Сектанты и не дорожат вечным спасением
В средине марта настоящего года мне впервые пришлось на месте моего нового служения вступить в довольно продолжительный разговор с двумя молодыми людьми, которых сильно сбивает с толку один торговец, который своими убеждениями, воззрениями и жизнью уже отколовшийся от спасительной Православной Церкви. Сам он, как и увлекаемая им молодежь, далеки от среднего даже образования и едва вкусили от источника просвещения. Но это их нисколько не смущает; напротив, они с уверенностью в том, что обладают истиною, смело и даже не отдавая себе отчета в словах, со всею силою молодой натуры обрушиваются на учение Православной Церкви и кощунственно высмеивают ее таинства, обряды и установления. Правда, что в словах, выражениях, мыслях, самом тоне разговора ничего нового я не встретил в сравнении с прежде бывавшими беседами моими при встрече с сектантами, но все-таки этот последний разговор заставил меня поразмыслить о том несчастном погибельном состоянии, в каком находятся отколовшиеся от единения с благодатной Православной Церковью.
Прежде всего меня поражает в совопросниках отсутствие добросовестности, добропорядочности, честности, ну хотя бы в отношении самих себя. Когда можно отрицать, отвергать и считать ненужным, бесполезным и даже вредным то или другое учение? Конечно, лишь когда я со всею тщательностью, со всем старанием, со всею охотою и желанием потрудился изучить то или другое учение и до последнего момента пытался провести его в свою жизнь. Если после моего действительно честного и добросовестного стремления познать истину, я приду к заключению, что учение, над которым я трудился, бессмысленно, невыполнимо, вредно, то мое отрицание его все- таки будет иметь некоторое оправдание, хотя я, быть может, по своей неопытности, малоразвитости, малообразованности, наконец, по своему неумению разобраться во всем объеме данного учения многого не уразумел, многое превратно понял,
многое упустил из вида, во многое не вник, многое не так осуществлял. Наши же самозванные учителя и их ученики как раз погрешают против добросовестного и честного отношения к святой Православной Церкви. Они, не понимая, а пожалуй, и не зная, что православная христианская вера есть религия духа, что в православной христианской Церкви все направлено исключительно на то, чтобы поддерживать, развивать, укреплять и усовершенствовать жизнь этого духа, весь свой взор, всю мысль свою обращают только на ту самую внешность, которая служит развитию духа. Изо всех сил стараясь доказать, что православная христианская церковь затемнила и исказила чистое и святое учение Христа Спасителя, они успокаивают себя тем, что хотят знать и исполнять лишь одно Евангелие, в коем заключается спасительное учение Господа нашего, но в то же самое время как-то непростительно, невежественно относятся даже к столь для себя важному «единственному» источнику знания, который они в громадном большинстве не потрудились даже и одного раза прочитать, вследствие чего и приводят из «Евангелия» такие выдержки, каких в Евангелии никогда и не существовало. Ну как же не до боли жалко людей, которые к столь важному вопросу, как личное спасение, относятся так халатно, так равнодушно, так преступно?! Если иногда некоторые проговариваются откровенно, что они не читали ни разу Евангелие, то чувство самолюбия, гордости и упорства заставляет их опять далее стоять на своем и не конфузясь своего невежества огулом отрицать все, что им не нравится, что им противно, что кажется смешным.
Отождествлять проступки духовенства и мирян с православным христианским учением — самое любимое для них дело. И опять-таки в данном случае они не конфузятся своего невежества. Как это не понимать, что каковы бы ни были проступки против веры, сама вера остается чистой, незапятнанной, неприкосновенной?! Ведь грешат же сами сектанты, но от этого в их сознании нисколько не грязнится их учени. Почему же та же мерка не прилагается лишь к Православной вере? Разве когда Православная Церковь и ее пастыри
благословляли чад своих на грех? Напротив, как бы сам плох и низок и грешен пастырь ни был, он всегда скажет своим пасомым: „Не греши, не нарушай заповеди Божией, не делай того-то и того-то, не бери с меня примера". И надо сознательно закрывать глаза свои и сознательно лукаво мыслить, чтобы из-за проступков того или другого члена церкви хулить, поносить и отвергать ее учение.
