Картинка 19. «Второзаконие». Прощание Моисея
— подробный список проклятий и благословений
Что мы узнаём из пятой и последней книги Моисея «Второзаконие»? В общем, ничего радикально нового. Она с небольшими вариациями повторяет информацию из предыдущих книг «Исход», «Левит» и «Числа» и представлена в виде обращения Моисея к народу, в котором он завещал евреям своё учение и завет со «Всесильным». На сороковой год от исхода из Египта, когда евреи стояли у границ обещанной им Иеговой земли, Моисей в последний раз выступил с речью. Почему в последний раз? Потому, что Всеблагой приказал своему верному слуге «приложится к народу своему» до того, как тот войдёт в землю обетованную. Однако Всеблагой сжалился над своим преданным рабом (всё-таки 40 лет почти безупречной службы) и разрешил Моисею посмотреть на неё. Наказан же Моисей был за то, что как-то не так представил славу Господню в сцене добывания воды из скалы. На своём опыте познал, что значит нарушать инструкции... Проведём небольшой обзор содержания «Второзакония».
Главы 1-6. Моисей напоминает новому поколению евреев о недавних событиях их новой истории — начале оккупации территорий, выбранных для проживания — захвате земли и полном истреблении народов, которыми правили Сигон, царь Есевонский и Ог, царь Вассанский и последующему её разделу между коленами. Всё это делалось, естественно, по плану и во славу Божью, поэтому мыслей о бесчеловечности подобных актов возникнуть не могло. Моисей также поведал о некоторых событиях, произошедших во время 40-летнего пути из Египта в Ханаан — землю, обещанную евреям, слегка искажая факты, чтобы оправдать жестокость наказания строптивого народа справедливым Богом. Он также повторил 10 заповедей, торжественно вручённые евреям на горе Хорив в начале исхода из Египта, умело обернув дело так, что сами же евреи тогда и выбрали его на пост глашатая Иеговинной воли. Во время экскурса в историю, он не упустил ни одного случая непокорности и неблагодарности «жестковыйного» народа по отношению к Богу, совершившему ради них (кто бы мог подумать!) великий, человеколюбивый акт — вывел их из ужасного рабства. О том, было ли рабство в реальности и как евреев из него выводили, мы рассказывали ранее. Моисей популярно объяснял, за что же любящий Бог, который «носил тебя, как человек носит сына своего, на всем пути» (Втор. 1:31) лишил огромное количество людей возможности вести нормальный образ жизни, вместо которого на протяжении долгих лет он методически уничтожал не подходящих для его целей людей, причём в больших количествах. А за что же? Да всё за то же, за что и сам Великий Выводящий лишился возможности ступить на обещанную землю. За неисполнение или неточное исполнение приказов. И это преподносилось новому поколению, как нечто само собой разумеющееся, как нормальное явление! И оно, это поколение, искренне считало, что это нормально. Как считают это нормой и по сей день.
Главы 6-11. Подробные инструкции по уничтожению коренных народов, проживавших на обещанной евреям территории, приводятся вперемешку с бесчисленными призывами бояться и слушаться Всеблагого, а также строгими приказами передавать покорность Богу своим детям. Ещё одно очень богоугодное дело — уничтожение большого количества людей, принадлежащих к другим племенам. Оправданием такого геноцида, с точки зрения Милосердного, служила их аморальность, бесчеловечность и мерзость — ведь верили-то в других богов! А в общем-то, к тому времени евреев приучили к массовым убийствам — на них же и тренировались.
Главы 12-26 являются повторением и дополнением свода законов, данных в предыдущих книгах. Вот, некоторые из них:
q Когда евреи завоюют и заселят всю землю обетованную, жертвы должны будут приноситься только в одном определённом месте, которое выберет сам Боженька.
q Уничтожению подлежали абсолютно все места поклонения идолам, вплоть до сжигания рощ.
q Запрещалось сжигать, рвать или портить любую книгу или свиток, в котором упоминается имя Иеговы.
q Запрещалось возводить индивидуальные жертвенники и святилища.
q Запрещалось в пустыне есть мясо, как будничную пищу. Каждое животное должно было быть приведено к скинии и там принесено в жертву.
q Запрещалось употреблять в пищу кровь животных.
q Лжепророков и призывающих перейти в другую веру (в том числе и родственников) — побить камнями. Город, жители которого начали поклоняться другим богам — разрушить, жителей — вырезать, скот и всё остальное — сжечь.
q Запрещалось употреблять в пищу мясо неразрешённых законом животных, птиц и рыб.
q Вменялось в обязанность отделять десятину для левитов.
q Каждый седьмой год — год прощения долгов. Чужеземцам долги прощать запрещалось.
q Еврею разрешалось самому себя продавать в рабство другому еврею. На 7-й год хозяин должен отпускать раба со всем необходимым для начала новой жизни.
q Если местные суды затруднялись вынести решение, то дело должно передаваться на рассмотрение левитам.
q Священники и левиты не должны были владеть земельными наделами.
q Небольшая их часть должна жить при Храме, остальные — среди колен.
q Доходы от жертвоприношений должны между ними делиться в равных долях.
q Евреи должны организовать 6 городов-убежищ для совершивших непреднамеренное убийство, которые считаются до суда неприкосновенной личностью.
