Борьба за чистоту православия
Многие храмы в Воронеже к этому времени были захвачены обновленцами, которыми руководил лжемитрополит Тихон (Васильевский). Митрополит Владимир, несмотря на то, что сам был убежденным противником обновленчества, оказать сколько-нибудь значительное сопротивление ему не мог, так как был немощен по старости, поэтому православные Воронежа боролись с обновленцами своими силами. Во время первого приезда Епископа Петра в Воронеж в 1925 г., еще при жизни митрополита Владимира, обновленцы пытались захватить Покровско-Преображенскую церковь Девичьего монастыря.
Верующие рабочие и крестьяне понимали, что в различных новых религиозных группировках не найти им истины. Она только в древнем Православии, сохранившемся неизменно в Русской Православной Церкви. При аресте у Сироштана была изъята переписанная от руки статья о сущности обновленчества: „Это не раскольники, даже не еретики, это люди, отрекшиеся от Христа, видящие в Нем простого смертного и потому способные наряду с Ним поклоняться и другим вождям человечества".
И, конечно, простой народ не доверял обновленцам. Они старались отстоять свои храмы от их влияния. Цыков С.А., чтобы отстоять Покровский женский монастырь, как представитель православных христиан четыре раза ездил в Москву с просьбой положить предел беззаконию — дважды в 1925 г. и дважды в 1926 г. Но ему там сказали: „Добивайтесь как сумеете, оставление монастыря за Вами, устраивайтесь как сумеете". В 1925 г. перед поездкой в Москву к председателю Президиума Верховного Совета Калинину, Семен Цыков пришел к Епископу Петру взять благословение на поездку. Владыка благословил и попросил зайти к Местоблюстителю митрополиту Петру, подробно рассказать ему о происходящих в Воронеже церковных событиях и взять у него для Воронежского архипастыря облачение. Посланец все это благополучно исполнил, что вызвало недовольство властей, когда они об этом узнали.
После приезда Архиепископа Петра в 1926 г. в Воронеж началось возвращение обновленческих храмов в Православие. Чин принятия духовенства совершался с большой торжественностью. Владыка стоял на кафедре, а кающиеся священники с амвона приносили архиерею и всему народу покаяние. Затем кающиеся делали земной поклон и все пели хвалебную песнь святого Амвросия Медиоланского „Тебе Бога хвалим". Но Архиепископ не сразу допускал к служению священников, принесших покаяние. Он благословлял их первое
время только петь и читать на клиросе. Обновленческие храмы перед началом богослужения заново освящались. Во всех возвращающихся в Православие церквах Архиепископа Петра встречали крестным ходом, с хоругвями, при огромном стечении народа.
В деле возвращения верующих из обновленчества Владыке помогал отец Иоанн Андреевский. Он сослужил Архиепископу Петру, беседовал со священниками, отпавшими от Православия, увещевал их, принимал их покаяния. Позднее о. Иоанн ушел в Катакомбную церковь.
У обновленцев оставалось все меньше храмов и это вызывало их гнев. Деятельность Архиепископа Петра в Воронеже обновленцы на своем епархиальном съезде назвали „петрозвериадой".
В своих донесениях Сталину работники 6-го отделения писали: „В провинции изменений нет, за исключением Воронежской губернии, где епископ Петр Зверев (сторонник Сергия) перетянул к себе более половины обновленческих церквей и создал себе опору среди рабочих, которые поддерживают все его мероприятия и даже написали ходатайство во ВЦИК о его возвращении в Воронеж" (когда Владыка Петр возвращался в Москву в ноябре 1925 г.).
Верующие Онуфринской церкви, перешедшей в обновленчество, обратились к Архиепископу Петру с просьбой принять их „как детей своих", чтобы вместе стоять за веру Христову, за чистоту Православия. На это обращение Архиепископ Петр написал резолюцию:
„1926 февраля 13/26 дня, по долгу архипастыря, согласно каноническим постановлениям, а также и декретам Советской власти, братолюбно принимаю в каноническое общение с Православной Церковью, возглавляемой в настоящее время Патриаршим местоблюстителем, и под свое духовное водительство в делах веры и церкви прихожан Тихвино-Онуфриевской церкви г. Воронежа и готов оказывать им всевозможное содей
ствие в охране чистоты веры и заветов Православия, наследственного от наших богобоязненных предков.