А какое ослепление проявляется у них в следующем! Они доверяют каждому слову почти необразованного учителя своего, ему повинуются, его слушают, а человеку, изучившему Православную веру, не доверяют, его не слушают, считают его лжецом, так как упрекают его в том, что он исповедует свою веру только потому, что он обязан это делать по своему положению. „Вы не хотите знать истины", — говорили мне мои собеседники. Мы не хотим знать истины!!! Какое горделивое и надменное осуждение сектантами чад Церкви Православной! Знать истину в деле спасения своей души, для которой непременно настанет вечность за гробом или блаженная, или мучительная, необходимо всякому человеку! Кто не желает себе счастья? Кто из людей, колеблясь и сомневаясь в своих религиозных верованиях, лишь по одному своему упорству желает мучиться этими сомнениями и предпочитает лучше остаться во тьме, нежели увидеть свет истины? Надо слишком высоко себя ставить и слишком низко думать о людях, чтобы так дерзко сказать: „Вы не хотите знать истины". А это- то высокое о себе мнение, это-то горделивое чувство в душах сектантов, наоборот, и затемняет им самим глаза и затемняет ум, так, что им и в голову не приходит обернуться на самих себя и взглянуть, действительно ли они познали истину и все ли сделали для того, чтобы овладеть этой истиной. И если бы они, искренно стараясь познать истину для вечного спасения своей души, беспристрастно посмотрели на себя, то немедленно увидели бы, что они к истине не приблизились на один даже шаг. Какое это обладание истиной, когда единственный для себя источник духовной мудрости они не только не провели в свою жизнь, но даже и не потрудились просто прочитать всего Евангелия! Что же говорить о том, что они не только не постарались внимательно познакомиться с творениями Богоносных Богодухновенных отцов и пастырей церкви, но даже просто отвергли их писания и не считают нужным для себя прочитать их. Не интересуют их ни история церкви, ни установление богослужения, ни Вселенские Соборы, ни жизнь святых отцов и подвижников веры православной, — все это они, не узнавши, отвергли прямо, как глупое и вредное, а если и заглянул кто из них туда, то чтобы выловить оттуда «подходящее» для своего нового учения или высмеять, как достойное осмеяния с их предвзятой точки зрения. Вследствие столь невежественного отношения к учению св. Православной Церкви и получается, что лжеучителя возводят клевету на св. Церковь, приписывая ей то, чему она никогда не учит. Например, они с горячностью утверждают, будто Церковь признает идолопоклонство и заставляет своих чад поклонятся идолам, т. е. иконам, несмотря на явное запрещение идолопоклонства второй заповедью. Но ведь только совершенное невежество может говорить так. Стоит открыть правила Вселенских Соборов об иконопочитании, стоит искренно интересующемуся познать истину заглянуть в молитвы, которые читаются священником при освящении икон, как ему должно сделаться стыдно за столь необдуманно и неосновательно возводимую клевету на св. Православную Церковь. Но, к сожалению, сектанты имеют особую совесть и свои новые понятия о честности и добропорядочности, а потому все-таки продолжают возводить клевету на Церковь, несмотря на то, что вся и все уверяют их в отсутствии идолопоклонства в св. Церкви. Приходится невольно предполагать, что они или сами не хотят познать истины, или неспособны познать ее вследствие огрубелости ли сердца или малообразованности, или же настолько горделивы и упорны, что не желают смириться, несмотря на всю очевидность своей неправоты. Но если так у них обстоит дело, то, конечно, им недорога душа, и они совершенно забывают о необходимости приобрести ей вечное спасение. Какими бы ссылками на
Священное Писание они ни прикрывались, как бы горячо ни порицали учение церкви и жизнь чад ее, все-таки они останутся полными невеждами и равнодушными к истине.
Белев, Тульск. губ., 1910 г.
Покаемся!