q В отличие от того, кто убил в процессе работы, по неосторожности или, проявив халатность, убийца, совершивший преступление преднамеренно, должен быть предан смерти.
q Запрещалось передвигать границы земельных наделов.
q При осаде города, сначала нужно предложить мир. Если осаждённые согласятся, то нужно город обложить данью, если нет — то осадить и истребить всех мужчин. Женщинами и скотом разрешалось пользоваться. Но это касалось только дальних городов. В городах же ханаанских в живых нельзя было оставлять никого.
q Буйный, непокорный сын, который, к тому же, являлся мотом и пьяницей, забивался камнями насмерть.
q Запрещается женщинам носить мужскую одежду, а мужчинам — женскую.
q Каждый еврей обязан возвратить любую вещь, потерянную другим евреем.
q Запрещалось брать проценты с еврея. С иноземца — можно.
Целая глава (27) посвящена распоряжениям Моисея о подготовке к торжественному переходу через Иордан, подробным инструкциям о том, как пометить территорию (возвести жертвенники), а также был дан порядок благословений и проклятий народа перед вступлением на Святую Землю. Благословения не приводятся. А вот проклятию подвергались:
· тот, кто сделает изваянный или литый кумир и поставит его в тайном месте,
· кто злословит отца своего или матерь свою,
· кто нарушает межи ближнего своего,
· кто слепого сбивает с пути,
· кто превратно судит пришельца, сироту и вдову,
· кто ляжет с женою отца своего,
· кто ляжет с каким-либо скотом,
· кто ляжет с сестрою своею, с дочерью отца своего, или дочерью матери своей,
· кто ляжет с тёщею своею,
· кто тайно убивает ближнего своего,
· кто берёт подкуп, чтоб убить душу и пролить кровь невинную,
· кто не исполнит слов закона сего и не будет поступать по ним.
Тему проклятий и благословений продолжает следующая глава. В ней Иегова через Моисея ясно даёт понять своим избранным овцам, что их ждёт в случае исполнения всех заповедей, а что в противном случае. Причём, всяческих кар и наказаний чуть ли не в 5 раз больше, чем благословений, а их разнообразие просто ошеломляет. И откуда у Всеблагого и Всемилостивейшего такой набор изощрённых кошмаров, приготовленных для любимого народа?
Ну и последние проклятия в этой книге — Песнь Моисея, которой он конечно же научил сынов Израилевых. Тоже весьма «вдохновляющий» гимн и, главное, «человеколюбивый»:
«Соберу на них бедствия и истощу на них стрелы Мои: Будут истощены голодом, истреблены горячкою и лютою заразою; и пошлю на них зубы зверей и яд ползающих по земле» (Втор. 32:23-24).
«Упою стрелы Мои кровью, и меч Мой насытится плотью, кровью убитых и пленных, головами начальников врага» (Втор. 32:42).
Книга заканчивается смертью величайшего и добрейшего еврейского пророка, пославшего на смерть миллионы своих соплеменников. А вот, где он похоронен, библеписцы не говорят. Может не дождались окончания торжеств?
Выводы
1. Пятая книга Моисея «Второзаконие» является повторением всех законов и моральных принципов, приведённых в предыдущих четырёх книгах. Законов много, и касаются они всех сторон жизни простого еврея. Однако основным законом является один-единственный — слепое и рабское поклонение Иегове. Будешь выполнять его — будешь жив, не будешь, значит, жив не будешь.
2. Моисей произносил свою прощальную речь уже перед совершенно другими людьми. Это поколение, не знающее ни добра, ни зла, выросло в пустыне. Обновлённый еврейский народ никогда не видел ничего другого, кроме образа жизни, организованного для них Иеговой с помощью Моисея и левитов. Он естественно никогда не видел Египта и о жизни в нём знал лишь по рассказам, так как живых свидетелей той жизни уже не осталось. Следовательно, такому «беспамятному» народу можно было говорить всё, что угодно и так, как это было угодно властвующим структурам. Так, вывод евреев из Египта и 40-летние мытарства в пустыне преподносятся в книге исключительно, как забота Иеговы о народе, а не, как селекция и воспитание фанатиков. Новому поколению, можно было бессовестно заявить «...вот, сорок лет Господь, Бог твой, с тобою; ты ни в чем не терпел недостатка» (Втор. 2:7). Да уж, голода, жажды, казней, запугивания и всяческих поборов евреи хлебнули в полной мере, по воле избравшего их Иеговы. Новым евреям было легко внушить мысль о несравненной мудрости и разумности данных Иеговой законов, сравнивать-то не с чем было, да никто и не пытался, мысли даже такой не было. А попутно внушалась мысль, что такие справедливые постановления и законы могут быть только у великого народа.
3. Моисей оставил еврейскому народу их духовное наследие. Очень хорошо. Рады за них. А причём здесь мы? Почему мы должны тратить прорву времени на изучение безумного количества законов, по которым евреи жили в пустыне несколько тысяч лет назад? Почему мы не изучаем законы, по которым жили наши светлые предки несколько тысяч лет назад?
4. Любящий и заботливый бог, декларируемый Моисеем, на самом деле, угробил кучу еврейского народа, вместе с другими народами. Зачем, вот уже 2 тысячи лет, нас заставляют верить в Иегову — бога-ревнителя, бога-убийцу, при этом называя его любящим?