной причины, от которой умирают люди. Они так далеки стали от всего духовного, что не могут поверить, что главное и единственное зло всех болезней, несчастий и страданий на земле есть грех, который и надо уничтожать, с которым

и нужно бороться во что бы то ни стало, всеми силами, как бы трудно это ни было. А все эти вибрионы, микробы и ба­циллы — только орудие и средство в руках Промысла Божия, ищущего спасения души человеческой. Знает Бог, что дорога нам земная жизнь, что дорого нам тело, и вот на это-то и на­правляет Свои удары, чтобы мы опомнились и раскаялись. Посылая мор на людей, Господь тем самым напоминает нам всегда иметь пред глазами своими смерть, а за нею и Страш­ный суд, за которым последует вечное наказание нераскаян­ных грешников. Конечно, необходимо принимать и внешние меры предосторожности, но надо знать и то, что никакие в мире предосторожности не помогут людям, если Господь за­хочет покарать грешников и привести их к исправлению и доброй жизни. К Нему-то и нужно, прежде всего, обращаться с молитвой о помиловании и об отвращении праведного гне­ва Его. Но молясь надо стараться быть достойными милости Божией. Необходимо сознать грехи свои, раскаяться в них, решиться вести жизнь свою согласно заповедям евангель­ским. С покаянием должно соединить пост и воздержание, должно отказаться хоть на время от разных удовольствий, игрищ, зрелищ и праздного времяпровождения. Но как-то страшно становится от того, что видишь вокруг: с одной сто­роны, как будто и боятся заразных, губительных болезней, страшатся смерти и в то же самое время предаются необу­зданному веселью, забавам, зрелищам, совершенно забывая свои священные обязанности по своему званию православ­ных христиан. Мало того, что не проявляется покаяния, не видно хотя бы простого сознания своей греховности, но даже как-то поразительно хладнокровно и равнодушно относятся к тому вопиющему факту, что в столице православного хри­стианского Русского Царства воздвигнуто капище, и поганый идол скоро поставится в нем на поругание веры во Христа Спасителя. И чего же ждать нам от Бога после этого?! На ка­кие милости Его к нам надеяться?! Словно столбняк какой нашел на всех, словно язык отнялся и слово замерло на устах, никто почти не противодействует, никто почти не восстает

против возмутительного поругания Господа Иисуса. Только отдельные голоса раздаются во главе с истинным пастырем и поборником Православия, искренним, честным и неустра­шимым, убежденным Святителем Никоном.

Но до чего одичали мы?! До чего замерзла в нас духовная жизнь?! До чего мы одеревенели в своих нравственных чув­ствах?! Растворенное благодатною солью задушевное и про­никновенное слово Святителя Никона для нас — глас вопию­щего в пустыне. Хотя уже бесконечное число раз говорено и переговорено о том, что наша интеллигенция далека от наро­да и не знает и не понимает его, но еще раз хочется крикнуть так, чтобы услышали, наконец, кому слышать надлежит: „Да постойте, Бога ради, будьте добросовестны и беспристрастны, сойдите с высоты своего величия и прислушайтесь к тому, что говорит народ! Ведь он в массе своей стонет, скорбит, возму­щается столь дерзким издевательством над истиной Христо­вой, новым распинанием Сына Божия! Пощадите, пожалейте душу народную! Вы толкуете о просвещении, вы скорбите, что народ наш темен, вы строите школы, а сами в то же вре­мя вносите тьму в среду его, развращаете его, заменяете ис­тину Христову ложью язычества, содействуете возвращению народа к нравам языческим. Если вы сами перестали верить в истинного Бога, если для вас самих безразлична стала вся­кая религия, а с этим вместе и спасение души, то ведь народ- то еще не «просветился» до такой степени и живо ощущает в себе душу, которая должна побороть все низкое, греховное, чувственное и, при помощи благодати Христовой, стремится к наследию вечного блаженного Царствия". И ничто иное не может служить утешением в столь горькие и скорбные вре­мена, как одна молитва к Богу, как надежда на Его бесконеч­ное милосердие. И как не быть смертоносным язвам в стране нашей, когда мы отступаем от Бога и навлекаем на себя Его праведный гнев?! Еще удивляться надо безмерному долго­терпению Божию, что Он милостиво карает нас, надо горячо благодарить Его, что не погубляет нас окончательно, и слезно умолять Его, чтобы Он не дал осуществиться злому делу и от­

крыл сердечные очи тем, кому вверено попечение о душе на­родной. Покаемся же все, и исправимся, и обратимся к Богу, от Которого отступили!

Белев, 1910 г.

Наши рекомендации