(проповедь)
Все еще из разных мест получаются сообщения о том, что по стране нашей распространяются заразные болезни, которые уносят в могилу целые тысячи людей. Неудивительно, что при столь страшном явлении люди приходят в беспокойство и стараются придумать всевозможные средства, чтобы отклонить от себя надвигающуюся грозу... Но вот горе наше, что мы изобретаем все не то средство, которое бы действительно нас избавило от ужасной, никого не милующей болезни. Мы стараемся пользоваться разными сыворотками и прививками, которые бы убивали заразных бацилл, вибрионов и микробов, принимаем меры предосторожности во внешней обстановке жизни нашей, не пьем сырой воды, очищаем грязные места и т.д. и делаем решительно все, чтобы сохранить свое тело и дать ему возможность подольше пожить на земле. Все комиссии и подавляющее большинство частных людей совершенно оставляют в стороне только духовное начало в человеке — его душу, только не желают о ней подумать, да, впрочем, они и не могут о ней желать думать, так как, кажется, и не подозревают, что она у них есть и нуждается в попечении гораздо более, чем тело. Не думая о Божественном, не размышляя о Боге и создании мира и человека, о его падении и о наказании Богом падших прародителей, они, естественно, не замечают действительного корня болезней, не видят главной причины, от которой умирают люди. Они так далеки стали от всего духовного, что не могут поверить, что главное и единственное зло всех болезней, несчастий и страданий на земле есть грех, который и надо уничтожать, с которым
и нужно бороться во что бы то ни стало, всеми силами, как бы трудно это ни было. А все эти вибрионы, микробы и бациллы — только орудие и средство в руках Промысла Божия, ищущего спасения души человеческой. Знает Бог, что дорога нам земная жизнь, что дорого нам тело, и вот на это-то и направляет Свои удары, чтобы мы опомнились и раскаялись. Посылая мор на людей, Господь тем самым напоминает нам всегда иметь пред глазами своими смерть, а за нею и Страшный суд, за которым последует вечное наказание нераскаянных грешников. Конечно, необходимо принимать и внешние меры предосторожности, но надо знать и то, что никакие в мире предосторожности не помогут людям, если Господь захочет покарать грешников и привести их к исправлению и доброй жизни. К Нему-то и нужно, прежде всего, обращаться с молитвой о помиловании и об отвращении праведного гнева Его. Но молясь надо стараться быть достойными милости Божией. Необходимо сознать грехи свои, раскаяться в них, решиться вести жизнь свою согласно заповедям евангельским. С покаянием должно соединить пост и воздержание, должно отказаться хоть на время от разных удовольствий, игрищ, зрелищ и праздного времяпровождения. Но как-то страшно становится от того, что видишь вокруг: с одной стороны, как будто и боятся заразных, губительных болезней, страшатся смерти и в то же самое время предаются необузданному веселью, забавам, зрелищам, совершенно забывая свои священные обязанности по своему званию православных христиан. Мало того, что не проявляется покаяния, не видно хотя бы простого сознания своей греховности, но даже как-то поразительно хладнокровно и равнодушно относятся к тому вопиющему факту, что в столице православного христианского Русского Царства воздвигнуто капище, и поганый идол скоро поставится в нем на поругание веры во Христа Спасителя. И чего же ждать нам от Бога после этого?! На какие милости Его к нам надеяться?! Словно столбняк какой нашел на всех, словно язык отнялся и слово замерло на устах, никто почти не противодействует, никто почти не восстает
против возмутительного поругания Господа Иисуса. Только отдельные голоса раздаются во главе с истинным пастырем и поборником Православия, искренним, честным и неустрашимым, убежденным Святителем Никоном.
Но до чего одичали мы?! До чего замерзла в нас духовная жизнь?! До чего мы одеревенели в своих нравственных чувствах?! Растворенное благодатною солью задушевное и проникновенное слово Святителя Никона для нас — глас вопиющего в пустыне. Хотя уже бесконечное число раз говорено и переговорено о том, что наша интеллигенция далека от народа и не знает и не понимает его, но еще раз хочется крикнуть так, чтобы услышали, наконец, кому слышать надлежит: „Да постойте, Бога ради, будьте добросовестны и беспристрастны, сойдите с высоты своего величия и прислушайтесь к тому, что говорит народ! Ведь он в массе своей стонет, скорбит, возмущается столь дерзким издевательством над истиной Христовой, новым распинанием Сына Божия! Пощадите, пожалейте душу народную! Вы толкуете о просвещении, вы скорбите, что народ наш темен, вы строите школы, а сами в то же время вносите тьму в среду его, развращаете его, заменяете истину Христову ложью язычества, содействуете возвращению народа к нравам языческим. Если вы сами перестали верить в истинного Бога, если для вас самих безразлична стала всякая религия, а с этим вместе и спасение души, то ведь народ- то еще не «просветился» до такой степени и живо ощущает в себе душу, которая должна побороть все низкое, греховное, чувственное и, при помощи благодати Христовой, стремится к наследию вечного блаженного Царствия". И ничто иное не может служить утешением в столь горькие и скорбные времена, как одна молитва к Богу, как надежда на Его бесконечное милосердие. И как не быть смертоносным язвам в стране нашей, когда мы отступаем от Бога и навлекаем на себя Его праведный гнев?! Еще удивляться надо безмерному долготерпению Божию, что Он милостиво карает нас, надо горячо благодарить Его, что не погубляет нас окончательно, и слезно умолять Его, чтобы Он не дал осуществиться злому делу и от
крыл сердечные очи тем, кому вверено попечение о душе народной. Покаемся же все, и исправимся, и обратимся к Богу, от Которого отступили!
Белев, 1910 г.