Призываю благословение Божие на них и молю Спасителя нашего и Его Пречистую Матерь сохранить их непреткновенными в Православии и оградить их от совращения в обновленческие и другие заблуждения.
«Стойте, братия, в вере, мужайтесь и утверждайтесь» .
В делах веры и Церкви надлежит руководствоваться постановлениями Всероссийского Собора 1917-1918 гг. и действовать в контакте с указаниями советской власти..." Именно эти слова послужили одним из обвинений Владыки Петра в контрреволюции, т.к. Собор признал революцию беззаконным действием.
В этой же резолюции Владыка Петр написал об участи второбрачных священников, об иеромонахах и иеродиаконах, забывших обеты монашеские и вступивших в брак, о том, что совершенные такими священниками требы не имеют благодатной силы.
Священнослужителям церковных приходов, которые возвращались из обновленчества, Владыка предлагал быть едиными с их прихожанами и покаяться перед своим православным духовником.
Пребывание Архиепископа Петра на Воронежской кафедре, его истовое совершение богослужений, горячая проповедь, любовь к пастве — все это действовало на обновленцев раздражающе. С помощью Божией православный архиерей обличал их лицемерие и лукавство. Они предприняли немало усилий, чтобы удалить Архиепископа Петра из Воронежа, действуя через советские власти.
Однажды после службы Архиепископ Петр сказал в проповеди:
— Всякая власть от Бога, а нам дана эта власть в наказание за наши грехи. Усерднее молитесь Матери Божией.
После этой проповеди Александр Иванович Зайцев заметил:
— Теперь Владыку арестуют.
Архиепископ Петр несколько раз получал письма с угрозами, были случаи, когда в него с крыши бросали камнями. Старец Нектарий Оптинский, к которому Архиепископ Петр обращался за советами, передал ему: если дело так и дальше пойдет, Архиепископу не избежать ареста. А блаженная Мария Дивеевская через мать Маргариту передала Владыке, чтобы он сидел тихо. Но Владыка, помня пророчество блаженной Параскевы Саровской о том, что ему предстоит три тюрьмы, не заботился о своей безопасности, так как три тюрьмы уже миновали.
— Четвертой не будет, — говорил он.
Когда Владыку после приговора отправляли на Соловки с Северного вокзала в Москве, где его провожали его духовные чада, он закричал:
— Есть ли тут дивеевские?
Там были две дивеевские сестры. Он сказал им:
— Передайте от меня поклон блаженной Марии Ивановне.
К осени 1926 г. обстановка в городе Воронеже становилась все более накаленной. Рабочие предложили учредить охрану архиерея, которая сопровождала бы его на улице и оставалась ночевать у него в доме на случай провокации. Охрана Владыки состояла обычно из 2-4 невооруженных человек. Келейник Владыки отец Митрофан приглашал верующих чаще приходить ночевать в дом Владыки для его охраны. Архиепископ мало верил в эффективность охраны, разве что от мелких провокаций, но не мог отказать верующим в праве защищать своего правящего архиерея. Владыка был благодарен людям за их заботу и всегда вечером, прежде чем лечь спать, спускался в прихожую узнать, накормлены ли они, и благословлял их на ночь.
Но были и другие люди, которые распространяли разные слухи о вынужденном отъезде Архиепископа Петра из Воронежа по вине властей. Делалось это, чтобы вызвать недовольство народа и сопротивление действиям властей. От его имени они ходили на базар, собирали якобы для него продукты, вещи и деньги. На что Владыке приходилось даже в храме объяснять людям, чтобы они были осторожными с такими сборщиками. Архиепископ Петр во время допроса отмечал: „Провокация моим именем не раз имела место".