Летию со дня кончины посвящается
Летию со дня кончины посвящается
Андреевский кавалер - Митрополит Санкт-Петербургский и Новгородский Антоний I (Григорий Антонович Рафальский).
Биографы Митрополита Антония I указывают в его жизни видимые предуказания Божия Промысла на высокое церковное служение владыки, выпавшее к концу его дней.
Митрополит Антоний I сыном был священника церкви села Гнуйны, или Нуйны, Волынской епархии Ковельского уезда.
Будущий владыка, а в миру Григорий Антонович Рафальский, появился на свет Божий 19 февраля (4 марта) 1789 года. В простоте деревенской обстановки глубокого Полесья или трудовой жизни священнической семьи отец часто приносил младенца в церковь, и он почивал у самого подножия престола, когда отец совершал священно служение.
Начало служения
Когда ребенок подрос, его отдали, за отсутствием на Волыни православных духовных училищ, в униатское, базилианское при Верховском монастыре училище. Но вскоре на Волыни была открыта Духовная семинария, и он перешел в нее. Окончив курс с блестящим успехом, Григорий назначен был в Киевскую Академию, но, заболев, не мог отправиться в Киев, и остался учителем в семинарии. Тотчас по окончании курса, в 1809 году, он женился, принял священничество и был определен к соборной Преображенской церкви в городе Остроге. В 1815 году оставил учительство, но сохранил должность эконома семинарии, а позднее назначен был благочинным.
В первые годы священничества получил он чин протоиерея. Будучи кафедральным протоиереем, Григорий поддерживал постоянные связи со своими бывшими учениками, ставшими воспитанниками Киевской Академии, и по переписке с ними и их лекциям как бы проходил академический курс.
Господь даровал ему случай проявить и свою распорядительность, и хозяйственные способности при охранении в 1812 году казенного имущества во время нашествия диктатора Наполеона и при возобновлении монументального Острожского монастыря, остававшегося после разграбления иезуитами в развалинах. Кротким обхождением, и особенно увлекательным словом, расположил он к себе католиков и униатов, и некоторые из них перешли в православие. Острожский протоиерей приобрел уже прочную известность на Волыни, но оставаться в Волынских краях ему оставалось недолго. В 1821 году скончалась супруга его.
Местный Преосвященный, пребывавший тогда в городе Остроге, Стефан (Романовский) задумал направить Григория по пути монашества, и взял его в 1823 году к себе экономом Архиерейского дома. Протоиерей Рафальский состоял и членом Консистории. Когда Преосвященный Стефан переведен был в Вологду и в Острог прибыл новый епархиальный владыка Епископ Амвросий (Морев) (1785-1854), протоиерей Рафальский, пользовавшийся большим при прежнем владыке, в 1828 году выжит был из Острога и получил место при соборе в городе Кременце.
В Кременце учителем он был в лицее и присутствующим в Духовном правлении. Здесь приобрел он всеобщее уважение. Местные военные и гражданские русские власти относились к нему с глубоким уважением, и военный губернатор Потемкин решился даже представить Государю Императору Александру I Павловичу (1777-1825) о нем памятную записку. Он не успел этого сделать, но записка все же представлена была его преемником – генерал-губернатором Левашовым, который однажды на обеде в присутствии Митрополита Киевского и кавалера Евгения (Болховитинова) сказал о протоиерее Рафальском: «Я нашел в протоиерее Рафальском такого умного и образованного человека, какого не встречал ни между белым, ни между черным духовенством».
Когда после усмирения польского мятежа в 1831 году, решено было передать православным Почаевскую Лавру, принадлежащую униатам, для приема Лавры, по настоянию гражданских властей и чинов, прибывших из Санкт-Петербурга, в приемную комиссию назначен был протоиерей Рафальский. В этом деле он выказал выдающийся такт, и ему удалось почаевских монахов-базилиан обратить в православие. После этого Святейший Синод поручил Епископу Амвросию (1742-1818) склонить протоиерея Рафальского к монашеству. Но он отказался, «несмотря на двукратное предписание». Тогда Московский Митрополит Филарет (Дроздов) (1782-1867) написал ему собственноручное письмо о том, что Государь Император Николай I Павлович желает видеть его наместником Почаевской Лавры. И вот каков был ответ истинного русского священника на этот призыв: «Воля Государя моего есть воля Божия, и я Свято повинуюсь ей». Так, в ноябре 1832 года представил он новому Волынскому Преосвященному Иннокентию (Сельнокринову-Коровину) (1778-1840) прошение о дозволении поступить в монашество.
Архиепископ Варшавский
В 1840 году владыка Антоний Высочайше назначен был Архиепископом Варшавским.
Фанатичная, утопающая в еврейско-польском бунте Варшава требовала от православного Епископа большого такта. «Епископ Антоний с блестящим успехом выполнил свое назначение. Необыкновенным благоразумием и истинной христианской любовью он скоро расположил к себе не только русских православных, но и польских вельмож-католиков». Вместе с тем Преосвященный Антоний выказал выдающиеся организаторские и устроительные дарования. Он устроил кафедральный собор и Архиерейский дом; привел в прекрасное положение Яблочинский монастырь.
Государь Подвиголюбивый Николай I Павлович покровительствовал ему и впредь: владыка быстро возвышался в своем служебном положении, и за девять лет Высочайше пожалован был тремя орденами Святой Анны, Святого равноапостольного Великого Князя Владимира и Святого благоверного Великого Князя Александра Невского.
Наконец, в 1840 году владыке Антонию Высочайше пожалован чин Архиепископа.
Слово
Александр Рожинцев
28 ноября 2017 года
Святой град Владикавказ
летию со дня кончины посвящается